Проблемы формирования гражданского общества и правового государства в России.
Проблема развития правового государства и гражданского общества до сих пор считается недостаточно разработанной в современной политической и правовой науках, хотя период ее изучения измеряется столетиями.
В результате преобразований, происходящих в последние десятилетия в России, практически все социально-политические отношения подверглись глубоким изменениям. Кардинальные перемены связаны с многочисленными явлениями, среди которых - формирование гражданского общества как условия становления правового государства. Его оценка и прогноз, сложность стоящих в связи с этим перед страной проблем, а также потребность более ясного понимания того, что стоит за понятием правового государства, занимают одно из ведущих мест.
Формирование подлинно демократического общества, демократического прежде всего в смысле достижения высокого уровня гражданского самосознания и предпосылок свободного самоопределения личности, закономерно меняет его отношения с государством: общество стремится отделиться от государства, регламентировать его действия. Стремление общества юридически ограничить функции государства и его аппарата закрепляется правовым образом. Государство определяется как одна из подсистем общества. Выше государства - власть закона. Государство становится правовым.
При правовом государстве и гражданское общество претерпевает определенные эволюционные процессы. Оно строится не только как перспектива, идеал, но и как реальное движение на принципах социальной справедливости. Основой такого общества должны выступать не только частная собственность, экономические основы, но и духовные, которым особое значение придавали многие зарубежные и русские ученые и общественные деятели. К тому же гражданское общество характеризуется той системой общественных отношений, которая базируется на уважении человека, его чести и достоинства. Главное действующее лицо гражданского общества и правового государства - человек. Человек как личность имеет определенные потребности, интересы и ценности. Возможности их реализации превращают человека в главного участника общественного развития, члена гражданского общества. Иначе говоря, гражданское общество должно создавать такие условия жизни, которые обеспечивали бы социальную самореализацию человека в качестве личности.
Понятие «гражданское общество» восходит к идее Аристотеля, Цицерона, а также к идеям естественного права. «Гражданское общество» (societas civilis) и «политическое государство» (polis) были, по сути, взаимозаменяемы. Исследователи политических теорий Древней Греции единодушны в том, что у древнегреческих мыслителей политическое охватывало все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, художественную культуру, искусство и т.д. Быть членом полиса означало быть гражданином — членом государства - и тем самым обязывало жить в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам.
Термин «гражданское общество» впервые был употреблен приблизительно в XVI в. при комментировании «Политики» Аристотеля. Также и правовое государство - это продукт нового времени, хотя идея его уходит в прошлое.
Большой вклад в разработку концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством внес Гегель. Говоря о торжестве принципов гражданского общества, Гегель подразумевал положение вещей, при котором люди, благодаря участию государства, собственным трудом приносят пользу себе и другим. Гегель утверждал, что исторически государство предшествует гражданскому обществу и является условием его формирования. Лишь признавая и удерживая общество в подчиненном положении, государство может обеспечить его свободу. «Государство представляет общество в его единстве».
Согласно Гегелю, гражданское общество - это объединение самостоятельных субъектов общности на основе их потребностей через правовое устройство как средство обеспечения безопасности лиц и собственности, а также через жизненный порядок для их особенных и общих интересов.
Развитое гражданское общество своим ценностным ориентиром выбрало свободу. Данная ценность является базовой, она пронизывает интересы людей, воздействует на формирование новой общественно-политической структуры гражданского общества. Понятие «гражданское общество» не несет в себе политического содержания, однако предполагает возможность для его членов политического поведения. Все члены гражданского общества заинтересованы в общественно-политическом консенсусе. Таким образом, гражданское общество должно стать базой формирования демократического политического режима и правового государства.
Список литературы
1. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.: Юристъ, 2007.- 672 с.
2. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко.-М.:Зерцало, 2007, - 475 с.
3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 2008.- 344 с.
4. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 2007.
5. Федерализм и демократия //Государство и право. 2007. № 4. С.143.
6. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.:Зерцало, 1997, с. 226.
7. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.:Зерцало, 1997, с. 228.
8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993.- с. 48.
9. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 264.
10. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993. с.3