Финансовые реформы 1862 – 1866 гг.
…Финансовые реформы, проведенные в 1862 – 1866 гг. главным образом В.А.Татариновым, касались больше всего упорядочения того государственное аппарата, которым действовало государственное хозяйство. В этом смысле достигнуты были довольно значительные результаты. В.А.Татаринов, который был одним из честнейших и способнейших сотрудников Александра II, еще сравнительно молодым человеком был в 1856 г. командирован за границу для ознакомления с формами и способами ведения финансового хозяйства в других государствах. Тщательно изучив это дело, он и явился главным реформатором нашего финансового управления. Выработанные им меры были направлены прежде всего на прекращение тех злоупотреблений, которые процветали в отношении казенных средств в отдельных ведомствах, и на ограничение и даже на уничтожение того хозяйственного произвола, которым пользовалось каждое министерство., ибо в руках почти каждого министерства сосредоточивались тогда весьма крупные суммы в виде остатков от прежних ассигнований, а также в виде ассигнований, которые делались на одно, а расходовались на другое, причем благодаря существовавшему порядку отчетности эти суммы нельзя было даже учесть, и они никем, в сущности, и не проверялись. Чтобы избавиться от этих порядков, Татаринов прежде всего предложил систематически проведенную централизацию государственного хозяйства. Ответственным распорядителем всех государственных средств, всех доходов и расходов отныне являлось не каждое министерство в отдельности, а министр финансов, все действия которого подлежали учету и контролю Государственного контроля, а все сметные предположения о расходах и доходах каждого года должны были, в виде государственной росписи, проходить ежегодно через Государственный совет. Ранее бывшая секретной, эта роспись с 1862 г. начала публиковаться во всеобщее сведение, что составило, конечно, в отношении поддержания нашего кредита довольно решительный шаг.
Затем наряду с этим было создано так называемое единство кассы, то есть уничтожены были все самостоятельные кассы и казначейства отдельных ведомств и каждая казенная копейка должна была быть с тех пор проводима через кассу Министерства финансов, от которой только и могли идти ассигнования на нужды отдельных ведомств, ассигнования, которые должны были соответствовать государственной росписи, прошедшей через рассмотрение Государственного совета, причем исполнение этих ассигнований контролировалось Государственным контролем.
Для учета на местах были образованы особые контрольные палаты, которым была дана полная независимость от общей администрации, то есть от губернаторов в губерниях и от начальников отдельных ведомств, и которые могли, таким образом, совершенно свободно и независимо осуществлять действительный контроль и документальный учет всех расходов казны на местах.
Наряду с этими реформами, улучшившими коренным образом существовавший аппарат финансового управления, была принята еще и другая важная финансовая мера – это учреждение Государственного банка, который, с одной стороны, заменил собой дореформенные кредитные учреждения, чересчур неповоротливые для новой, развивающейся экономической жизни, и которому, с другой стороны, была придана особая функция – способствовать развитию кредита торгово-промышленных предприятий. Банк этот являлся учреждением, финансирующим торгово-промышленные предприятия.
Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993. С. 250 – 251
С.Г.Пушкарев
Просвещение и печать.
Рост народного хозяйства
…В царствование Александра II сначала правительственной практикой, а потом «временными правилами» о печати, изданными в 1865 году, была значительно смягчена и ограничена цензура книг и периодической печати; последняя получила теперь такую широкую возможность обсуждения политических и социальных вопросов, которой она не имела прежде и которую она использовала в полной мере.
В 1863 г. правительством был издан новый университетский устав, по которому профессорские корпорации получили широкое самоуправление; совет профессоров каждого университета избирал всех должностных лиц университетской администрации и профессоров на вакантные кафедры; попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета. Но учащиеся в университетах студенты рассматривались как «отдельные посетители», не имеющие права на корпоративное устройство, а доступ посторонних лиц к слушанию университетских лекций, в широких размерах практиковавшийся перед тем, был вовсе воспрещен. Такое положение студенчества вызвало в нем большое недовольство; в связи с университетскими делами или с общеполитическим положением в царствование Александра II часто происходили «студенческие беспорядки», сопровождавшиеся уличными демонстрациями, столкновениями с полицией, арестами и исключениями студентов и даже временным закрытием высших школ.
Правительство задумало произвести реформу средней школы, чтобы обеспечить для университетов более спокойный и более «благонадежный» контингент слушателей. Реформа была проведена министром народного просвещения гр. Д.А.Толстым. Он решил изгнать из средних школ естествознание (которое, по его мнению, вело к материализму) и заменить его латинским и греческим языками, которые стали главными предметами гимназического курса. Новый устав гимназий был утвержден в 1871 г. (несмотря на то, что в Государственном Совете большинство высказалось против него).
70-е годы XIX в. ознаменовались в России началом высшего женского образования (в этом отношении Россия шла впереди других европейских стран). Средние женские школы дали уже достаточный контингент лиц, стремящихся к высшему образованию, и в 70-х годах возникают высшие женские курсы с программами университетского преподавания: курсы проф. Герье в Москве, проф. Бестужева-Рюмина в Петербурге, высшие женские медицинские курсы в Петербурге (превратившиеся впоследствии в женский медицинский институт).
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991. С. 319 – 320.
АКТИВНОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО. 1859– 1866 гг.
Из множества задач, которые по наследству достались Александру II, он справедливо счел самой ближайшей задачей власти отмену крепостного права и осуществил раскрепощение, дав свободу помещичьим крестьянам и уравняв впоследствии условия землепользования и налогообложения всех категорий крестьян. Тем самым были обеспечены основы свободы предпринимательства – главного устоя капиталистического общества. Зато дарование конституции или даже постепенный путь к ней правительством Александра II – и прежде всего самим монархом – было отвергнуто. Отмена крепостничества и последовавшие реформы отчасти сняли остроту социальных отношений и дали самодержавию – как государственной системе — отсрочку во времени. Отложенное же на неопределенный срок преобразование государственного строя (следствием его сохранения было множество ограничений в гражданских и политических правах российских граждан) в итоге – в 1905 г. – было проведено под давлением революционной стихии. Попытка обойтись частью преобразований или (в других случаях) полумерами, отодвигая революцию, питала ее корни.
При обсуждении вопроса о том, какие цели ставило правительство в конце 1850-х – начале 1860-х годов, сразу же возникает тема «Россия и Запад», т. е. образцов, которым она должна следовать, – о сохранении, уничтожении либо преобразовании существующих институтов. Иначе говоря, это была проблема сознательного выбора между европейским и особенным, самобытным путем. Общий ответ на этот вопрос может быть таким: Александр II и правительство, состав которого он лично формировал, подбирая министров применительно к задачам политики, хотели видеть Россию великой европейской державой, подобной Англии, Франции, Пруссии, Австрии в области военной, дипломатической, социально-экономической, но не в государственной и общественной. Александр II и министры, которые были исполнителями его предначертаний, ставили задачей сохранение единовластия и всей мощи управляемой из одного центра государственной машины, что перечисленными европейскими державами было уже утрачено в процессе длительной борьбы общества с абсолютизмом. Поэтому, разумеется, нужно говорить о двойственности идеологической доктрины и о двойственности целей, которые ставились не столько политикой реформ, сколько носителем верховной власти. Те институты и сферы российской жизни, которые самодержавие хотело видеть аналогичными европейским, оно и преобразовывало в соответствии с западными образцами, те же, что хотело в своих интересах удержать, объявлялись непреходящими самобытными ценностями, от которых нельзя отказаться без угрозы распада империи и хаоса в обществе. Однако, поскольку на авансцене правительственной деятельности были все же крупные преобразования, можно утверждать, что в этот исторический период в политике и обществе господствуют идеи европеизма. Причин такой ориентированности на быстрое преобразование российской жизни по европейским образцам было несколько. Во-первых, конечно, европейская традиция в политике, наиболее очевидно представленная Петром I, Екатериной II и Александром I, и уже сильная интегрированность России в европейские процессы. Во-вторых, идеология самого правящего монарха, Александра II, который был бесспорным западником по внутренним убеждениям и склонностям, привычкам и симпатиям. В-третьих, ситуация, в которой оказалась Россия: европейские противники России самым убедительным для нее образом – военным – доказали свое превосходство и ее отсталость, а стало быть, и правильность их пути. А.В.Никитенко так выразил эту точку зрения вскоре после того, как российская армия сдала союзникам Севастополь: «Лет пять тому назад москвичи провозгласили, что Европа гниет, что она уже сгнила, а бодрствуют, живут и процветают одни славяне. А вот теперь Европа доказывает нашему невежеству, нашей апатии, нашему высокомерному презрению ее цивилизации, как она сгнила. О, горе нам!». И еще: «Теперь все видят, как поверхностно наше образование, как мало у нас существенных умственных средств. А мы думали столкнуть с земного шара гниющий Запад! Немалому еще предстоит нам у него поучиться! Теперь только открывается, как ужасны были для России прошедшие 29 лет». Перед Россией стояла задача восстановления своего влияния в европейских делах. Ее мощь должна была стать достаточной для ограждения собственной целостности и поддержания статуса великой европейской державы, который она не хотела утрачивать. К убедительным аргументам недопустимости военного отставания (а значит, промышленного) добавился существенный фактор – национальная уязвленность, чувство оскорбления от поражения в войне. И в этих условиях поворот к западному пути развития был совершенно естественным.
В ходе разработки закона об освобождении крестьян произошло или проявилось несколько важных событий и обстоятельств, сказавшихся и на нем, и на характере последующей политики правительства. Мучительно трудно решавшееся на такую крутую ломку всего социально-экономического уклада самодержавие первоначально ставило себе минимальную задачу: отменить право помещика на владение крестьянином, оставив за последним только усадьбу. Но по мере всестороннего обсуждения дела, по мере того как либеральная публицистика и либеральное общество вообще оказывали правительству реальную поддержку («Всем в России известно, что в этом важном вопросе правительство идет в ногу с общественной мыслью всей страны», — заявлял И.С.Тургенев 28 января 1858 г.), правительственная программа непрерывно расширялась, становилась все масштабнее, принимая формы освобождения крестьян не просто с земельным наделом, но с наделом в размерах прежнего пользования. В 1857 – 1861 гг. правительство отказалось от узкосословной политики (имеется в виду политика аграрная, до того времени имевшая в виду приоритет интересов помещиков), предпочтя ей долгосрочные государственные интересы. Более того, длительное соприкосновение власти с той частью помещиков, которая оппонировала либо реформе вообще, либо ее либеральному варианту, заставило самодержавие принять на будущее в основу политики принцип всесословности или бессословности, поскольку оно осознало, что опора только на дворянство обрекает Россию на неподвижность и отставание. У российского правительства за это время появился опыт изоляции консервативного дворянства с помощью других слоев дворянства и сословий, более склонных к буржуазным переменам, как и опыт сотрудничества с либералами.
На конкретные формы отмены крепостного права, зафиксированные в «Положениях» 19 февраля 1861 г., очень сильно повлияли реальные финансовые и организационные обстоятельства. Правительство не было вольно в формулировании условий освобождения, иначе, скорее всего, реформа приняла бы другие очертания. Особенно хорошо это видно на таких ее основах, как выкупная операция и община. Самодержавие подошло к моменту крестьянской реформы с казной, опустошенной расходами на провалившуюся войну, с непомерно возросшими бюджетными потребностями, ибо предстояло отстроить новый флот и перевооружить армию. Поэтому власть не могла позволить себе ничего иного в деле выкупа, как только долгосрочную кредитную операцию. Все разговоры о компенсации помещикам за счет государственной казны, невыгодности и опасности перекладывания на крестьян выкупа собственного надела, сохранения большого объема платежей были бесполезны перед фактом финансового дефицита.
Что же касается общины, то, кроме отвлеченных рассуждений о преимуществах личного и общинного владения землей, существовала еще и неразрешимая по тем временам задача наделения землей каждого крестьянина или получения налогов и платежей не с сельского общества при принципе кругового (коллективного) ручательства, а с каждого отдельного крестьянина-собственника. При наличии общины эти важнейшие задачи для власти существенно облегчались. Невозможно было и оформление освобождения с помощью индивидуальных договоров об условиях землевладения или землепользования (что соответствовало бы наилучшим образом рыночным законам), поскольку дело касалось неграмотной, бедной, обычно не имеющей никаких иных источников дохода крестьянской массы. Поэтому оставление ее на сколько-нибудь длительное время в условиях нерегламентированного землепользования могло означать только взрыв бунтов. Ведь многие помещики вполне могли позволить себе роскошь какое-то время не соглашаться на заключение земельных сделок или на заключение их на приемлемых для крестьян условиях. Поэтому считающаяся либеральной мера обязательного предоставления крестьянину надела в действительности означала принудительное наделение землей. Однако время для заключения добровольных индивидуальных выкупных сделок (выкуп – как личный, так и выкуп земли) было безнадежно упущено в первой половине XIX в.
Многие из разбросанных по проектам первой половины XIX в. идей все же были реализованы в реформе, в известной мере и идея некоторой постепенности. Отмена крепостного права регулировалась несколькими «Положениями» (Положение для великорусских губерний, местные Положения, Положение о выкупе, Положение об устройстве местных по крестьянским делам учреждений), которые были проникнуты стремлением правительства дать возможность прежним хозяйственным единицам плавно перейти от системы обязательных отношений к договорной. Существовало несколько этапов постепенного расширения прав крестьянина и определения его статуса, правового и поземельного. Двухлетний переходный период вообще давал возможность все оставить в прежнем виде, отводя этот срок на составление уставных грамот где формально фиксировались размеры наделов и повинностей крестьян за них, на создание крестьянского самоуправления вместо прежнего, вотчинного управления. На 5 лет было сохранено крестьянское пользование землями, подлежащими отрезке. 9 лет действовал запрет на право отказа крестьян от надела, имевший целью воспрепятствовать «излишнему стремлению крестьян покидать свои наделы в помещичьих имениях».Тем же желанием дать возможность и помещикам, и крестьянам жить в привычных экономических условиях были продиктованы принципы сохранения в распоряжении крестьян наделов примерно в прежнем размере и объема повинностей – как натуральных, так и денежных.
Значительную роль в урегулировании отношений помещиков и крестьян сыграл институт мировых посредников – лиц, выбираемых помещиками для составления уставных грамот и в качестве арбитров в земельных спорах. Для последних была выстроена целая пирамида учреждений по крестьянским делам, завершавшаяся высшим комитетом – Главным комитетом об устройстве сельского состояния. Рекрутирование мировых посредников из среды дворянства стало мобилизацией общественно активного слоя его, в дальнейшем поставлявшего кадры для земства, мировых судов и пр. Огромное значение придавалось постепенному, растянутому во времени процессу окончательного выкупа земли у помещиков, происходившему только с согласия землевладельцев. Составление выкупных сделок упраздняло отношения крестьянина с прежним владельцем и связывало землевладельцев с государством, у которого они брали ссуду, погашаемую затем в течение полувека.
Отмена крепостного права оставила неразрешенными несколько проблем. Так, в 1861 г. власть только и могла рассчитывать, особенно в условиях 9-летнего срока постепенного осуществления реформы, на последующее поэтапное разрешение правовых и земельных вопросов. Не были определены Положениями 19 февраля условия индивидуального выхода из общины с выделом надела или компенсацией за него. Это обстоятельство препятствовало естественным процессам перераспределения земли, развитию предприимчивости. Помочь мог бы земельный кредит. Однако правительство спасовало и перед финансовыми трудностями, и перед казавшейся неразрешимой задачей залога общинных земель. Многое при этом упиралось в опасения относительно массовости возможных процессов: утраты земли при ее разделе между отдельными дворами, наплывом в города лишившихся земли крестьян, бродяжничеством, перемещением больших групп людей в случае официального разрешения властью переселений на свободные земли.
Власть и реформы: От самодержавия к советской России.
СПб., 1996. С. 259 – 340.
Л.Г.Захарова