Вождь всех народов, кроме «избранного»
В ряде антисталинских статей в качестве доказательства антисемитизма Сталина говорят, что он еще в 1907 году призывал к погрому евреев-меньшевиков в РСДРП. В качестве подтверждения этого приводят его статью «Лондонский съезд РСДРП. Записки делегата» (1907). В действительности же этот «шуточный» призыв принадлежит не ему. Сталин писал в той статье: «Статистика показала, что большинство меньшевистской фракции составляют евреи, далее идут грузины, потом русские. Зато громадное большинство большевистской фракции составляют русские, далее идут евреи, затем грузины и т. д. По этому поводу кто-то из большевиков заметил, шутя (кажется, тов. Алексинский), что меньшевики – еврейская фракция, большевики – истинно русская, стало быть, не мешало бы нам, большевикам, устроить в партии погром». Правда, люди, знавшие Сталина на Кавказе, утверждают, что уже тогда он говорил грузинским рабочим, что «евреи народ трусливый», что они «трусы и торгаши» и что Ленин будто бы возмущен тем, что Бог послал ему Мартова, Дана, Аксельрода – «жидов обрезанных».
Часто забывают, говоря об антисемитизме Сталина, что в конце 1912–1913 году в Кракове Сталин по настоянию Ленина написал большую статью «Марксизм и национальный вопрос», в которой изложил ленинские взгляды на пути решения национального вопроса и подверг критике программу «культурно-национальной автономии» австро-венгерских социалистов, а также претензии Бунда быть единственным представителем евреев. Полемизируя с О. Бауэром, считавшим главным признаком нации общность характера на почве общности судьбы и признававшим евреев нацией, Сталин писал: «… о какой общности судьбы и национальной связности может быть речь, например, у грузинских, дагестанских, русских и американских евреев, совершенно оторванных друг от друга, живущих на разных территориях и говорящих на разных языках?» (Сталин И. В. Собр. соч., т. 2. С. 299). Признавая, что у евреев, имеющих общее происхождение, сохранилась общая религия и некоторые остатки национального характера, Сталин не признавал существования «всемирной еврейской нации». Ленин отредактировал эту статью Сталина и полностью ее одобрил, призвав членов партии в национальном вопросе не сдавать «ни на йоту принципиальной позиции против бундовской сволочи во главе с Трояновским» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 48. С. 169). Большевики выступали, таким образом, не за обособление евреев, а за их ассимиляцию. Работа приобрела известность среди российских марксистов, и с этого времени Сталин считался специалистом по национальным проблемам. В. И. Ленин поручил ему в 1917 г. возглавить Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац) – государственный орган РСФСР, контролировавший в 1917–1923 гг. вопросы национального строительства. Наркомнац направлял и борьбу с антисемитизмом в Советской России. Этот наркомат, а значит и лично И. В. Сталин, готовил все постановления Советской власти на этот счет и фактически гарантировал евреям привилегированное положение. Как уже говорилось, при Ленине и многие годы после него у кормила власти в РСФСР, а затем СССР, в карательных органах, системе пропаганды и культуры количество евреев в процентном отношении было значительно выше их доли в населении СССР. Такое положение сохранялось вплоть до середины 30-х гг. Норманн Кантор, профессор истории Университета Нью-Йорка писал: «В течение «холодной войны» американские еврейские публицисты тратили много времени, чтобы отрицать важнейшую роль евреев в мировом коммунизме. Правда, однако, в том, что до 50-х годов это было действительно так, и этого нет необходимости стыдиться. Евреи должны научиться гордиться теми достижениями, которые были достигнуты еврейскими большевиками в России и вообще где бы то ни было» (Norman F. Cantor. The Jewish experience, “Stalin’s Jews”, p. 364, Castle books, 1996).
«Еврейская хроника» еще в январе 1933 г. констатировала, что «третья часть всех евреев России стала правительственными чиновниками (!)» (The Jewish Chonicle, 06.01.1933). Действительно в 1930-е гг. евреи часто назначались на высокие посты, в частности в Совнаркоме, который при Сталине стал основным центром власти после Политбюро. Заместителями председателя Совнаркома становятся Р. С. Землячка, Л. М. Каганович и Л. З. Мехлис, Б. Л. Ванников становится наркомом вооружения, С. З. Гинзбург – наркомом строительства, Н. М. Анцелович – наркомом лесной промышленности и др. В 1936 году в правительстве СССР было 9 наркомов-евреев: Литвинов, Ягода, Лазарь Каганович, А. Розенгольц, И. Я. Вейцер, М. Калманович, И. Е. Любимов, Г. Каминский, З. Беленький. В те годы Сталин официально выступал, как убежденный пролетарский интернационалист, никто не мог его заподозрить в антисемитизме. Публично он осуждал любые его проявления.
В 40-е годы треть всех Сталинских премий получали деятели науки и техники, культуры и искусства еврейской национальности. Более трети ученых, подавляющее число музыкантов, актеров, кинорежиссеров и других творческих работников составляли евреи. До 1952 г. в СССР евреи занимали ведущие, а то и главенствующие места в партии и большинстве государственных учреждений. «Бесспорно, – пишет израильский исследователь Ж. Тартаковский, – что доля участия евреев в Руководстве СССР в период с 1917 по 1952 г. была очень велика, значительно больше, чем была доля евреев в населении СССР. Более того, и в абсолютных цифрах количество евреев в составе Руководства СССР значительно превышало количество деятелей любой другой национальности, разумеется, кроме русских. Так, с 1917 по 1952 в состав Руководства СССР входили 68 евреев, тогда как за этот же период в состав Руководства СССР входили 49 украинцев, 34 армянина, 26 грузин, 23 латыша, 16 белорусов, 14 азербайджанцев, 13 поляков, 12 туркмен и т. д. При этом надо учесть, что большинство из деятелей – не евреев входили в состав руководства своих Союзных республик, тогда как у евреев на территории СССР никогда не было своего национального образования (не считать же таковым Еврейскую автономную область)». (Тартаковский Ж . Евреи в руководстве СССР (1917–1991). На сайте израильского издательства «Иврус» – www.ivrus.biz.).
Перед самой Отечественной войной, это уже когда Сталин, как предполагается, очистил государственные органы от евреев, 41,1 % членов Верховного Совета СССР имели явные еврейские фамилии. За последующие 40 лет, однако, в состав руководства вошли только 8 евреев (да и то в основном на второстепенных ролях). Как видно, картина изменилась разительнейшим образом. Но это уже было после смерти Сталина. При его жизни антисемитизм Вождя больнее всего ударил по карательным органам. После ликвидации Ягоды и его еврейского окружения Ежов по указанию Вождя истребил 14 тысяч чекистов, в основном еврейского происхождения. Советский разведчик генерал КГБ Павел Судоплатов пишет «Я помню устное(!) указание Обручникова, Заместителя Министра по кадрам, не принимать евреев на офицерские должности. Я не мог себе представить, что такой откровенно антисемитский приказ исходил непосредственно от Сталина». (Судоплатов П. Советская разведка и Кремль). После дела врачей началась антиеврейская чистка во всех государственных учреждениях СССР, в армии и в системе образования. Только в оборонной промышленности, особенно в атомной, евреев не тронули.
В 40-е годы и вплоть до смерти Сталина треть всех Сталинских премий получали деятели науки и техники, культуры и искусства еврейской национальности. Среди них – писатели: Самуил Маршак (1942, 1946, 1949, 1951), Илья Эренбург (1942, 1948, 1951), Эммануил Казакевич (1948, 1950) и другие; кинорежиссер Юлий Райзман (1941, 1943, 1946 – дважды, 1950, 1952), певец Марк Рейзен (1941, 1949, 1951), актер Игорь Ильинский (1941, 1942, 1951), композиторы Дмитрий Шостакович (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Рейнгольд Глиэр (1946, 1948,1950), скрипач Давид Ойстрах (1943), карикатурист Борис Ефимов (1950, 1951) и многие-многие другие.
Стоит отметить, что в советское, особенно военное время, в СССР практически не было антисемитизма. За годы войны орденами и медалями было награждено более 160 тысяч воинов-евреев. Звание Героя Советского Союза было присвоено 131 воину-еврею. Во время войны немало было евреев в высшем и старшем командном составе армии и флота. Среди них было 9 командующих армиями и флотилиями, 8 начальников штабов фронтов, флотов и округов, 12 командиров корпусов, 34 командира дивизии, 23 командира танковых бригад, 31 командир танковых полков. Около 30 тысяч евреев воевало в партизанских отрядах. За годы войны 12 евреям, работавшим в науке и промышленности, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А всего со времени учреждения этого звания оно было присвоено 111 евреям. И то, что вдруг с самого советского верха была дана команда к общесоюзному погрому, было полной неожиданностью для всех, а не только для евреев.
Если следовать теории «еврейского заговора», то «засилье» евреев во всех областях советской жизни можно объяснить с точки зрения конспирологии, что, увы, чаще всего и делается. Но, если взглянуть на эту проблему разумно, учитывая исторические обстоятельства и настоящие статистические данные, а не высосанные из пальца, то картина предстанет несколько иной. Надо учитывать, что за две тысячи лет проживания в диаспоре у евреев выработалась этническая солидарность, которая стала у них почти генетической. Если еврей занимает какую-то руководящую должность, то он всегда будет стремиться окружить себя своими соплеменниками. Иначе эти соплеменники его не поймут. Да и он себя будет чувствовать гораздо уютнее среди «своих». Таков еврейский менталитет. Если государственные мужи будут с учетом этого разумно регулировать кадровый процесс, никакого засилья евреев в государственных учреждениях не будет, а их служение такому государству пойдет ему только на пользу. Ведь даже Ленин говорил «хотя бы об одном еврейчике» в органах Советской власти, но не о поголовной их евреизации.
В Советском Союзе в еврейском вопросе наблюдались метания из крайности в крайность. Сталин, увы, таких метаний не избежал. Если в первые годы Советской власти обвинять его в антисемитизме не было оснований, то очевидно, что интернационализм Иосифа Виссарионовича довольно быстро улетучился после смерти Ленина, и использовался только для официальных заявлений. Не надо забывать, что Сталин формировался в духовной семинарии, где понятия иудей и враг христианства, а значит и России, отождествлялись. Списки книг личной библиотеки Сталина подтверждают, что его затаенное юдофобство подкреплялось и откровенно антисемитской литературой. Сталин проштудировал «Протоколы сионских мудрецов» и книгу «О ритуальных убийствах у евреев» некоего Е. Брандта. При этом Сталин сам открыто и не раз выступал против антисемитизма, в частности в его незабываемом интервью Еврейскому телеграфному агентству, которое вопреки существовавшей в СССР практике, так никогда и не было опубликовано в советской печати. Однако в самый разгар кампании против низкопоклонства перед Западом И. В. Сталин включил в собрание своих сочинений это интервью, в котором говорилось: «Антисемитизм как крайняя форма расового шовинизма является наиболее опасным пережитком каннибализма… Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Потому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма… В СССР строжайше преследуется по законам антисемитизм как явление глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью» (Сталин И. В. Об антисемитизме. Собр. соч. Т. 13, с. 28).
Став генеральным секретарем РСДРП(б) после Гражданской войны Сталин взял себе в помощники евреев Мехлиса (был главным редактором «Правды», похоронен в Кремлевской стене) и Григория Каннера (Каннер был в 1937 г. репрессирован, позднее расстрелян). В число ближайших помощников Сталина вошли также евреи Арон Герценберг и Илья Трайнин, а начальником личной охраны стал еврей Карл Паукер (Герценберг и Паукер были репрессированы, Трайнин стал академиком). Это не говоря уже о том, что многие годы самым близким ему человеком и членом его Политбюро был Лазарь Каганович, занимавшийся до революции сбором шекеля. (См.: Ваксберг А . Из ада в рай и обратно. Еврейский вопрос по Ленину, Сталину и Солженицыну. М.: Олимп, 2003).
Жорес Медведев считает, что «ни антисемитом, ни тем более юдофобом Сталин не был. Юдофобия – болезненная ненависть к любому представителю еврейской нации. Так, в своих речах Гитлер и его ближайшие соратники что-нибудь да говорили по “еврейскому вопросу”. Удержаться от этого они просто физически не могли. У Сталина этого не было. Нет ни одного высказывания, ни в официальных его выступлениях, ни в архивных документах, которое можно было бы процитировать как антисемитское». Не выдерживают критики и утверждения о том, что он был последовательным борцом с сионизмом и его сторонниками в СССР и за его пределами, а потому решил искоренить сионизм вместе с евреями из «ленинской гвардии» и всех тех, кто с ней выступал против него. Напомню хотя бы о его поведении в вопросе о Хазарии в Крыму. Видимо, все-таки основная причина его неприятия этой гвардии заключается не в антисемитизме Вождя, и не в его неприятии сионизма (в конце концов, именно он, больше всех других государственных лидеров ХХ века способствовал осуществлению сионистского проекта создания государства Израиль на территории подмандатной Палестины), а в том, что вся эта гвардия и ее попутчики угрожали его личной власти. Для Сталина оппозиция была не политическим явлением – все политические обвинения против нее сочинялись по его указаниям на Лубянке и в Военной прокуратуре – а личностным. Подход был поистине большевистский – тот, кто не с нами, тот против нас.