Основные этапы становления и развития федеративного устройства РФ.

В России основу федерализма составляет гарантированное разделение власти между центром и региональными органами власти. Современная Россия обладает следующими общими для всех федеративных государств характеристиками:

1)наличие писаной конституции: разделение власти должно быть четко определено, центральному правительству и руководству субъектов Федерации необходимы твердые гарантии того, что они не могут быть лишены предоставленных им прав. Конечно, никакая конституция не может служить абсолютной гарантией, но, тем не менее, является необходимым компонентом федерализма;

2) двухпалатный парламент: Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат. Государственная Дума представляет население страны в целом, Совет Федерации — субъекты Федерации, то есть является органом представительства регионов на общегосударственном уровне управления;

3) право субъектов Федерации принимать участие в изменении федеральной конституции и самостоятельно вносить изменения в собственную конституцию. Изменения федеральной конституции не могут быть проведены без согласия субъектов Федерации;

4) равное и, в таком случае, непропорциональное представительство небольших субъектов Федерации в верхней палате парламента. Поскольку все субъекты Федерации имеют равное представительство (по два человека), небольшие субъекты получают преимущество, так как их немногочисленное население имеет такое же представительство, как и население крупных образований;

5) децентрализация государственного управления.

В то же время в современной России в силу особенностей ее политического развития федерализм имеет ярко выраженную специфику, проявляющуюся, прежде всего, в особенностях становления и развития России как федерации.

Становление и развитие России как федеративного государства прошло ряд этапов:

1 этап – до 1918 года

- 25 января 1918 года – принимается Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая впервые провозгласила Россию федеративным государством. В ней говорилось, что «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик».

- 10 июля 1918 года – принимается Конституция РСФСР, которая юридически закрепила федеративное государственное устройство.

Особенностью федерации на этом этапе было то, что она создавалась на принципе автономии. Это значит, что не вся территория государства состояла из территорий субъектов федерации. На территории России в областях, отличавшихся особым бытом и национальным составом, могли создаваться автономные образования. В начале 1918 года такими автономными образованиями были только автономные республики. (Позднее появляются еще две формы автономий – трудовые коммуны и автономные области.)

Таким образом, формами автономий в составе России в 1918 – 1920 –е годы были:

- автономная республика;

- трудовая коммуна (со второй половины 1918 года);

- автономная область (с 1920 года).

Процесс формирования автономных образований в целом был завершен к 1922 году. Различия между видами автономных образований заключались в том, что автономная республика имела более высокий статус, в том числе имела свои органы власти.

2 этап – 1922 год

В это время Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика вошла в состав Советского Союза Социалистических Республик. Юридически это было оформлено подписанием Договора об образовании СССР и принятием Конституции СССР 1924 года. Таким образом, РСФСР стала частью союзного государства. В этот период происходят изменения в федеративном устройстве самой Российской республики:

- трудовые коммуны как формы автономий были преобразованы в автономные республики;

- возникает новая форма автономий – национальный округ, первым из которых стал округ, образованный в составе Пермской области в 1925 году – Коми-Пермяцкий. Впоследствии были образованы Чукотский, Эвенкийский, Таймырский, Ненецкий и другие национальные округа. Таким образом, с созданием национальных округов автономию получили малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Поэтому до 70-х годов XX века формами автономий в составе РСФСР были:

- автономная республика;

- автономная область;

- национальный округ.

Впоследствии Конституцией СССР 1977 года национальные округа были переименованы в автономные округа (данное название сохраняется и сегодня в Конституции РФ 1993 года). В результате Конституция РСФСР 1978 года закрепила в составе российского государства следующие формы автономий:

- автономная республика (их было 16);

- автономная область (их было 5);

- автономный округ (их было 10).

3 этап – 1990 год, который связан с существенными изменениями в федеративном устройстве РСФСР

12 июня 1990 год – принимается Декларация о государственном суверенитете в силу двух причин:

1) распад СССР;

2) рост сепаратистских тенденций в составе самой российской республики и требования ряда республик выхода из ее состава.

Все эти события привели к принятию 31 марта 1992 года Федеративного договора, содержание которого предусматривали положения о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

Фактически данный договор состоял их трех частей:

1. Договор о разграничении полномочий между Федерацией и суверенных республик в составе РФ.

2. Договор о разграничении полномочий между Федерацией и краями, областями, городами федерального значения.

3. Договор о разграничении полномочий между Федерацией и автономной областью и автономными округами в составе РФ.

Договор имел важное значение на данный исторический период, который учеными называется «парадом суверенитетов»:

1) договор позволил сохранить целостность и единство государства;

2) договор признал субъектами Федерации такие территориальные образования как края, области и города федерального значения (до этого в составе РСФСР были лишь субъекты, образованные по национальному признаку);

3) в договоре были разграничены полномочия между органами власти Федерации и органами власти субъектов. Такое разграничение было необходимо, так именно в нем и заключается сущность федеративных отношений. При этом перечень вопросов, по которым законодательное регулирование осуществлялось исключительно РФ и исключительно субъектами РФ, был закрытым. Это являлось определенной гарантией соблюдения прав субъектов Федерации.

4) В договоре впервые устанавливался перечень совместного ведения РФ и ее субъектов, тех сфер, в рамках которых законодательное регулирование могли осуществлять как органы Федерации, так и органы субъектов Федерации.

Подписание Федеративного договора 1992 года вызвало среди ученых дискуссию о характере РФ и о том, каким именно документом была закреплена федеративная форма территориального устройства: либо Конституция РСФСР 1918 года (значит РФ является конституционной федерацией), либо данным Договором (значит Ф является договорной федерацией).

4 этап – 1993 год

12 декабря 1993 год – принятие Конституции РФ, которая юридически закрепила федеративное устройство государства. Положения Федеративного государства вошли в нормы Конституции РФ. При этом в Заключительных и переходных положениях Конституции закреплено, что в случае несоответствия Федеративного договора Конституции РФ, действуют положения Конституции РФ.

В Конституции РФ в отличие от Федеративного договора нет упоминания о суверенитете республик. Она признала равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Конституция РФ 1993 года закрепляет шесть видов субъектов Российской Федерации:

1) республика – 22

2) края – 9

3) области – 46

4) города федерального значения – 3

5) автономная область – 1

6) автономные округа – 4

Всего 85 субъектов входят в состав Российской Федерации. Их перечень содержится в части 1 статьи 65 Конституции РФ.

Таким образом, Конституция РФ 1993 года предусматривает в составе Российского государства:

- национальные образования – это республики

- территориальные образования – это края, области, города федерального значения

- автономные образования – это автономная область и автономные округа.

Вывод: Таким образом, мы можем придти к выводу, что Российское государство прошло последовательный путь от унитарной формы устройства к федеративной, каждый из этапов которого знаменовался принятием нормативного акта конституционного значения.

Тенденцией развития федеративных отношений в Российском государстве на современном этапе является, прежде всего, изменение субъектного состава Российской Федерации (в сторону сокращения); исключение – принятие в состав РФ двух новых субъектов – Крыма и Севастополя.

В любом случае с 1993 года общее количество субъектов Российской Федерации сократилось с 89 до 83 (до марта 2014 года), сейчас их количество составляет 85.

Остановимся на данном вопросе более подробно.

2. Изменение субъектного состава Российской Федерации регулируется

А)Конституцией РФ (глава 3) и

Б)Федеральным конституционным законом от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и возможно в двух ситуациях:

1) включение в ст.65 Конституции РФ названия нового субъекта РФ в результате:

а) принятия в РФ нового субъекта. Это связано с предварительным заключением международного договора о добровольном территориальном присоединении другого государства либо его части с ратификацией такого договора и последующим внесением Президентов РФ в ГД проекта ФКЗ «о принятии в состав России нового субъекта».

Пример: Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

б) образования в составе РФ нового субъектов результате объединения двух и более граничащих друг с другом субъектов РФ с предварительным проведением референдума в объединяющихся субъектах РФ. Президент РФ вносит в ГД проект ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта». Название нового субъекта вносится в Конституцию (в ч.1 ст.65) на основе выше указанного ФКЗ.

Примеры:

2004 год - объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (образован Пермский край)

2005 год – объединение Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (Красноярский край включил в свой состав автономные округа)

2006 год – объединение Камчатской области и Корякского автономного округа (образован Камчатский край)

2006 год – объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (Иркутская область включила в свой состав автономный округ)

2007 год – объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (образован Забайкальский край).

2) изменение названия уже существующего субъекта РФ происходит по его собственной инициативе по итогам проведения референдума без каких-либо дополнительных законодательных процедур. Право включать новое название субъекта в Конституцию РФ предоставил Президенту РФ Конституционный Суд РФ (Постановление от 28 ноября 1995 г.). Согласно данному Постановлению изменения наименования субъекта РФ включаются в текст статьи 65 Конституции РФ указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке.

Примеры смены названия субъекта:

- изменение наименования Ханты-Мансийского автономного округа на Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

- изменение наименования Чувашской Республики - Чаваш республики на Чувашскую Республику – Чувашию

- изменение наименования Республики Калмыкия - Хальмг Тангч на Республику Калмыкия

- изменение наименований Ингушской Республики на Республику Ингушетия

- Республики Северная Осетия на Республику Северная Осетия - Алания

Вывод: Таким образом, федеративные отношения в Российском государстве имеют свойство изменяться. Все подобные изменения в обязательном порядке отражаются в тексте Конституции РФ.

Наши рекомендации