По подготовке к семинарским занятиям и зачету
ИСТОРИЯ
Методическое пособие
По подготовке к семинарским занятиям, зачетной сессии
И оформлению рефератов и докладов
Санкт-Петербург
История: методическое пособие / Под ред. Фортунатова В.В., Фирсова А.Г. – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2013.
Методическое пособие носит комплексный характер. В него включены планы семинаров, тематика рефератов и докладов, вопросы к зачету, списки литературы и методические указания по подготовке к занятиям.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по подготовке к семинарским занятиям и зачету
Дисциплина «История» изучается студентами всех направлений подготовки в Петербургском государственном университете путей сообщения в течение одного из семестров обучения на первом курсе. Изучение дисциплины завершается зачетом. Все формы работы студентов на занятиях всех видов оцениваются преподавателями по балльно-рейтинговой системе на протяжении всего семестра. В случае набора студентом установленного количества баллов зачет по дисциплине «История» выставляется автоматически. При наборе студентом недостаточного количества баллов проверка его знаний проводится путем устного опроса по материалу изучаемой дисциплины.
Одной из важнейших форм обучения является лекция, на которую выносятся, как правило, узловые, наиболее сложные вопросы курса. Лекция учит умению обращаться с фактами, делать выводы, обобщения, помогает подготовиться к семинарским занятиям и зачету. В случае пропуска студентом лекционных занятий проработка материала пропущенной темы может стать одним из условий выставления зачета. Ведение конспекта лекций является важным условием усвоения излагаемого материала. Наличие конспекта и его содержание могут быть оценены преподавателем в том или ином количестве баллов.
Для более глубокого изучения истории проводятся семинарские занятия со студентами дневного и вечернего отделений по группам. Характерной особенностью семинара является активное творческое обсуждение темы (раздела) студентами под руководством преподавателя. Каждый студент должен готовиться к выступлению по всем вопросам плана семинарского занятия. Следует продумать материал, изложенный в конспекте лекции, прочитанной литературы, составить план своего выступления по каждому вопросу. Участники обсуждения внимательно слушают выступления своих товарищей, вносят дополнения, исправляют ошибочное или неточное изложение материала. Для облегчения подготовки выступлений в планы семинарских занятий включены вопросы для обсуждения, конкретизирующие содержание основных вопросов семинара. В каждом разделе курса приводятся также списки важнейших понятий и терминов и ключевых дат и событий. Эти списки призваны помочь студентам проверить степень усвоения материала по той или иной теме и обозначают тот минимум знаний, который необходим для успешного участия в работе на семинаре.
На семинаре может быть избрана форма работы в виде докладов, тогда каждый студент в течение семестра готовит 1-2 доклада по основным вопросам или по тематике рефератов и докладов. Активность на семинарских занятиях – основной способ набора баллов в течении семестра. Основные вопросы семинаров выносятся на зачет для собеседования со студентами дневного и вечернего отделений.
В ходе семинарских занятий могут проводиться различные виды контрольных работ, чаще всего в виде тестов. Решение тестовых заданий также оценивается в баллах.
Преподаватель может организовать семинарское занятие в форме практической работы с информацией исторических источников. Материалы для практикума помещены в методическом пособии отдельно. В них представлены выдержки из ряда документальных памятников разных эпох, наиболее ярко характеризующих особенности социально-политического развития человечества в тот или иной период истории.
Самостоятельная работа студентов проходит под руководством и контролем преподавателя. Одним из вариантов организации самостоятельной работы может стать выполнение особых заданий, примерный список которых приводится в каждом разделе курса. Преподаватель может предлагать студентам и другие виды заданий, оценивая их выполнение в балльно-рейтинговой системе.
Консультации также занимают важное место в учебном процессе, так как помогают студентам лучше усвоить сложные вопросы курса. На индивидуальных консультациях студенты могут беседовать с преподавателем по всем интересующим их вопросам курса.
Преподаватель может пригласить к себе на индивидуальную консультацию тех студентов, которые редко выступают на семинарских занятиях или выступают неудовлетворительно, и студентов, пропустивших семинарское занятие и имеющих задолженность по теме семинара.
В качестве базовых учебных пособий по дисциплине «История» следует использовать следующие издания:
1. История: учебное пособие/ под ред. В.В.Фортунатова. – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2012. – 417 с.
2. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. - СПб.:Питер, 2012. – 464 с.
Учебный материал в этих пособиях изложен применительно к программе изучения дисциплины, используемой в Петербургском государственном университет путей сообщения, основные главы и разделы совпадают с темами семинарских занятий. Ознакомление с содержанием того или иного раздела должно быть первым шагом при подготовке к семинару. Для углубленной проработки основных вопросов семинара, поиска ответов на вопросы для обсуждения и вопросы для проверки знаний необходимо обращаться к изданиям, указанным в списках литературы к каждой теме.