Глава I. Красноярский край — субъект Российской Федерации
ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
Часть первая
10 класс
2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Красноярский край — субъект Российской Федерации
§ 1.Общая характеристика Красноярского края
§ 2.Эвенкийский АО
§ 3.Таймырский АО
§ 4.Объединенный край
§ 5.Политическая система Красноярского края
§ 6.Тест «Экономико-географическая характеристика Красноярского края»
Глава II. Современное политическое развитие Красноярского края
§ 7-8.Сибирский федеральный округ
§ 9-10.Устав Красноярского края
§ 11.Содержание 4 раздела Устава «Государственная власть края»
§ 12.Структура органов власти Красноярского края
§ 13.Структура Законодательного Собрания
§ 14. Главная задача Законодательного Собрания
§ 15.Схема законотворческой деятельности
§ 16.Регламент Законодательного Собрания
§ 17-18.Система исполнительных органов государственной власти Красноярского края
§ 19. Администрация края. Совет администрации
§ 20-21.Губернатор края
§ 22.Политическая культура жителя Красноярского края
§ 23.Участие граждан в общественно-политической жизни Красноярского края
§ 24-25.Политические партии и движения
§ 26.Политические партии и движения России
§ 27.Известные политики
§ 28. Тест «Разделение властей в Красноярском крае»
§ 29.Местное самоуправление в муниципальных образованиях
§ 30.Муниципальные образования Иланского района
§ 31-32.Устав Иланского района
§ 33-34.Администрация Иланского района. Структура администрации
§ 35.Глава Иланского района
§ 36.Районный Совет депутатов
§ 37. Тест «Местное самоуправление в Иланском районе»
Глава III. Правовой статус жителя Красноярского края – гражданина России
§ 38-39.Правовой статус жителя Красноярского края – гражданина России
§ 40-41. Права и обязанности жителя Красноярского края – гражданина России
§ 42-43. Защита прав человека и гражданина в Красноярском крае
§44-45. Уполномоченный по правам человека
§46-47. Правоохранительные органы и правозащитные организации Красноярского края
§48-49. Защита прав несовершеннолетних в Красноярском крае
§ 50-51.Органы и организации, осуществляющие правовую и социальную защиту ребенка в Красноярском крае
§ 52-53. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае
Глава IV. Социальное проектирование
§ 54-57.Этапы социального проектирования
§ 58-67. Проект «Социально-экономическое развитие Иланского района»
§ 67-70. Обобщение
Глава I. Красноярский край - субъект Российской Федерации
Эвенкийский АО
Эвенкийский автономный округ (Эвенкия) - бывший субъект Российской Федерации, располагавшийся в Восточной Сибири и существовавший до 1 января 2007 года.
Административным центром округа был поселок городского типа Тура.
Округ был образован 10 декабря 1930 года.
Согласно результатам референдума, проведённого 17 апреля 2005, с 1 января 2007 года Эвенкийский автономный округ стал Эвенкийским районом Красноярского края. Хотя округ и ранее входил в состав Красноярского края, до 2007 года он являлся самостоятельным субъектом РФ.
Площадь - 767,7 тыс. км², что сравнимо с такими странами, как Турция и Чили (32 % территории Красноярского края и 4,5 % территории Российской Федерации).
Район относится к Крайнему Северу России. Климат района резко континентальный. Температура в июле может достигать плюс 38 °C, а в январе - минус 67 °C (Тура). Средние месячные температуры января составляют минус 34-38 °C. Морозы длятся 240-275 дней.
Значительная часть территории района относится к районам распространения вечной мерзлоты. По принятому демоэкологическому районированию Севера территория района входит в абсолютно дискомфортную и экстремально дискомфортную зоны.
Тура. Информация о городе
Тура – поселок городского типа в Красноярском крае, до 2007 года был административным центром Эвенкийского автономного округа.
Население 5,7 тысяч жителей (2005). Прежде всего – это русские, эвенки и якуты. Основан в 1938 году. До этого в 1920–1938 годах была Туринская автобаза. А еще раньше издавна было стойбище эвенков и единственная в округе купеческая лавка.
Поселок расположен на месте впадения реки Кочечум в Нижнюю Тунгуску. Имеет 2 аэропорта. Один расположен в самом городе и служит для местных перевозок. Другой, «Горный» – примерно в 10 км, для более дальних перевозок. В поселке находится краеведческий музей.
ГЕРБ ЭВЕНКИЙСКОГО АО
Герб Эвенкийского автономного округа представляет собой схематическое изображение ритуального шаманского бубна, в центре которого помещена мифическая птица - белая гагара. Внутренний фон герба разделен на две части: верхнюю жёлтого и нижнюю синего цвета. В верхней части находится красный полукруг с белыми зубцами, символизирующий солнце. Бубен, по представлению эвенков, это символ вселенной, место сбора духов-помощников, которые оберегают эвенкийский народ от возможных бед и напастей, заботятся об удачном промысле, о тепле и уюте в чумах. По горизонтальной оси бубна с востока на запад - от восхода солнца и до заката - протекает река, которая, как верят эвенки, соединяет мир живых людей и их предков, прошлое и настоящее Бубен шамана служит средством переправы по этой реке, соединяя своей музыкой прошлое, настоящее и будущее. Сама же гагара, пролетающая на закат от восхода, есть не что иное, как творец Земли, покровитель эвенкийского народа.
ФЛАГ ЭВЕНКИЙСКОГО АО
Дата принятия: 23.03.1995
Флаг Эвенкийского автономного округа представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех полос: голубой, белой и тёмно-синей (в соотношении 27:34:27). В центре бело-красное изображение «кумалана» c восемью спицами. Голубой, белый и синий - цвета полярной ночи. «Кумалан» - национальный эвенкийский коврик. Соотношение сторон флага - 1:2 (на иллюстрации флаг показан с принятым в России соотношением 2:3).
Эвенки населяют обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Читинской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского и Хабаровского краев. Есть эвенки также в Томской и Тюменской областях. На этой гигантской территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами.
Тунгусский метеорит
106 лет назад 30 июня 1908 года Эвенкийская земля содрогнулась от гигантских взрывов. Ярко, шумно и совершенно загадочно на землю пожаловал каменный космический гость, имя которому - Тунгусский метеорит. Тайны его не разгаданы до сих пор.
Современные научные оценки этого события говорят о том, что если бы подобное произошло на густонаселенном Европейском континенте в настоящее время, то катастрофы планетарного масштаба было бы не избежать - мощность взрыва при падении метеорита в две тысячи раз превышала мощность ядерного взрыва над Хиросимой.
Вот как об этом событии писали газеты того времени: «30 июня 1908 года, в 7 часов 18 минут утра, в нескольких саженях от полотна железной дороги близ разъезда Филимоново, недалеко от Канска, по рассказам очевидцев упал огромный аэролит. Падение сопровождалось страшным гулом и оглушительным ударом, который был слышен на расстоянии более 40 верст. Пассажиры подходившего в это время поезда были поражены необычайным грохотом. Поезд был остановлен машинистом, и публика хлынула к месту падения небесного гостя. Но осмотреть необычный камень им не удалось, так как он был раскален».
К сожалению, рассказы очевидцев и публикации в газетах не пробудили в ученых ни интереса, ни исследовательского азарта. Только через 13 лет, в 1921 году были предприняты первые попытки раскрыть тайну загадочного пришельца из космоса, и организованы первые научно-исследовательские экспедиции к месту падения Тунгусского метеорита. С тех пор мировая научная общественность никак не может решить эту загадку. Пока есть только гипотезы.
В преддверии празднования 100-летнего юбилея падения тунгусского метеорита администрация Эвенкийского муниципального района совместно с сотрудниками заповедника «Тунгусский» поставили перед собой задачу - обеспечить развитие туристической отрасли в районе в целом, и на территории заповедника, в частности.
Таймырский АО
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ-бывший субъект Российской Федерации в Восточной Сибири. Существовал до 2007 года; с 1 января 2007 – Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края. Хотя округ ранее и входил в состав Красноярского края, однако являлся самостоятельным субъектом РФ.
Административный центр – город Дудинка (25,2 тыс. жителей). Расположен на территории Таймырского полуострова.
Город Норильск, несмотря на то, что был окружён территорией Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, не являлся его частью и административно подчинён непосредственно Красноярскому краю.
Таймырский АО расположен полуострове Таймыр. Средние температуры января -30 °С, июля 2-13 °С. Многолетняя мерзлота. Главные реки: Енисей, Пясина, Хатанга. Растительность тундровая, на юге - лесотундра. Рыбная, горнодобывающая (полиметаллические руды, каменный уголь, газ) промышленность. Усть-Хантайская ГЭС. Оленеводство, звероводство, пушной промысел. Молочное скотоводство. Судоходство по рекам Енисей, Хатанга и по Северному морскому пути. Главные порты: Дудинка, Диксон, Хатанга. Железная дорога Дудинка-Норильск-Талнах. Газопровод Мессояха-Норильск.
На территории районов расположены 22 населенных пункта. Столица округа является крупным морским и речным портом, через который осуществляется основной грузооборот и производится отправка продукции ОАО «ГМК «Норильский никель», а также административным и культурным центром округа.
По состоянию на 1 июля 2004 года в Базу данных Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) включены 837 хозяйствующих субъекта, расположенных на территории округа.
Территории Таймыра характерна малая заселенность - 0.044 человека на 1 кв. км или 1 человек на 22 кв. км.
Этнический состав населения: долганцы – 8,8%, русские – 67,1%, ненцы – 4,4%, украинцы – 8,6%, другие национальности – 11,1%.
Природные условия для жизни населения неблагоприятные и малоблагоприятные. Вследствие низкой хозяйственной освоенности экологическая обстановка в целом относительно благополучная. Острая и очень острая экологическая ситуация, связанная с химическим загрязнением атмосферы, вод и земель, отмечена в промышленной зоне г.Норильск.
Природные богатства округа уникальны и имеют мировое значение. Полиметаллические руды Норильского района содержат никель, кабалы, медь, платину, теллур, селен, титан, ванадий и другие. Угли Таймырского, Усть-Енисейского и заходящего с Юга Тунгусского бассейна долго служили топливом судам Севморпути. В числе богатств газ, апатиты, слюда и другие недровые ресурсы. Исключительны рыбные богатства (сиговые, лососевые, осетровые - сиг, пелядь, чир, муксун, омуль, нельма, стерлядь и другие). Прибрежные воды изобилуют зверем (нерпа, белуха, морской заяц), сокровищем тундры являются песец и дикий северный олень.
В экономике местных народностей преобладают три исконных отрасли хозяйства: оленеводство, пушной промысел белого и голубого песца, рыболовство. Высокого уровня достигло звероводство. По улову рыбы, включая морского зверя, доля округа в крае составляет 82% (1994). Молочное скотоводство и полярное земледелие в закрытом грунте распространено главным образом в Норильском промышленном регионе. Промышленность связана с переработкой рыбы, обработкой меха, шкуры оленя. В поселках Тухард и Мессояха добывается газ для Норильского промышленного района, в с.Каяк на шахте Котуй - каменный уголь.
ГЕРБ ТАЙМЫРСКОГО АО
Дата принятия:25.05.1998
Герб Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа представляет собой изображение на голубом фоне краснозобой казарки, над которой в верхней части герба белый диск солнца.
ФЛАГ ТАЙМЫРСКОГО АО
Дата принятия: 23.05.2000
Флаг Таймырского автономного округа является производным от его герба и на его голубом полотнище (2:3), как и на гербе, помещено изображение летящей к свободному краю флага краснозобой казарки, с красной головой и грудью и черно-белым оперением, в центре белого круга диаметром 1/2 ширины флага, от которого отходят два вертикальных и два горизонтальных узких белых луча.
СТИХОТВОРЕНИЕ О НОРИЛЬСКЕ
Как с тобой говорить мне, полярный Норильск?
Те слова это или не те?
Сколько судеб и жизней с тобою срослись
На высокой твоей мерзлоте...
Сколько тех, кто уже не вернется назад.
Ты как памятник тысячам лиц.
Сколько новых девчонок и новых ребят,
Чьи дороги с тебя начались...
Ты мне дорог вдвойне - ведь и мне довелось
Строить город в полярном снегу,
За пять тысяч российских немереных верст,
На другом дорогом берегу.
Ты теперь, наш Норильск, от Москвы недалек -
Пять часов в голубых стременах -
Вот и речка Норилка, и речка Валек,
И такой долгожданный Талнах.
Лев Ошанин
Объединенный край
Целью объединения Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским АО являлось создание крупного региона с эффективной системой административного управления и сильной экономикой, основанной на реализации стратегических преимуществ, входящих в регион территорий. Вместо одного региона-донора (Красноярский край) и двух реципиентов (Таймыр и Эвенкия) должен быть сформирован единый мощный донорский субъект федерации.
Механизм объединения заключался в запуске в течение 3-4-х летнего переходного периода ряда крупных инфраструктурных и промышленных инвестиционных проектов - по сути, новая индустриализация региона. Отдача от этих проектов в виде налоговых поступлений должна не только превысить дотации федерального бюджета, направляемые сегодня на содержание депрессивных округов, но и создать рабочие места и существенно улучшить уровень жизни населения объединенного региона.
Результатом объединения должно стать преумножение экономического потенциала региона, который в среднесрочной перспективе (через 4-6 лет) обеспечит значительные темпы роста валового регионального продукта. В современной истории России этот проект претендует на первый масштабный экономический прорыв стратегически важного для государства субъекта.
РИА «НОВОСТИ», от 22.04.2005г.:
«В пятницу председатель красноярской краевой избирательной комиссии Константин Бочаров объявил, что референдум по объединению Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами официально признан состоявшимся, а вопрос по объединению решенным, передает РИА «Новости».
Согласно протоколам, поступающим из территориальных избирательных комиссий Красноярского края, в списках участников на момент окончания референдума значились один миллиона 22 тысячи 382 человека. Из них приняли участие в голосовании один миллион 267 тысяч 365 участников, что составляет 62,67 % от списочного состава.
За объединение регионов высказались 92,44 % проголосовавших (170 тысяч 598 избирателей), против - 6,63 % (83 тысячи 946 человек).
Члены избиркома подписали протокол совещания, который будет направлен губернатору края Александру Хлопонину и в ближайшее время опубликован в средствах массовой информации.
Напомним, что референдум по объединению Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами состоялся 17 апреля».
Идея объединения Красноярского края и входящих в его состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов обсуждалась ещё при губернаторе А. И. Лебеде, но тогда из-за разногласий в руководстве края и автономных округов эта идея оказалась неосуществимой.
Ситуация изменилась после избрания в 2002 году нового губернатора края А. Г. Хлопонина, который, будучи до этого губернатором Таймырского автономного округа, критиковал идею объединения, но после того, как стал губернатором края, стал её осторожным, а затем и активным сторонником.
В 2004 году органы государственной власти края и обоих автономных округов обратились к Президенту России с предложением об объединении всех трёх регионов и образовании нового субъекта Российской Федерации с сохранением прежнего названия - Красноярский край.
По инициативе Президента России был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», в соответствии с которым новый субъект Российской Федерации - Красноярский край - считается образованным с 1 января 2007 года, при этом существующий Красноярский край и оба автономных округа прекращают существование, а в границах бывших автономных округов создаются административно-территориальные единицы с особым статусом. В соответствии с законом выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края проводятся 15 апреля 2007 года, а не позднее чем через 35 дней со дня формирования Законодательного Собрания в правомочном составе Президент России должен внести кандидатуру нового губернатора края.
Сибирский федеральный округ
Сибирский федеральный округ - административное формирование в сибирской части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.
Территория округа составляет 30 % от территории Российской Федерации.
В состав Сибирского федерального округа входят 12 субъектов (регионов) Российской Федерации.
1-Республика Алтай (Горно-Алтайск)
2-Алтайский край (Барнаул)
3-Республика Бурятия (Улан-Удэ)
4-Забайкальский край (Чита)
5-Иркутская область (Иркутск)
6-Кемеровская область (Кемерово)
7-Красноярский край (Красноярск)
8-Новосибирская область (Новосибирск)
9-Омская область (Омск)
10-Томская область (Томск)
11-Рестублика Тыва (Кызыл)
12-Республика Хакасия (Абакан)
Основные отрасли экономики СФО:
- нефтяная и газовая промышленность
- черная и цветная металлургия
- машиностроение и металлообработка
- химическая промышленность
- электроэнергетика
- легкая, лесная и деревообрабатывающая промышленности
- транспорт
Грандиозна и сурова природа Сибири. Тянущиеся на тысячи километров многоводные могучие реки, озёра, горные гряды и плоскогорья, бескрайняя тайга, холодное царство тундры, безбрежное как море, арктические пустыни, а на юге Западной Сибири лесостепь и степь - всё это Сибирский ФО. Громадная территория протянулась с севера на юг на 3566 км; с запада на восток на 3420 км. Округ занимает центральную часть России и включает в себя часть Западно-Сибирской равнины, Среднесибирское плоскогорье, горы Южной Сибири и полуостров. Таймыр.
Что приходит вам на ум, когда вы слышите слово «Сибирь»? Представляете ли вы таинственный край, хранящий следы древнейших культур и девственность природы? Или же вы думаете о пустынных ландшафтах таймырской тундры и золотых горах Алтая? Сколько еще интересного можно здесь увидеть! На юге Восточной Сибири, окруженное горными хребтами, расположено озеро Байкал, внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По территории округа протекает великолепный Енисей, «ось Сибири», могучий, неистовый богатырь. Жемчужина Алтая, Телецкое озеро, потаённая и далёкая земля Бурятии, фантастические очертания стометровых утёсов в заповеднике «Столбы» и многое другое привлекают множество туристов.
Народное творчество:
Народ Тувы (Республика Тыва) владеет мастерством хоректээр (горловое пение). Одним из приемов его исполнения является пение одного лица сразу двумя и тремя голосами. Способы исполнения горлового пения являются основой музыкальной культуры и интонационного слуха. Они связаны с подражанием животным. Горловое пение разделяется на пять стилей, сопровождается игрой на смычковых и щипковых музыкальных инструментах различного вида. В 1988 в Кызыле был создан ансамбль горлового пения «Тыва», который гастролировал во многих странах мира.
В регионе на сегодняшний день существуют серьезные проблемы, осложняющие его дальнейшее развитие. Это, прежде всего, социально-демографические проблемы - низкая плотность населения, неравномерность в размещении (в основном вдоль Транссибирской магистрали, на юге региона), недостаток трудовых ресурсов для освоения природных богатств региона, сложная демографическая ситуация, сильное отставание социальной сферы, что не способствует закреплению здесь мигрантов, высокая подвижность населения, недостаточный уровень квалификации кадров для развития сложных производств.
Кроме того, существуют неравномерность размещения производственного потенциала (85% сосредоточено на юге региона), внутри- и межотраслевые диспропорции, слабо внедряются ресурсосберегающие технологии (в настоящее время от 30 до 50% вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов безвозвратно теряется), очень низки темпы обновления основных фондов, необходимость технической модернизации производства. Кризисные явления в экономике района связаны с низким уровнем комплексности производства и неразвитостью отраслей, дополняющих комплекс, и инфраструктуры. Недостаточно развита и местная продовольственная база для обеспечения потребности района (хотя представляется возможным за счет собственных ресурсов удовлетворять потребности в овощах на 70%, молоке - 80%, мясе - 85%, зернопродукции и картофеля - на 100%). Возможности внешнеэкономических связей для укрепления экономического потенциала Сибири используются неполно; необходимы дальнейшее привлечения иностранных инвестиций, организация совместных предприятий, развитие строительства предприятий на компенсационной основе.
Республика Хакасия.
В состав Республики Хакасия входят 5 городов, 8 административных районов, 13 поселков городского типа и 254 села. Административный центр - город Абакан с населением 164,7 тыс. человек, расположен в 4218 км от Москвы.
Климат резко континентальный. По характеру рельефа региона выделяют горную Хакасию (2/3 всей территории; восточные склоны Кузнецкого Алатау и Абаканского хребта, северные склоны Западного Саяна - высотой до 2930 м) и равнинную часть - Минусинская и Чулымо-Енисейская котловины. Равнинные участки приурочены к широким долинам рек и носят названия степей (Абаканская, Койбальская и др.).
Хакасия расположена в степной и лесостепной зонах; четко выражена вертикальная поясность ландшафтов. Крупные реки - Енисей, его левый приток Абакан, а также Томь, Белый и Черный Июс, Чулым (бассейн Оби). Всего на территории региона протекают 230 рек и речушек. Многочисленные озера с пресной (Черное, Фыркал, Иткуль) и соленой (Беле, Шира и др.) водой (всего более 300). Значительные площади занимают водохранилища Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС.
Устав Красноярского края
«Устав – это базовый, основополагающий документ, который является фундаментом для всей региональной правовой системы. Устав края предопределяет перспективы нашей жизни в будущем» (А.В. Усс).
Конституция-основной закон страны.
Демократия– форма государственного устройства, политический режим, при котором народ служит источником государственной, политической власти.
Представительная демократия – это участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. Эта форма демократии находит выражение в парламентаризме.
Непосредственная (прямая демократия) – это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц (сход, собрание, выборы, референдум).
Референдум–голосование граждан по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.
Избирательное право– право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Активное избирательное право–право избирать и нести ответственность за последствия своих действий. Наступает с 18 лет.
Пассивное избирательное право– право быть избранным. С 21 года в Государственную думу, с 35 лет – президентом.
Мажоритарная избирательная система – процедура определения голосования, при которой избранным считается кандидат, набравший большинство голосов.
Пропорциональная система представительства – это система, при которой нет единого победителя, т.к. она основана на соответствии между количеством голосов, поданных за партию, и количеством получаемых ею депутатских мест. Чем больше голосов получает партия, тем больше ее членов становятся депутатами.
Смешанная избирательная система соединяет в себе элементы мажоритарной и пропорциональной, когда одна половина кандидатов избирается по мажоритарной, а другая – по пропорциональной.
Признаки правового государства:
1) Верховенство закона – все государственные органы, должностные лица, граждане, общественные объединения должны подчиняться требованиям закона. Законы должны быть правовыми.
2) Соблюдение и охрана прав и свобод человека.
3) Принцип разделения властей.
4) Взаимная ответственность государства и гражданина.
Что такое Устав?
УставКрасноярского края – основной закон края.
УставКрасноярского края – основной закон региона, отражающий как общее, так и особенное в политике, экономике, социальной сфере.
Устав – это учредительный документ. Он является правовым актом, который оформляет единый, объединенный край - юридически. Он обладает высшей юридической силой по отношению к законам края. Ему должны соответствовать правовые акты всех краевых органов власти.
Уставкрая, в отличие от законов края, принимается Законодательным Собранием края не простым большинством, а квалифицированным – не менее двух третьих состава.
Устав края имеет свой предмет регулирования. В нем закреплены
- Формы непосредственной демократии населения (референдум, выборы, т.д.)
- Система, правила формирования и деятельности органов государственной власти края.
- Формы их взаимодействия между собой и органами местного самоуправления, их компетенция, принципы работы.
Устав края – это наша краевая конституция.
Новый Устав Красноярского края, принятый 5 июня 2008 года, включает положения, которые соответствуют сегодняшнему времени, обусловлены современным федеральным законодательством, достижениями науки и управления и сложившимися правилами работы.
Статья 3
1. Государственная власть края осуществляется для достижения общего блага и реализации общей воли граждан Российской Федерации, проживающих на территории края.
2. Граждане осуществляют государственную власть края непосредственно - путем свободного голосования и опосредованно - через систему демократически формируемых органов государственной власти края.
3. Государственная власть края осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
4. Гражданам гарантируется участие в осуществлении государственной власти края ее органами с использованием установленных форм доведения своих предложений и требований до сведения органов государственной власти края, в том числе через публичные слушания, народные обсуждения и иные правовые механизмы, предусмотренные настоящим Уставом и законами края.
5. Органы государственной власти края ответственны перед гражданами и подотчетны им, их действия осуществляются под общественным контролем. Органы государственной власти края должны обеспечить получение гражданами необходимой, достаточной и достоверной информации о своей деятельности, а также разъяснять гражданам свои решения и действия.
6. Органы государственной власти края в соответствии со своими полномочиями обязаны создавать благоприятные условия для участия граждан в осуществлении государственной власти края и обеспечивать действенность этого участия.
Статья 4
Государственная власть края осуществляется на основе принципов приоритета государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, федерализма, сочетания интересов Красноярского края с интересами Российской Федерации.
Статья 5
1. Государственная власть края осуществляется на основе принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти.
2. Органы законодательной и исполнительной государственной власти края, органы судебной государственной власти края взаимодействуют в установленных федеральными законами и законами края формах в целях эффективного управления развитием края и в интересах его населения.
Статья 6
1. Местное самоуправление в крае организуется в соответствии с нормами федерального законодательства и законодательства края, в пределах своих полномочий самостоятельно, его органы не входят в систему органов государственной власти края.
2. Органы государственной власти края содействуют развитию местного самоуправления на территории края, взаимодействуют с органами местного самоуправления в формах, установленных федеральными законами и законами края.
Статья 7
1. В крае устанавливается верховенство права.
2. Органы государственной власти края осуществляют свои полномочия посредством принятия правовых актов.
3. Все органы государственной власти края, граждане, а также иные субъекты права подчинены нормам права, которые могут отменяться, приостанавливаться в действии или официально толковаться исключительно по тем же правилам и в той же форме, которые использовались для принятия соответствующих правовых норм.
4. Органы государственной власти края и иные субъекты права равны перед законом. Гражданам и негосударственным организациям обеспечивается защита от произвола органов государственной власти края.
5. Лица, нарушившие правовые нормы, несут ответственность в соответствии с правовыми актами.
6. Укрепление правопорядка и борьба с правонарушениями является задачей государственной власти края и местного самоуправления в крае.
Статья 8
1. В крае поощряется хозяйственная инициатива, защищается право собственности, поддерживается добросовестная конкуренция, гарантируется свобода договоров, проводится политика частно-государственного партнерства в интересах устойчивого социально-экономического развития края.
2. Органы государственной власти края в пределах своей компетенции участвуют в экономической деятельности и регулируют ее исходя из общих интересов населения.
3. Органы государственной власти края содействуют установлению партнерства между работодателями и работниками и их объединениями.
Статья 9
1. Охрана и улучшение окружающей среды являются задачей государственной власти края.
2. Природные ресурсы на территории края не могут использоваться в ущерб интересам населения края.
3. Природные объекты, имеющие краевое, всероссийское и мировое значение либо представляющие собой уникальные памятники природы, сохраняются для будущих поколений.
4. Решения о реализации мероприятий, в экологической безопасности которых существуют обоснованные сомнения, могут приниматься только после их всесторонней экспертизы, гласного обсуждения и с учетом мнения заинтересованного населения.
Статья 10
1. В крае создаются условия для реализации способностей и социального прогресса граждан, обеспечивается социальная защита наиболее нуждающимся в ней людям.
2. В крае оказывается поддержка семье, детству, материнству, воспитанию, образованию, здравоохранению, культуре, науке, искусству, физкультуре и спорту.
3. Органы государственной власти края в соответствии с федеральными законами обеспечивают реализацию конституционных прав на труд, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 11
1. Общественная, в том числе политическая деятельность в крае осуществляется свободно, на основе идеологического многообразия и многопартийности.
2. Политическое многообразие является основополагающим принципом общественной и государственной жизни в крае.
3. В крае гарантируются права оппозиции, закрепленные законами края.
4. Государственная власть края не вмешивается в соответствующую закону деятельность общественных объединений, оказывает поддержку развитию институтов гражданского общества в крае.
5. Органы государственной власти края взаимодействуют со средствами массовой информации на основе принципов свободы массовой информации и недопустимости злоупотребления ею, а также открытости власти.
Статья 12
В крае оказывается содействие сохранению и развитию национальных и этнических обычаев и традиций всех народов, населяющих край, в том числе через развитие национально-культурной автономии, защищаются права коренных малочисленных народов на сохранение самобытности, языка, обычаев, исконной среды обитания, традиционного природопользования, хозяйствования, промыслов, образа жизни, коллективного участия в общественной жизни, самоуправления.
Статья 13
1. В крае проводится политика, направленная на интеграцию всех территорий края, организацию единого краевого экономического и социального пространства, создаются условия для эффективного развития всех регионов края, оказывается справедливая помощь территориям с недостаточным уровнем социально-экономического развития.
2. Органы государственной власти края участвуют в формировании и осуществлении государственной политики в отношении Крайнего Севера, предпринимают необходимые меры с целью поддержания систем жизнеобеспечения и социальной инфраструктуры северных территорий кра