Понятие государства. Теории возникновения государства.
Государство представляет собой сложное социальное явление. По мнению историков, государство как социальный институт возникло более 5 тыс. лет назад. Появившись в глубокой древности, оно проделало значительную эволюцию от первых примитивных государственных образований до современных форм правового и социального государства. В науке нет общепринятого понятия государства. В самой общей форме под государством следует понимать политическую организацию общества, обладающую властными полномочиями, аппаратом управления и принуждения, выражающую преимущественно интересы доминирующего социального слоя и выполняющую социально значимые для всего общества задачи.
Вопрос о возникновении государства до сих пор остается дискуссионным: многие поколения ученых пытались дать ответ на него. Были созданы и получили широкое распространение различные теории происхождения государства, в которых по-разному объяснялись причины и пути образования государства, его природа и сущность.
Одной из первых появилась патриархальная теория, предложенная Аристотелем. Считая, что прообразом государства является семья, Аристотель смотрел на государственную власть как на продолжение отцовской ( патриархальной ) власти, которая, первоначально охватывая только семью, постепенно распространяется на все население полиса.
В средние века, в условиях монопольного господства христианско-религиозного мировоззрения, преобладающие позиции заняла теологическая ( религиозная ) теория. Ее основателями считаются христианские философы-богословы Аврелий Августин и Фома Аквинский. Согласно их учению, государство возникает и развивается как осуществление божественного замысла. В более позднее время ( XVII в. ) представления об изначальной данности Богом государственных установлений разделял английский мыслитель Р. Филмер.
Философская и политическая мысль Нового времени обосновала естественно-правовую, или договорную, теорию, согласно которой главной причиной возникновения государства является свободная воля людей, заключивших между собой общественный договор. Эту идею впервые выдвинул голландский мыслитель Г. Гроций. Позднее она получила развитие в сочинениях Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей.
Английский философ и социолог Г. Спенсер, считающийся видным представителем органической теории, сравнивал государство с живым организмом. По его мнению, государство представляет собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток.
Сторонники психологической теории, одним из основателей которой был русско-польский социолог и юрист Л. И. Петражицкий, видели причину образования государства в естественной потребности людей жить в организованном обществе, а также в психологической необходимости слабых подчиняться воле более сильных людей.
Австрийский социолог Л. Гумплович и немецкие ученые Е. Дюринг и
К. Каутский разработали теорию насилия. Они полагали, что государство возникает в результате внешнего ( завоевание одного народа другим ) или внутреннего ( политическое и экономическое подчинение одних членов общества другими ) насилия.
В отечественной науке о государстве почти семьдесят лет господствовала марксистская теория происхождения государства. К. Маркс и Ф. Энгельс связывали появление государства с экономическими изменениями в обществе: общественным разделением труда, появлением частной собственности и классов, а сущность государства сводили к обеспечению интересов экономически господствующего класса. В данной теории, как и в любой научной теории, есть как сильные, так и слабые места. К сильным следует отнести убедительное доказательство роли и значения экономического фактора в становлении государства. Общественно-историческая практика показала, что естественный ход развития общества, его хозяйства неизбежно приводит к возникновению противоположных экономических интересов и, соответственно, антагонистических общественных классов, создавая, таким образом, потребность в особой политической организации – в государстве. Слабым же местом марксистской теории является недооценка биологических, психологических, нравственных, этнических и иных факторов в образовании государства.
В новейшей научной литературе, особенно во франкоязычной, значительной популярностью пользуется олигархическая теория. Согласно ей, в любом человеческом сообществе существует возникшая из естественных различий физических и духовных способностей его членов определенная иерархия ( ранжировка ) людей. В результате выделяется элита ( «олигархи» ), занимающая главенствующее положение в обществе, появляется политическая власть и рождается государство.
Такое разнообразие мнений по поводу причин возникновения и сущности государства связано с тем, что авторы данных теорий жили в разное время и в различных социально-политических условиях. К тому же сама проблема сложна и многоаспектна. Сегодня очевидно, что любая из теорий в значительной степени представляет собой субъективный взгляд ее авторов и сторонников на объективные процессы возникновения и развития государства, а само изучение феномена государственности должно учитывать всю совокупность политических, экономических, социальных, этнических, личностных факторов.