ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 20-е годы

В начале 20-х годов Запад смягчил свою непримиримую позицию по отношению к Советской России. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводст­ва и рост рабочего движения в капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевистской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Рос­сия нуждалась в помощи развитых капиталисти­ческих стран для восстановления разрушенного народного хозяйства.

В 1921—1922 гг. были заключены торговые со­глашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В них также содержались обязательства отка­заться от взаимной враждебной пропаганды. Од- повременно были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи: Поль­шей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.

Большое значение имело укрепление отношений молодого Совет­ского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах решались спорные пограничные и имущественные во­просы, провозглашались принципы взаимопризнания и взаимопо­мощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке.

Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал уста­новление протектората Советской России над Монголией и первый опыт «экспорта революции». Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ-Батора.

Генуэзская конференция. В 1921 г. страны Антанты предложили Советскому правительству принять участие в международной конфе­ренции для урегулирования спорных вопросов, связанных с эконо­мическими претензиями Запада к России. В случае их принятия ев­ропейские страны обещали официально признать Советскую Россию. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участво­вало 29 государств — Россия, Англия, Франция, Германия и др.

Западные державы предъявили России совместные требования: компенсировать долги царского и Временного прави­тельств (18 млрд руб. золотом); вернуть на­ционализированную большевиками запад­ную собственность на территории бывшей Российской империи; отменить монопо­лию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить рево­люционную пропаганду в их странах.

Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы Гражданской войны (39 млрд руб.); обеспечить широкое экономическое со­трудничество на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запре­щения наиболее варварских методов ведения войны.

Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к поли­тическому компромиссу. Однако в ходе конференции наметился рас­кол среди западных держав.

Германия в силу своего тяжелого политического и экономичес­кого положения пошла на сотрудничество с Советской Россией. В Рапалло, предместье Генуи, был подписан советско-германский договор. Со стороны Германии он означал политическое признание Советской России, установление с ней дипломатических отношений и широкого экономического сотрудничества. Россия признала Германию, побежденную в Первой мировой войне, равноправным партнером, открыла свой внутренний рынок для сбыта германской промышленной продукции. Обе они отказались от взаимных денеж­ных претензий. На основе Рапалльского договора 1922 г. советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном направлении.

Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъявила Советскому пра­вительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала про­тив расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатически­ми средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.

Международное признание СССР.В 1924 г. Англия, крайне заин­тересованная в торговле с Россией, первой официально признала Советское государство. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией и другими странами мира.

Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причи­нами: изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил), широким обществен­ным движением в поддержку СССР и экономическими интересами капиталистических государств. В 1924—1925 гг. Советский Союз ус­тановил дипломатические отношения с государствами разных конти­нентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталис­тических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился глав­ным итогом внешней политики Советского Союза в первой полови­не 20-х годов.

Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитичес­кий курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотруд­ничества с капиталистическими странами, решение проблем разору­жения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан дого­вор о ненападении и нейтралитете с Германией.

В 1927 г. СССР выступил с декларацией о необходимости полно­го разоружения, в 1928 г. — с проектом конвенции о сокращении во­оружений. Несмотря на то что Запад отверг эти предложения, СССР присоединился к пакту Бриана — Келлога 1928 г., содержавшему призыв к отказу от войны как средству решения межгосударственных споров. Попытки всех сторон в 20-е годы обеспечить мир в Европе имели во многом пропагандистский характер и были обречены на провал из-за складывавшейся международной ситуации.

Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расши­рял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были заключены новые соглашения политического и экономического характера.

Проведение официальной внешнеполитической линии Советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была ока­зана материальная помощь бастующим английским рабочим, что бо­лезненно восприняли британские власти. Великобритания в 1927 г. временно разорвала дипломатические и торговые отношения с Со­ветским Союзом. Правительства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку советских товаров в свои страны.

Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Поддержка прокоммунистических сил (Мао Цзедуна) в их борьбе против гоминьдановского правительства привела к временному разрыву советско-китайских отношений. Ле­том — осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии произошел вооружен­ный конфликт между советскими войсками и армией Чан Кайши, пытавшейся установить контроль над КВЖД и вторгнуться на терри­торию СССР. Отношения с Китаем были восстановлены в начале 30-х годов из-за расширявшейся агрессии Японии на Дальнем Восто­ке, которая представляла опасность как для Советского Союза, так и для Китая.

В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна. Он констатировал усиление напряженности в международных отношениях, опасность возникновения новой мировой войны и возможность нападения на СССР. В этой сложной международной обстановке Коминтерн допу­стил ошибку и отторгнул потенциальных союзников — социал-демо­кратов, объявив их своим главным политическим противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого со­трудничества и борьбу с ними. Фактически эти решения привели к самоизоляции международного коммунистического движения, на­рушению принципа пролетарского интернационализма и способст­вовали приходу в ряде стран правоэкстремистских (фашистских) сил.

Наши рекомендации