Описание роли и значимости дисциплины.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
дисциплины
«Процесс принятия внешнеполитических решений»
Наименование магистерской программы
«Государственное управление во внешнеполитической деятельности»
Направление подготовки
080200 - «Менеджмент»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения - очная, очно - заочная
Автор ____________ доктор экономических наук,
профессор Аникин В.И.
|
| ||||
Москва
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
- Аннотация к рабочей программе УМД.…………………………….. 3
- Рабочая программа…………………………………………………… 8 – 44
- теоретический материал…………………………………………… 15
- практический материал……………………………………………. 22
- образовательные технологии……………………………………….. 26 - фонд оценочных средств и тестовые задания……………………….28
- экзаменационные вопросы, учебно-методическое и информационное обеспечение программы…………………………………………….. 38 - методические рекомендации………………………………………. .40
- Приложения (Сборник научно-практических материалов по ООП ГУВД – 260 стр.)
Аннотация к рабочей программе
1. Наименование дисциплины – «Процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации».
Место дисциплины в структуре ООП.
Программа предполагает изучение дисциплины « Процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации», которая входит в блок вариативных дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры(далее – Магистерская программа -«Государственное управление во внешнеполитической деятельности»,реализуемаяв Дипломатической академии МИД РФ по направлению подготовки 080200 Менеджмент»).
Учебная дисциплина « Процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации» является важнейшей составной частью подготовки магистров международных отношений в области внешнеполитической деятельности и международной безопасности, связанной с вопросами государственного управления, оценкой и прогнозированием развития проблемных ситуаций в мировой политической системе, внешнеполитическим планированием и реализацией внешнеполитических решений, подготовленных на основе инновационных методов разработки и поддержки принятия решений с использованием новых информационно-коммуникационных технологий, реализуемых в системе ситуационных центров Российской Федерации.
Основные направления учебной дисциплины базируются на изучении важнейших концептуальных и стратегических документов, разработанных и утвержденных в последние годы, которые учитывают необходимость решения актуальных проблем политического развития и национальной безопасности страны.
К их числу, в первую очередь, относятся следующие – «Концепция внешней политики Российской Федерации» (2013г.), «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. » (2009г.), «Военная доктрина Российской Федерации» (2010 г.), «Основы стратегического планирования » пороговых значений показателей национальной безопасности (по методологии Совета Безопасности Российской Федерации). Экономическая безопасность страны как основа национальной безопасности является основой и приоритетной составляющей в реализации основной идеи новой «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» - «безопасность через развитие».
Описание роли и значимости дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины соответствует требованиям ФГОС ВПО и является одной из важнейших дисциплин профессионального цикла М.2.В(П) вариативной (профильной) части подготовки по направлению «Менеджмент». Аннотация включает в себя цели и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ООП, требования к результатам освоения дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины (содержание разделов дисциплины, разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами, разделы дисциплин и виды занятий), учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (нормативные правовые акты, основная, дополнительная литература, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы), методические рекомендации по организации дисциплины.
Всего часов – 108, в том числе: аудиторная учебная нагрузка– 24 часа, самостоятельная работа – 48 часов, итоговый контроль – 36 часов.
Виды промежуточной аттестации – текущий контроль на практических занятиях, два контрольных комплексных теста, итоговая форма контроля – экзамен.
Наименование разделов и тем учебной дисциплины:
1. Процесс принятия внешнеполитических решений (ППВР) в Российской Федерации - методология и предмет изучения курса. Теория принятия решения (основные положения).
2. Типология и уровни принятия внешнеполитических решений. Особенности функционирования государственного управления России в современных условиях.Структура государственного внешнеполитического механизма (ГВМ).
3. Информационно-аналитическое обеспечение процесса принятия внешнеполитических решений. Организационные основы и принципы построения ИС ВПВ МИД России.Роль международных организаций в управлении Интернетом.
4. Основные направления, методы прогнозирования и моделирования внешнеполитической деятельности. Внешнеполитическое планирование и контроль выполнения внешнеполитических решений.
Цели и задачи дисциплины.
Целью учебной дисциплины « Процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации» является ознакомление слушателей с основными положениями теории принятия решения, международной безопасности, особенностями их применения в практической деятельности государственного внешнеполитического механизма Российской Федерации, а также изучение основных принципов, организационных форм и методов принятия решений в органах исполнительной и законодательной власти.
Основные задачи дисциплины:
- освоение слушателями концептуальных и нормативных основ внешней политики государства в области национальной и международной безопасности, методологических и методических положений теории принятия решений с учетом получения практических навыков прогнозирования и моделирования проблемных ситуаций на базе новых информационных технологий, экспертно-моделирующих систем;
- изучение слушателями основ планирования, разработки и реализации государственной внутренней и внешней политики в современных условиях в соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» по следующим основным объектам профессиональной деятельности магистров – процессы государственного и муниципального управления, процессы управления организациями различных организационно-правовых форм (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), научно-исследовательские и педагогические процессы;
- обучение слушателей системному анализу факторов и мотивов, определяющих поведение участников процесса принятия решений во внешнеполитической деятельности в области национальной и международной безопасности по задачам и компетенциям профессиональной деятельности государственных служащих, сотрудников дипломатической службы и аналитических, ситуационных центров по направлениям и задачам организационно-управленческого, аналитического, научно-исследовательского и педагогического характера;
- выработка у слушателей компетенций аналитической работы в среде информационно-коммуникационных и прогнозно-аналитических (экспертно - моделирующих) систем, применяемых в МИД РФ;
- формирование целостного представления о практике принятия внешнеполитических решений в структуре государственного управления с системной оценкой состояния национальной безопасности страны.
Виды учебной работы.
Важнейшей задачей учебного курса является формирование практических навыков для решения проблемных задач внешнеполитической деятельности министерств и ведомств, обеспечения единого внешнеполитического курса при проведения эффективной политики «экономической дипломатии» с оценкой прогнозов развития экономики Российской Федерации. С этой целью курс предусматривает проведение лекционных, семинарских и практических занятий преимущественно с использованием интерактивных методов обучения: работа с электронными учебниками (КНОРУС), компьютерными деловыми играми и программными комплексами УКЦ МИД России, НИЦИ,, проведение ролевых игр, разбор конкретных ситуаций с применением видеоинформации и статистических материалов федеральных органов власти, электронных ресурсов Интернета и Информационной системы по внешнеполитическим вопросам МИД России.
Формы текущего контроля.
Практически по всем разделам учебной программы профессиональной подготовки предусматриваются следующие виды контроля знаний студентов - текущий контроль, в ходе практических занятий, когда студенты представляют подготовленный ими материал самостоятельно в виде контрольной работы или аналитической разработки, тестовых испытаний, а также в результате групповой работы по заданной проблематике.
Информационная насыщенность и сложность усвоения проблематики комплексной дисциплины « Процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации» обусловили введение текущих и промежуточных форм контроля, тестирования с зачетным нормативом (70%), активной работы на практических занятиях (20% итоговой оценки), учета посещаемости занятий (20% итоговой оценки) и итогового экзамена.
Методической основой программы профессиональной подготовки являются деятельностный и компетентностный подходы. Эти подходы отражают практико-ориентированную направленность, акцентирование ориентации на мобилизацию личностного ресурса обучающихся. Практическая направленность учебного курса программы отражается в существенной доле практических занятий, которые составляют не менее 65 % от общего фонда аудиторных часов.
Лекционные и семинарские занятия проходят с использованием различных технических средств, позволяющих вводить в процесс обучения такие активные формы подачи материала как презентации и демонстрации, получение актуальной информации в режиме «on-line». Кроме того, каждая тема предполагает вопросы и задания для самоконтроля.
Самостоятельной работе студентов уделяется большое внимание в рамках настоящей программы. В этой связи студенты обеспечиваются необходимым пакетом учебно-методических материалов: рабочая программа, методические рекомендации для слушателей, учебные пособия, презентациями по разделам. Отличительной особенностью учебного процесса по общим положениям управленческих и экономических дисциплин цикла является применение электронных учебников (М., КНОРУС, 2009), позволяющих не только чтение лекций и практических занятий с использованием аудио- и видеоматериалов, но и обеспечивающих текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний слушателей по ряду дисциплин.
При оценке личностных и профессиональных качеств студентов используются как традиционные бланковые виды тестирования, так и компьютерные программы известных комплексных психологических тестов (тесты Г.Айзенка, Р.Кэттела , MMPY, Т.Лири, К.Томаса ).
7. Формы промежуточной аттестации.
Промежуточный контроль – на основе учебно-тематического плана студенты готовят теоретические сообщения (презентации, доклады, выступления) по предложенной тематике с использованием рекомендованной основной и дополнительной литературы; одной из форм промежуточного контроля для выявления степени формирования определенных профессиональных компетенций, предусмотренных рабочей программой и стандартамиявляется активное участие в деловых, ролевых играх, групповых тренингах и ситуационных анализах с использованием научных и практических возможностей Ситуационно-кризисного Центра МИД России и действующей Информационной системы по внешнеполитическим вопросам; система тестирования дипломатов и контроль на знание информационно-коммуникационных технологий в системе МИД России (по четырем уровням) включена в планы обязательной подготовки дипломатов при стажировке перед командированием на загранработу. Учебной программой устанавливается промежуточный контроль по выделенным группам тем с проведением зачета в качестве интегральной оценки.
Итоговая форма контроля по учебному курсу – экзамен).
8. Разработчик – д.э.н. , профессор Аникин В.И.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Дипломатическая академия
Министерства иностранных дел Российской Федерации»
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор –
проректор по учебной работе
Т.А. Закаурцева
«___» ____________20___ г.