Лекция 3 Модели энергетической политики
Энергетика играет ключевую роль в ресурсном обеспечении экономического развития и повышении конкурентоспособности экономики любого государства. Поэтому анализ существующих на сегодняшний день моделей государственной энергетической политики, и оценка их эффективности представляются чрезвычайно актуальной исследовательской задачей, имеющей большое практическое значение, в первую очередь с точки зрения формирования модели отечественной энергетической политики.
Анализ политики различных государств в сфере энергетики в современном мире позволяет нам выделить три модели государственной энергетической политики. Первая модель - национально - монопольная характерна для государств, обладающих значительными энергетическими ресурсами. Её первой отличительной чертой является отношение к энергетической политике как к отдельному экономическому сегменту, во многом подконтрольному государству. Это предопределяет более закрытый характер энергетической отрасли для независимых внутренних и иностранных субъектов. При этом энергетика рассматривается как базисная основа экономики в целом, ресурсная база для её развития. Отмеченные черты можно наблюдать на постсоветском пространстве в Азербайджане, Туркменистане, Таджикистане. Национально-монопольная модель распространена также и в таких богатых энергетическими ресурсами государствах, как Венесуэла, Иран, Саудовская Аравия.
Основными предприятиями топливно-энергетического комплекса Азербайджана являются «Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики» (ГНКАР), ЗАО «Азеригаз» и ОАО «Азэнерго». Несмотря на прошедшую в конце 1990-х — начале 2000-х гг. приватизацию, государство сохранило контрольные пакеты акций этих ключевых предприятий отрасли. Основу энергетики Туркменистана составляют государственные концерны «Туркменгаз», «Туркменнефть», «Туркменгеология», «Туркменнефтегаз- строй» и др. Доля государственного сектора в общем объёме промышленного производства составляет 67%. На топливно-энергетический комплекс приходится 65%. Таким образом, важной чертой первой модели является стремление государства к монопольному владению ресурсами страны. Кроме того, для стран, представляющих национально-монопольную модель энергетической политики, характерно активное использование своих ресурсов во внешней политике в качестве одного из важнейших аргументов при взаимодействии с другими государствами.
Вторая модель - национально-конкурентная. Складывание этой модели государственной энергетической политики началось в 1980-1990-х гг., когда в ряде западноевропейских государств, США, Новой Зеландии и др. прошли реформы важнейших энергетических отраслей - электроэнергетики и газовой промышленности. До начала реформ в большинстве стран мира энергетика в целом рассматривалась как деятельность, которую должно осуществлять государство (или подконтрольные государству структуры). Однако в 1980-х гг. доминирующее положение занимает либеральная доктрина, предусматривающая уменьшение государственного вмешательства во все сектора экономики. Наиболее ярким примером этого подхода стала политика правительств Р. Рейгана (США) и М. Тэтчер (Великобритания), осуществивших дерегулирование многих прежде считавшихся монопольными рынков, в первую очередь газового и электроэнергетического.
В результате реформ в институциональной структуре газовой отрасли и электроэнергетики произошли значительные изменения: отказ от государственного регулирования цен производителей, приватизация и разделение видов деятельности, представление крупным потребителям права выбора поставщика и введение стороннего доступа к сетям и др. На начальном этапе либерализации в газовой отрасли и в электроэнергетике проявились положительные результаты - усилилась конкуренция среди производителей, что привело к сокращению издержек производства, объемы добычи росли и снижению цен на энергоресурсы. Это стало важным стимулом для развития экономики в целом. Последнее в свою очередь повлекло существенное снижение цен на газ и стало важным стимулом для развития рынков газа и экономики в целом. Так, в США в период с 1988 по 1995 г. оптовые цены на газ снизились на 26%, в Великобритании с 1990 по 1999 г. средние цены на газ для промышленности упали на 45%, для бытовых потребителей - на 20%.
Аналогичные процессы происходили и в результате реформирования рынка электроэнергии. В результате принятия в Великобритании Закона об электроэнергетике в 1983 г. были устранены барьеры для вхождения на отраслевой рынок частных генерирующих компаний, обеспечивался свободный доступ независимых производителей электроэнергии к национальным электрическим сетям, что до принятия Закона было запрещено. В 1989 году был принят Закон об электроэнергетике (Electricity Act), который положил начало реструктуризации государственной монополии. Закон вступил в силу в марте 1990 года. Его основные положения были посвящены энергоснабжению и реорганизации электроэнергетической отрасли. Закон об электроэнергетике закрепил основы и процедуры преобразования предприятий электроэнергетического сектора в ходе реформирования отрасли.
На современном этапе у национально-конкурентной модели появляется всё больше противников. Объективно это вызвано кризисными явлениями в энергетике в результате осуществления реформ по либерализации. Рост цен и аварийные отключения электроэнергии потрясли в начале 2000-х гг. Англию, Канаду, Аргентину, Бразилию, Уругвай и Колумбию. В США резерв мощности снизился в результате проведения реформы с 35% в 1985 г. до 15% в 2000 г., и продолжается его дальнейшее снижение. Сократились в 5 раз инвестиции в сетевое строительство, снизилась надежность энергосистем.
Таким образом, краткосрочные положительные результаты дерегулирования и либерализации в газовой и электроэнергетической отраслях сменились нарастанием кризисных явлений. Конкурентные рынки газа, также, как и электроэнергетические рынки, не смогли выработать механизмы привлечения инвестиций для финансирования масштабных энергетических проектов и столкнулись в результате с сильнейшим дефицитом энергоресурсов и, как результат, с увеличением цен. Пример многих стран показывает, что внедрение национально-конкурентной модели государственной энергетической политики через либерализацию энергетических отраслей не способно решить главную проблему - привлечение в отрасль частных инвестиций и повышение эффективности и надёжности энергоснабжения потребителей. А главные аргументы реформаторов - снижение цен на энергоресурсы и повышение эффективности энергетической отрасли - не выдерживают никакой критики: цены растут, а за обещаниями повышения эффективности кроются банальные прибыли частных компаний.
Выход видится в двух направлениях. Первое - отказ от конкурентного рынка и усиление государственного контроля в энергетической сфере. По этому пути пошли США, Аргентина, Чили и др., где в настоящее время наблюдается определённая ремиссия национально-монопольной модели.
Второе направление - интеграция государственных энергетических политик, выработка общих стандартов и законов управления в этой сфере. В результате на сегодняшний день можно говорить о формировании новой модели государственной энергетической политики - интеграционно-конкурентной, призванной создать общий энергетический рынок и выработать единую государственную политику для целого ряда стран. Интеграционно-конкурентная модель наиболее наглядно представлена в энергетической политике Европейского союза и стран Скандинавии (Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии). Государственная энергетическая политика в этих государствах основывается на продолжении общей политики развития конкуренции и интеграции европейского рынка.
Важным условием реализации единой энергетической стратегии ЕС и формирования единого энергетического рынка является осуществление реформ в области энергетики, предусматривающих либерализацию рынка, развитие конкурентных отношений в этой отрасли. В конце ноября 2002 г. министры энергетики стран ЕС пришли к соглашению о полном открытии рынков газа и электроэнергии для промышленных целей к 2004 г., а для бытовых - к 2007 г. Благодаря этому возрастает конкурентоспособность европейского бизнеса, а потребитель выигрывает от увеличения выбора и снижения цен. Кроме того, Европейский союз уже реализовал директивы по обеспечению прозрачности цен и общему энергоносителю. Эти директивы открывают дорогу для трансграничной продажи электроэнергии и газа. Новая стратегия создания внутреннего рынка энергии предусматривает расширение трансевропейских электрических и газовых сетей. Таким образом, либерализация энергетических рынков должна в ближайшие годы принципиально изменить роль национальных правительств в управлении энергетикой. Вместо полного контроля потребуется «точная настройка», гарантирующая, что рынок и рыночные механизмы соответствуют общественным, социальным и экономическим целям.
Следует отметить, что национально-конкурентная и интеграционно-конкурентная модели государственной энергетической политики довольно близки по своим базовым характеристикам. Последняя является своеобразным итогом эволюции национально-конкурентной модели. Характерными чертами обеих моделей является развитие конкурентных отношений в энергетической сфере. Роль государства в этих моделях достаточно высока, однако акцент делается на формировании условий для функционирования рынка (в частности, на создании нормативно-правовой базы), а никак не на использовании административных ресурсов и директивном управлении. При этом специфика интеграционно-конкурентной модели заключается в снижении роли национальных государственных политик в сфере энергетики.
И наоборот, национально-монопольная модель энергетической политики демонстрирует стремление к директивной модели управления энергетикой, стремление государства взять под контроль основные ресурсы через сохранение ведущих активов в энергетической сфере. При этом энергетическая политика формируется в отрыве от экономики в целом, представляя, скорее, средство для развития последней. Однако следует отметить, что национально- монопольная модель на современном этапе находится на своеобразном перепутье. Речь идёт о начале серьезных масштабных изменений, конечной целью которых может стать переход к национально-конкурентной модели формирования энергетической политики.
Россия, как и большинство богатых ресурсами стран постсоветского пространства, последнее десятилетие проводит широкомасштабные реформы в сфере энергетики. При этом вектор реформ, несмотря на выявление всё большего количества ограничений и рисков внедрения конкурентной модели в сфере энергетики, которые демонстрируют страны Запада, достаточно устойчив на постсоветском пространстве в целом.
Как показывает практика реализации реформы в энергетике, все государства сталкиваются с комплексом аналогичных проблем. Во-первых, это общность причин, заставивших государства принимать решения о проведении реформы. Среди таковых можно назвать, в первую очередь, неэффективность управления отраслью со стороны чиновников и отсутствие инвестиций, необходимых для осуществления модернизации. Выход виделся во внедрении конкурентной модели через приватизацию госсобственности, разделение отрасли по видам деятельности (естественно монопольная и конкурентная), либерализацию цен и т.п. Во-вторых, это общий комплекс последствий. Одним из положительных результатов на начало осуществления реформы стало существенное снижение цен на электроэнергию. Однако на более поздних этапах существования конкурентного рынка в большинстве стран отмечается рост цен, кризисы поставок, веерные отключения и отсутствие достаточного количества инвестиций для развития, прежде всего новых генерирующих мощностей. Наиболее пагубно последствия реформирования отраслей энергетики могут сказаться в странах с переходной экономикой, таких как Россия. В силу изношенности производственных мощностей, созданных ещё в СССР, наиболее острый вопрос для постсоветской энергетики - недостаток инвестиций. Государство, по существу, начиная реформу по развитию конкурентного рынка с электроэнергетики, пытается решить эту серьезную проблему за счёт частного капитала. Однако очевидно, что сбытовые компании, приобретающие генерирующие мощности, нацелены на получение прибыли, которую предпочитают инвестировать в последующем в более привлекательный бизнес, поскольку электроэнергетика отличается высокой капиталоёмкостью и долгой окупаемостью. Например, срок окупаемости инвестиций в отрасль составляет в России не менее 16 лет, в Европе - 5. Никто не может заставить собственника вкладывать деньги в производство, тем более, если требуются громадные капиталовложения при длительном сроке окупаемости. Максимальная прибыль в такой ситуации извлекается достаточно просто: повышаются тарифы и закрываются «невыгодные» электростанции. Как следствие - общее снижение надёжности всей системы, перебои в энергоснабжении.
Подводя итог, отметим, что и национально-конкурентная (и интеграционно-конкурентная), и национально-монопольная модели государственной энергетической политики на современном этапе демонстрируют существенные ограничения. Очевидно, что сегодня необходимо стремиться к поиску новой оптимальной модели государственной энергетической политики, основу которой составит сбалансированное сочетание достоинств конкуренции с государственным контролем и поддержкой инвестиций в стратегические проекты.
1) Национально-монопольная модель, в рамках которой формируется отношение к энергетической политике как к отдельному экономическому сегменту, во многом подконтрольному государству.
} Стремление государства к монопольному владению ресурсами страны.
} Сравнительно закрытый характер энергетической отрасли для независимых внутренних и иностранных субъектов.
} Характерно активное использование энергетических ресурсов государства во внешней политике в качестве одного из важнейших аргументов при взаимодействии с другими государствами.
} Энергетика рассматривается как базисная основа экономики в целом, ресурсная база для её развития.
(Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Венесуэла, Иран, Саудовская Аравия).
2) Национально-конкурентная модель. При формировании данной модели наблюдается уменьшение государственного вмешательства во все сферы экономики, включая две важнейшие энергетические отрасли – электроэнергетики и газовой промышленности. Переход от государственного контроля в области электроэнергетики к дерегуляции и либерализации рынков.
} Отказ от государственного регулирования цен производителей;
} Приватизация и разделение видов деятельности;
} Предоставление крупным потребителям права выбора поставщика.
В качестве результата усиление конкуренции среди производителей, сокращение издержек производства и снижение цен на энергоресурсы.
Интеграционно-конкурентная модель.
} Является эволюционной формой развития национально-конкурентной модели. Характерными чертами обеих моделей является развитие конкурентных отношений в энергетической сфере. Роль государства в этих моделях достаточно высока, однако акцент делается на формировании условий для функционирования рынка (в частности, в области создания нормативно-правовой базы), ограничивается использование административных ресурсов и директивного управления.
} В качестве современной модели реализации энергетической политики рассматривают также модель «конструктивного взаимодействия»
Также применяется ещё одна шкала классификации моделей энергетической политики в зависимости от особенностей организации рынка ТЭК: