Описание роли и значимости дисциплины.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

дисциплины

«Процесс принятия внешнеполитических решений»

Наименование магистерской программы

«Государственное управление во внешнеполитической деятельности»

Направление подготовки

080200 - «Менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения - очная, очно - заочная

Автор ____________ доктор экономических наук,

профессор Аникин В.И.

       
 
Утверждено на заседании кафедры Государственного управления и национальной безопасности «___» _____________ 2012 г., протокол № ___ Зав. кафедрой Аникин В.И. доктор экономических наук, профессор ____________________________
 
Утверждено на заседании УМС «___» _____________ 2012 г., протокол № ___   Председатель УМС Кукарцева М.В. доктор философских наук, профессор _________   __________________________________________  
 

Москва

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

- Аннотация к рабочей программе УМД.…………………………….. 3

- Рабочая программа…………………………………………………… 8 – 44

- теоретический материал…………………………………………… 15

- практический материал……………………………………………. 22

- образовательные технологии……………………………………….. 26 - фонд оценочных средств и тестовые задания……………………….28

- экзаменационные вопросы, учебно-методическое и информационное обеспечение программы…………………………………………….. 38 - методические рекомендации………………………………………. .40

- Приложения (Сборник научно-практических материалов по ООП ГУВД – 260 стр.)

Аннотация к рабочей программе

1. Наименование дисциплины – «Процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации».

Место дисциплины в структуре ООП.

Программа предполагает изучение дисциплины « Процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации», которая входит в блок вариативных дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры(далее – Магистерская программа -«Государственное управление во внешнеполитической деятельности»,реализуемаяв Дипломатической академии МИД РФ по направлению подготовки 080200 Менеджмент»).

Учебная дисциплина « Процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации» является важнейшей составной частью подготовки магистров международных отношений в области внешнеполитической деятельности и международной безопасности, связанной с вопросами государственного управления, оценкой и прогнозированием развития проблемных ситуаций в мировой политической системе, внешнеполитическим планированием и реализацией внешнеполитических решений, подготовленных на основе инновационных методов разработки и поддержки принятия решений с использованием новых информационно-коммуникационных технологий, реализуемых в системе ситуационных центров Российской Федерации.

Основные направления учебной дисциплины базируются на изучении важнейших концептуальных и стратегических документов, разработанных и утвержденных в последние годы, которые учитывают необходимость решения актуальных проблем политического развития и национальной безопасности страны.

К их числу, в первую очередь, относятся следующие – «Концепция внешней политики Российской Федерации» (2013г.), «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. » (2009г.), «Военная доктрина Российской Федерации» (2010 г.), «Основы стратегического планирования » пороговых значений показателей национальной безопасности (по методологии Совета Безопасности Российской Федерации). Экономическая безопасность страны как основа национальной безопасности является основой и приоритетной составляющей в реализации основной идеи новой «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» - «безопасность через развитие».

Описание роли и значимости дисциплины.

Рабочая программа учебной дисциплины соответствует требованиям ФГОС ВПО и является одной из важнейших дисциплин профессионального цикла М.2.В(П) вариативной (профильной) части подготовки по направлению «Менеджмент». Аннотация включает в себя цели и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ООП, требования к результатам освоения дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины (содержание разделов дисциплины, разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами, разделы дисциплин и виды занятий), учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (нормативные правовые акты, основная, дополнительная литература, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы), методические рекомендации по организации дисциплины.

Всего часов – 108, в том числе: аудиторная учебная нагрузка– 24 часа, самостоятельная работа – 48 часов, итоговый контроль – 36 часов.

Виды промежуточной аттестации – текущий контроль на практических занятиях, два контрольных комплексных теста, итоговая форма контроля – экзамен.

Наименование разделов и тем учебной дисциплины:

1. Процесс принятия внешнеполи­тических решений (ППВР) в Российской Федерации - мето­дология и предмет изучения курса. Теория принятия решения (основные положения).

2. Типология и уровни принятия внешнеполитических решений. Особенности функционирова­ния государственного управле­ния России в современных ус­ловиях.Структура государственного внешнеполитического механиз­ма (ГВМ).

3. Информационно-аналитическое обеспечение процесса принятия внешнеполитических решений. Организационные основы и принципы построения ИС ВПВ МИД России.Роль международных организаций в управлении Интернетом.

4. Основные направления, методы прогнозирования и моделирова­ния внешнеполитической дея­тельности. Внешнеполитическое планиро­вание и контроль выполнения внешнеполитических решений.

Цели и задачи дисциплины.

Целью учебной дисциплины « Процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации» является ознакомление слушателей с основными положениями теории принятия решения, международной безопасности, особенностями их применения в практической деятельности государственного внешнеполитического механизма Российской Федерации, а также изучение основных принципов, организационных форм и методов принятия решений в органах исполнительной и законодательной власти.

Основные задачи дисциплины:

- освоение слушателями концептуальных и нормативных основ внешней политики государства в области национальной и международной безопасности, методологических и методических положений теории принятия решений с учетом получения практических навыков прогнозирования и моделирования проблемных ситуаций на базе новых информационных технологий, экспертно-моделирующих систем;

- изучение слушателями основ планирования, разработки и реализации государственной внутренней и внешней политики в современных условиях в соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» по следующим основным объектам профессиональной деятельности магистров – процессы государственного и муниципального управления, процессы управления организациями различных организационно-правовых форм (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), научно-исследовательские и педагогические процессы;

- обучение слушателей системному анализу факторов и мотивов, определяющих поведение участников процесса принятия решений во внешнеполитической деятельности в области национальной и международной безопасности по задачам и компетенциям профессиональной деятельности государственных служащих, сотрудников дипломатической службы и аналитических, ситуационных центров по направлениям и задачам организационно-управленческого, аналитического, научно-исследовательского и педагогического характера;

- выработка у слушателей компетенций аналитической работы в среде информационно-коммуникационных и прогнозно-аналитических (экспертно - моделирующих) систем, применяемых в МИД РФ;

- формирование целостного представления о практике принятия внешнеполитических решений в структуре государственного управления с системной оценкой состояния национальной безопасности страны.

Виды учебной работы.

Важнейшей задачей учебного курса является формирование практических навыков для решения проблемных задач внешнеполитической деятельности министерств и ведомств, обеспечения единого внешнеполитического курса при проведения эффективной политики «экономической дипломатии» с оценкой прогнозов развития экономики Российской Федерации. С этой целью курс предусматривает проведение лекционных, семинарских и практических занятий преимущественно с использованием интерактивных методов обучения: работа с электронными учебниками (КНОРУС), компьютерными деловыми играми и программными комплексами УКЦ МИД России, НИЦИ,, проведение ролевых игр, разбор конкретных ситуаций с применением видеоинформации и статистических материалов федеральных органов власти, электронных ресурсов Интернета и Информационной системы по внешнеполитическим вопросам МИД России.

Формы текущего контроля.

Практически по всем разделам учебной программы профессиональной подготовки предусматриваются следующие виды контроля знаний студентов - текущий контроль, в ходе практических занятий, когда студенты представляют подготовленный ими материал самостоятельно в виде контрольной работы или аналитической разработки, тестовых испытаний, а также в результате групповой работы по заданной проблематике.

Информационная насыщенность и сложность усвоения проблематики комплексной дисциплины « Процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации» обусловили введение текущих и промежуточных форм контроля, тестирования с зачетным нормативом (70%), активной работы на практических занятиях (20% итоговой оценки), учета посещаемости занятий (20% итоговой оценки) и итогового экзамена.

Методической основой программы профессиональной подготовки являются деятельностный и компетентностный подходы. Эти подходы отражают практико-ориентированную направленность, акцентирование ориентации на мобилизацию личностного ресурса обучающихся. Практическая направленность учебного курса программы отражается в существенной доле практических занятий, которые составляют не менее 65 % от общего фонда аудиторных часов.

Лекционные и семинарские занятия проходят с использованием различных технических средств, позволяющих вводить в процесс обучения такие активные формы подачи материала как презентации и демонстрации, получение актуальной информации в режиме «on-line». Кроме того, каждая тема предполагает вопросы и задания для самоконтроля.

Самостоятельной работе студентов уделяется большое внимание в рамках настоящей программы. В этой связи студенты обеспечиваются необходимым пакетом учебно-методических материалов: рабочая программа, методические рекомендации для слушателей, учебные пособия, презентациями по разделам. Отличительной особенностью учебного процесса по общим положениям управленческих и экономических дисциплин цикла является применение электронных учебников (М., КНОРУС, 2009), позволяющих не только чтение лекций и практических занятий с использованием аудио- и видеоматериалов, но и обеспечивающих текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний слушателей по ряду дисциплин.

При оценке личностных и профессиональных качеств студентов используются как традиционные бланковые виды тестирования, так и компьютерные программы известных комплексных психологических тестов (тесты Г.Айзенка, Р.Кэттела , MMPY, Т.Лири, К.Томаса ).

7. Формы промежуточной аттестации.

Промежуточный контроль – на основе учебно-тематического плана студенты готовят теоретические сообщения (презентации, доклады, выступления) по предложенной тематике с использованием рекомендованной основной и дополнительной литературы; одной из форм промежуточного контроля для выявления степени формирования определенных профессиональных компетенций, предусмотренных рабочей программой и стандартамиявляется активное участие в деловых, ролевых играх, групповых тренингах и ситуационных анализах с использованием научных и практических возможностей Ситуационно-кризисного Центра МИД России и действующей Информационной системы по внешнеполитическим вопросам; система тестирования дипломатов и контроль на знание информационно-коммуникационных технологий в системе МИД России (по четырем уровням) включена в планы обязательной подготовки дипломатов при стажировке перед командированием на загранработу. Учебной программой устанавливается промежуточный контроль по выделенным группам тем с проведением зачета в качестве интегральной оценки.

Итоговая форма контроля по учебному курсу – экзамен).

8. Разработчик – д.э.н. , профессор Аникин В.И.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Дипломатическая академия

Министерства иностранных дел Российской Федерации»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор –

проректор по учебной работе

Т.А. Закаурцева

«___» ____________20___ г.

Наши рекомендации