Лекция 2. Субъекты энергетической политики. Основы государственной энергетической политики.

Анализируя характер властных взаимодействий в сфере энергетической политики следует учесть особенности структурно-функциональной организации основных субъектов энергетической политики, действующих на разных уровнях в соответствии со своими интересами и целями, на основе имеющихся материальных и нематериальных ресурсов.

Субъект энергетической политики - это организационная структура, способная оказывать воздействие на принятие и реализацию властных решений в области энергетической политики. Субъект способен изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями и является носителем активного, целенаправленного и обоснованного действия.

Субъекты энергетической политики:

} Предприниматели, организации и учреждения в сфере энергетики;

В соответствии с требованиями стандарта ИСО 50001 предусмотрено создание документации об энергетической политике предприятия. (Энергоменеджмент). Посредством ассоциаций и объединений предприятия ТЭК способные осуществлять диалог с органами муниципальной и государственной власти.

} Группы давления, профсоюзы, лоббистские образования, действующие на разных уровнях реализации энергетического политики;

Крупные предприниматели;

Отраслевое лобби;

Представители властных кланов (силовики-промышленники, «либеральный экономический клуб»)

Представители групп давления в органах исполнительной и законодательной власти;

} Органы и должностные лица местного самоуправления;

На уровне местного самоуправления осуществляется контроль за комплексным экономическим развитием территории.

В области энергосбережения и повышения энергетической эффективности МСУ разрабатывает муниципальные программы, формулирует требования к предприятиям, организует информационную поддержку программ.

Курирование вопросов теплоэнергетики и электроэнергетики в рамках управления ЖКХ.

} Органы и должностные лица субъектов РФ;

Президент РТ;

Кабинет Министров РТ (Министерство энергетики РТ создано – апрель 2010, упразднено решением госсовета РТ – май 2012). Полномочия Минэнерго РТ распределены между Минпромторгом, Минэкологии и Государственным комитетом РТ по тарифам;

Государственный совет РТ.

} Федеральные органы государственной власти;

} Президент РФ

- Утверждение стратегических направлений развития ТЭК;

- Арбитраж и посредничество в коммуникациях между различными властными группами (внутри России)

- Представительские функции российской энергетики (за пределами России)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент России является высшей инстанцией при принятии политических решений по ключевым стратегическим направлениям в сфере энергетики. Администрация президента также осуществляет контроль над крупными контрактами с участием российских государ­ственных компаний.

} Администрация Президента РФ (Помощники Президента А.Р. Белоусов, А.А. Устинов)

} Комиссия при Президенте по стратегическому развитию ТЭК и экологической безопасности (Председатель В.В. Путин, секретарь И.И. Сечин)

} Совет при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России

} Правительство РФ

Председатель Правительства Российской Федерации ответственен за разработку энергетической и экологической политики и ее реализацию при поддержке своих заместителей, ответственных за экономику и энергетику и осуществляющих координацию и контроль за реализацией политики в области энергетики. Председатель Правительства назначает основных представителей Правительства Российской Федерации в советы директоров и аудиторские комитеты государственных компаний. Он также назначает руководителей российских государственных компаний.

} Министерство энергетики Российской Федерации выполняет функции по разработке и реализации политики в нефтегазовой отрасли, в области энергоэффективности и систем централизованного теплоснабжения в больших городах, в угольной отрасли, в области производства электроэнергии и возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также осуществляет контроль за инвестиционными программами Федеральной сетевой компании.

} Российское энергетическое агентство Министерства энергетики (РЭА) было создано в декабре 2009 г. в целях реализации программы повышения энерго­эффективности и снижения энергоемкости экономики на период до 2020 г. Агентство имеет многочисленные региональные представительства и выполняет функции по обмену информацией и повышению уровня компетентности кадров, а также осу­ществляет координацию политики на местном уровне и экспертный анализ.

Другие министерства Российской Федерации, участвующие в формировании энер­гетической политики, перечислены ниже.

} Министерство финансов Российской Федерацииответственно за налогообложение в сфере разведки, добычи и экспорта углеводородов, а также за налогообложение предприятий.

} Министерство экономического развитияРоссийской Федерации играет ведущую роль в формировании политики в сфере энергоэффективности, а также в составлении прогнозов развития социально-экономической и энергетической сфер. Кроме того, министерство координирует деятельность в области энергетических технологий, инноваций и в рамках технологических платформ.

} Министерство промышленности и торговли Российской Федерацииответственно за энергоэффективность в промышленности.

} Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерациивзяло на себя основные функции Министерства регионального развития Российской Федерации и ответственно за вопросы, связанные со строительством, архитектурой, коммунальными услугами, включая централизованное теплоснабжение.

} Министерство транспорта Российской Федерацииответственно за энергоэффективность в транспортном секторе и качество топлива.

} Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерациизани­мается регулированием использования природных ресурсов, в том числе недр; выдачей лицензий и проверкой соблюдения законодательства, а также осу­ществлением соответствующего надзора через Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра); регулированием в сфере геологоразведки и до­бычи, охраны и мониторинга окружающей среды и ресурсов через Федераль­ную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральное агентство лесного хозяйства; а также вопросами изменения климата.

} Министерство образования и науки Российской Федерацииответственно за политику в сфере образования, науки и технологий, включая политику в области инноваций в энергетическом секторе.

} Федеральная служба по тарифам (ФСТ России)устанавливает транспортные тарифы, а также тарифы на передачу и распределение электроэнергии. На региональном уровне ФСТ России устанавливает предельные тарифы на электро­энергию, тариф на транспортировку газа, оптовые тарифы на природный газ для промышленного и электроэнергетического секторов. Тарифы на электроэнергию для жилищного сектора и муниципалитетов устанавливаются на местном уровне региональными энергетическими комиссиями (РЭК) по схеме, определяемой ФСТ России.

} Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)ответственна за монито­ринг и контроль в области конкуренции.

} Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)ответственна за регулирование и надзор за безопасностью в секторах атомной энергетики, добычи полезных ископаемых, промышленности и гидроэнергетики.

} Федеральная служба государственной статистики (Росстат)ответственна за сбор данных и подготовку ежегодных балансов в области энергетики.

} Федеральное Собрание РФ

Совет Федерации – представители субъектов федерации РФ (группы региональных и отраслевых лобби)

Государственная Дума РФ (Комитет ГД по энергетике, п редседатель П.Н. Завальный)

} Международные межправительственные организации. (ЕврАзЭС, МАГАТЭ, ОПЕК, ЕС, МЭА).

Российский ТЭК занимает лидирующие позиции в мировой энергетике:

- нефтяная и газовая отрасли – вторые по показателям добычи;

- электроэнергетика – пятая;

- угольная промышленность – шестая.

Топливно-энергетический комплекс является одной из основ российской экономики, формирует 27% валового внутреннего продукта страны, 53% доходов бюджета, создает огромное количество рабочих мест, несет значительную социальную нагрузку.

В советский период формирования стратегии государственного управления ТЭК страны был обозначен в качестве локомотива развития инновационного сектора национальной экономики, ускоряющий ее рост, способствующий повышению глобальной конкурентоспособности страны.

Цель государственной энергетической политики можно сформировать достаточной конкретно (на основе проекта энергетической стратегии России на период до 2035 года) – качественная структурная трансформация энергетического сектора РФ.

Основные задачи, реализация которых способствует достижению поставленной цели:

} модернизация производственных фондов;

} реализация планов импортозамещения отраслевого оборудования;

} ставка на высококлассный человеческий капитал;

} увеличение расходов на НИОКР;

} увеличение числа независимых компаний и развитие конкуренции;

} повышение степени переработки продукции ТЭК;

} увеличение доли распределенной генерации;

} рост доли ВИЭ – экологически чистых источников.

Приоритеты энергетической политики (стратегические задачи развития энергетического сектора России):

} 1. Обеспечение потребностей социально-экономического развития страны достаточными по объему, номенклатуре и качеству энергетическими услугами и продукцией;

} 2. Трансформация территориально-производственной структуры ТЭК с учетом приоритетов и направлений регионального и пространственного развития России, необходимости диверсификации экспортных потоков и сохранения лидерских позиций в мировой энергетике;

} 3. Обеспечение технологической независимости энергетического сектора и достаточных компетенций во всех критически важных для устойчивого развития энергетики видах деятельности, с повышением и расширением мировой технологической конкурентоспособности российского ТЭК.

Наши рекомендации