Тест №1 «Умеете ли вы слушать?» (Взаимооценка в парах.)

Психологи считают, что многие из нас не умеют слушать (и слышать!) то, что нам говорят. Даже когда мы не перебиваем собеседника и смотрим на него, многие слова «пролетают мимо». Кстати, из-за этого могут разрушиться приятельские отношения, отношения в семье, дети могут разочароваться в родителях, у руководителей остается превратное мнение о подчиненных, у подчиненных - о начальнике.

Чтобы определить умение слушать, предлагается тест, на 10 вопросов которого следует дать ответы:

- почти всегда - 2 балла;

- в большинстве случаев - 4 балла;

- иногда - 6 баллов;

- редко - 8 баллов;

- почти никогда - 10 баллов.

Старается ли ваш товарищ закончить беседу, если тема и собеседник ему неинтересны?

Могут ли его раздражать манеры собеседника?

Может ли неудачное высказывание спровоцировать вашего товарища на резкость или грубость?

Избегает ли ваш товарищ вступать в беседу с неизвестным или малознакомым ему человеком, даже когда тот стремится к этому?

Имеет ли ваш товарищ привычку перебивать собеседника?

Делает ли ваш товарищ вид, что внимательно слушает, а сам думает совсем о другом?

Меняется ли тон, голос, выражение лица, лексикон в зависимости от того, с кем говорит ваш товарищ?

Меняет ли ваш товарищ тему, если его собеседник коснулся «щекотливой» темы?

9. Поправляет ли ваш товарищ собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, термины, вульгаризмы?

Может ли быть тон вашего товарища снисходительным, поучительным, с оттенком пренебрежения и иронии в общении?

Слушатель среднего уровня наберет 55 баллов. Если сумма баллов выше 62, то ваш товарищ - хороший собеседник и слушатель. Если ниже 48 баллов, вашему товарищу нужно быть внимательнее к тому. Что говорят окружающие.

Тест №2 «Приятно ли с вами общаться?» (Самооценка, ответы: да – нет.)

Вы любите больше слушать, чем говорить?

Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

Любите ли вы давать советы?

Если тема разговора вам не интересна, станете ли показывать это собеседнику?

Раздражаетесь, когда вас не слушают?

У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

Вы любите быть центром внимания?

Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

Вы хороший оратор?

Дата: Класс: 9 урок 66
Тема: Сложное предложение. ССП. Отличие от простого предложения с однородными членами. СПП.
Цель урока: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа; формировать потребность работать со словарём, позитивное отношение к исследовательской работе; совершенствовать речевую деятельность школьников;
Ожидаемый результат: научиться определять вид ССП, научиться различать виды ССП..
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент.Приветствие. Формулирование цели и задач урока. Обоснование взаимосвязи с предыдущим уроком. Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы. пазлы  
5 мин. II. Проверка домашней работы.С помощью метода «Аквариум» проводит проверку домашней работы. Задание: определите тип предложения по структуре, докажите правильность вашего выбора Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли! И стало слышно, как над крышей тоскливо воют провода В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла, над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола Синтаксический разбор предложения (1 ученик работает у доски) Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат. - Дополнительное задание: назовите виды орфограмм в корнях слов. - Какие буквы в записанном предложении обозначают 2 звука? Почему? - Итак, это ССП. Какие предложения называются сложносочинёнными? - А как отличить ССП от простого предложения с однородными членами? - Составьте предложения по схемам на тему «Осень в лесу» [ - = o, и о, и о ].   [ - = ], и [ = ], и [- = ]. Ученики проявляют свои знания.    
20 мин. III. Актуализация знаний. Игра «Лингвистическая миниатюра». На столах для каждой группы предложения. Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело. Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов) Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин) Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев) Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский) Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой. (А.С.Пушкин) Задание 1 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения, выделить грамматическую основу предложений и однородные члены. 2 группа – записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, выделить грамматическую основу и союзы. 3 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочинённые конструкции; выделить грамматические основы и союзы. Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя. Ученики фиксируют его в тетрадях. Записывают примеры в тетрадях.   - Кроме того, мальчик не ведёт собаку, а они гуляют как равные. - На втором рисунке в поводок включён подчинительный союз если, а собака вынуждена подчиняться хозяину. - Бессоюзные предложения состоят из частей, связанных интонацией и по смыслу, но без союзов. На нижнем рисунке мальчик и собака идут вместе свободно, не связанные поводком.   Учебник    
10 мин. IV. Закрепление урока. По методу«Ассоциативная карта» проводит закрепление урока. Учащиеся проявляют свои способности по данной теме.  
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: - Что показалось наиболее сложным? - По какому вопросу мог бы оказать помощь другу? - Удовлетворены ли вы своей работой на уроке? Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.   Стикеры   Светофор
2 мин. VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.    


Итог урока:________________________________________________________________________

Положительные стороны урока:_______________________________________________________

Отрицательные стороны урока:________________________________________________________

Дата: Класс: 9 урок 67  
Тема: Диктант  
Цель урока: обобщить и ситематизировать знания учащихся по пройденным темам
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.  
5 мин. II. Мотивация к изучению нового. С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока. Ученики отвечают на вопросы учителя.  
30 мин. III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Диктует ученикам текст. Предлагает ученикам выполнить грамматическое задание. Под диктовку учителя записывают диктант. Выполняют грамматическое задание. Сборник диктантов
5 мин. V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. По методу «Телеграмма» проводит рефлексию. - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Какие знания у вас были крепкими?   Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Ученики пишут телеграмму своему соседу по парте. Дерево Блоба   стикеры
2 мин. VI. Домашняя работа.Объясняет особенности выполнения домашней работы: Повторить теоретический материал по теме «ССП».   Записывают домашнюю работу в дневниках.    

Итог урока:___________________________________________________________________

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

Дата: Класс: 9 урок 68
Тема: СПП предложение с несколькими придаточными. БСП. Сложное предложение с разными видами связи Знаки препинания в сложном предложении. Конструкции, осложняющие предложение. Предложения с прямой и косвенной речью
· Цель урока: закреплять умения анализировать и строить СПП с несколькими придаточными; · совершенствовать пунктуационные навыки в СПП; · обобщить и систематизировать материал по указанной теме; Развивающие цели: · развивать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы; · развивать различные виды внимания;
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. Постановка задач урока перед учащимися. Ученики осмысливают поставленную цель.  
5 мин.   II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Мозговой штурм» проводит проверку домашней работы. 1.На какие три основные группы делятся сложные предложения? (ССП, СПП, БСП) 2.Какой главный признак сложноподчиненных предложений? (Состоят из главного и придаточного предложений). 3.Что поясняет придаточное предложение? (Придаточное предложение поясняет слово, или словосочетание, или все главное предложение). 4.Какое место может занимать придаточное предложение? (Придаточное предложение может стоять перед главным, или внутри него, или после него). 5.На какие группы по значению придаточных делятся СПП? (СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. СПП с придаточными обстоятельственными делятся на следующие виды: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия). 6.Какие виды подчинения возможны в СПП с несколькими придаточными? (Последовательное подчинение, параллельное, однородное, комбинированное). 7.Как ставятся знаки препинания между однородными придаточными? (Знаки препинания между однородными придаточными ставятся так же, как и между однородными членами предложения). 8.Какие знаки препинания ставятся в СПП при последовательном подчинении, если рядом оказываются 2 союза или союзных слова? (Запятая ставится. Не ставится в том случае, если далее идет вторая часть союза – ТО или ТАК).   Ученики отвечают на вопросы учителя.    
20 мин. III. Новая тема.С помощью метода «Кластер» осуществляет усвоение данного материала. Найти предложения, соответствующие схемам (по группам. Выписать, графически объяснить, определить вид подчинения, значение придаточных. 1 Группа 1) [ ] , ( ) , ( ) 2) ( ) , [ ] , ( ) , ( ) 2 группа 1) ( ) , [ ] , ( ) 2) [ ] , ( ) , ( )   Ученики отвечают на вопросы учителя. Составляют кластер. По предложенным ответам, ученики раскрывают тему урока. . учебник
10 мин. IV. Закрепление урока. С помощью стратегии «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока. 1.Знаки препинания между однородными придаточными предложениями. Записать предложения, объяснить знаки препинания, указать схемы, которым они соответствуют. Работа у доски и в тетрадях.   - Было славное весеннее утро, когда в роще только начинали расцветать деревья и когда птицы пели звучные гимны солнцу. [ ] , (когда) и (когда)   - Ведь, если я гореть не буду, и если ты гореть не будешь, и если он гореть не будет, то кто ж тогда рассеет тьму? (Назым Хикмет) (Если), и (если), и (если), [то ]. -Какие случаи отсутствуют? Привести и записать собственные примеры. [ ] , ( ) , ( ) [ ] , ( ) и ( ) , ( ) и ( ) 2.Знаки препинания в СПП при последовательном подчинении при двух рядом стоящих подчинительных союзах или союзных словах.   Записать предложения, составить схемы, сформулировать правило. - Майор рассчитывал, что, если разведчики успеют передать нужные сведения, батальону удастся выполнить задание. [ ] , (что, (если…),..) - Какая это великая истина, что когда человек весь отдается лжи, то его оставляет ум и талант! (В.Белинский) [ ] , (что (если…), то…) Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя.   карточки  
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. - Чему научил вас урок? - Какое впечатление осталось у вас от урока? Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.   Дерево Блоба   стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

Итог урока:___________________________________________________________________

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

«

Наши рекомендации