В 1574 году к его владениям были присоединены Шахрисабз, Карши и Хисар. В 1576 году он отбил у врагов Самарканд и взял Ташкент.
В вассальной службе у Абдулла-хана находились некоторые казахские султаны: Шигай и его сын Тауекель.
В 1582 году Абдулла-хан совершил поход в Дешт-и-Кипчак, убил Баба-хана и захватил его крепости Шахрухия, Сайрам и Ахангеран. В 1583 году его сын Абд ал-Мумин захватил и разграбил Мешхед. В том же 1583 году, после смерти отца, Абдулла был объявлен ханом всех узбеков а его государство называлось Бухарским ханством.
Абдулла-хан II, в несколько этапов, провел денежную реформу. Для возмещения нехватки серебра-металла и серебряных монет он ещё при отце организовал регулярный выпуск золотых монет и контролировал их чекан в Бухаре, уделяя особое внимание сохранению высокой пробы. Реформа Абдулла-хана прежде всего была направлена на изменение курса серебряных монет в соответствии с подоражанием серебра. В пору, когда формальным главой династии был ещё Искандар-хан (1560-1583), чекан серебряных монет оставался децентрализованным. Тем не менее, с именем Искандара связываются серебряные танга, выпущенные в Бухаре, Самарканде, Балхе, Ташкенте, Андижане, Ахси и Яссе (Туркестан).
В 1583 году Абдулла-хан провел ещё одну часть денежной реформы: он в значительной мере централизировал в Бухаре, своей столице, чекан серебряных танга. Для каждодневной городской торговли товарами широкого спроса Абдулла-хан наладил чекан медных монет нескольких достоинств.
Денежная реформа Абдулла-хана II была успешной, она ликвидировала кризис денежного обращения, приостановила массовую утечку за пределы государства. Реформа эта была частью внутренней политики Абдулла-хана II, преследовавшей цель создания самых благоприятных условий для всех типов торговли: транзитной, междугородной, внутригородской.
Объединение Шейбанидского государства открыло новые возможности для расширения его территориальных границ. В 1584 году Абдулла-хан овладел Бадахшаном, а в 1588 году Хорасаном.[5]
В поздний период своего правления Абдулла вел войны за овладение Хорезмом. В 1593—1594 годах страна была окончательно покорена, войска Абдуллы без боя вступили в Хиву. Хивинские султаны были пойманы и казнены.
Вскоре испортились отношения с казахскими ханами, которые, узнав о восстании Абдулмумина против Абдулла-хана, в 1598 году совершили поход на Ташкент. Абдулла-хан, вынужденный вести военные действия с собственным сыном Абдулмумином, подготовил новое войско, однако скончался ещё до столкновения с казахскими чингизидами, которые, воспользовавшись ситуацией, захватили Туркестан, Ташкент, Андижан и Самарканд, но так и не сумели взять Бухару.
При правлении Абдулла-хана Бухарское ханство поддерживало тесные дипломатические отношения с Бабуридами в Индии, Османской империей и Россией. В письме от 1577 года бабурид Акбар информировал Абдулла-хан узбека, о своем намерении выгнать португальцев из Индии.
Ожививившиеся при посредничестве А.Дженкинсона русско-бухарские связи осложнились в начале 80-х годов XVI века в связи с поддержкой Абдуллой-ханом своего родственника шибанида - сибирского хана Кучума.
Войско Абдулла-хана состояло из отрядов воинов, представлявших различные узбекские племена: ширин, утарчи, бишйуз, джалаир, кераит, катаган, тан-йарук, алчин, хитай, бахрин, найман, мангыт, кушчи, аргун, минг, карлук, кунграт, тубаи и др.
Абдулла-хан был не только талантливым воином, но и выдающимся государственным деятелем. Он заботился об укреплении широких торговых связей Бухары (особенно с Россией и Индией), уделял большое внимание строительству монументальных зданий — медресе и ханака, торговых рядов и караван-сараев, сардобов-водохранилищ и мостов.
В период правления Абдулла-хана II (1557-1598) в Бухаре был возведен архитектурный ансамбль Кош-Медресе из двух противостоящих медресе. Первое - медресе Модари-хан построено около 1567 г. в честь матери Абдулла-хана, второе носит имя самого Абдулла-хана и было построено в 1588-1590 гг.
Абдулла-хан также покровителем просвещения и меценатом, окружил себя учёными, писателями и летописцами. Придворные поэты и историки восхваляли его. Среди поэтов первое место принадлежало Мушфики — автору хвалебных од, лирических стихотворений и эпиграмм, он был также способным дипломатом. По поручению Абдулла-хана Мушфики составлял высокопарные надписи для сооружений. Придворный историк Хафиз Таныш составил богатую фактами хронику «Абдулла-наме». Литература продолжала развиваться на персидском, тюркском и частью на арабском языках. По наблюдению академика В. В. Бартольда «историческая литература при узбеках по качеству и количеству стояла даже выше, чем в прежние века»
Абдулла хан II сам писал стихи и оставил своё наследие под псевдонимом “‘Аваз Гази”.