Военные реформы 1862 – 1874 гг.

Причины: - поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг.

- отмена крепостного права

- отсталость военной системы

- нехватка средств на содержание армии (Крымская война привела к финансовому кризису).

Задачи военных реформ: - создание современной массовой боеспособной армии

- сокращение численности армии в мирное время и создание обученного военного запаса - резерва.

- реорганизация подготовки офицерского состава

- создание новой структуры управления армией

- сокращение расходов на содержание армии

- перевооружение армии

- создание новой системы комплектования армии

- ликвидация сословного характера русской армии

В 1874 г. отменена рекрутская система набора в армию и введена всеобщая воинская повинность с 20 летбез различия сословий, сокращен срок службы:в армии – до 6 лет (9 лет запаса), на флоте – 7 лет (3 года запаса). Введены льготы по призыву в армию: А). по образованию: с высшим служили 0, 5 г., со средним – 1,5, с начальным – 4 года. Б). по семейному положению: не забирали в армию единственного сына, если один сын служил, то остальные сыновья не служили, не служил старший сын-кормилец при малолетних детях. С). по состоянию здоровья. От воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий Всеобщая воинская повинность была уже введена во многих европейских странах

Реформы в области образования в 60 – 70-е гг. 19 века

Развитие страны требовало расширения системы образования, увеличения числа грамотных людей. Вопросы развития образования интересовали и общество и правительство.

1863 г. – новый устав университетов, по которому вузы получили автономию (полиция не имела право входить на территорию университетов, министерство не контролировало преподавательскую деятельность профессоров). Автономия университетов – одно из условий свободного развития науки в России.

1864 г. – реформа начальных школ. Разрешалось функционирование 4-х типов начальных (народных) школ: правительственных, земских, церковно-приходских и частных.

1864 г. – реформа гимназий. Создавались гимназии двух типов – классические , глее преподавали древние языки, и реальные, где древние языки не преподавали. Созданы женские гимназии.

Александр III - «миротворец». Политика контрреформ 1881-1894 гг.

Александр Александрович Романов, второй сын императора Александра II. Род. в 1845 г. Стал наследником престола в 1865 г. после смерти старшего брата вел. князя Николая Александровича в возрасте 21 года от туберкулеза. Среди его наставников был К.П. Победоносцев, юрист, преподавал Александру право. Позднее стал главным идеологом правления Александра III. Александр III не отличался любознательностью и начитанностью, но он обладал здравым смыслом, был решительным, властным, умел заставить чиновников ему повиноваться. Был высокого роста, крепкого телосложения, более похож на здорового русского мужика, чем на императора. По мнению Витте, главная заслуга Александра III заключалась в том, что он не позволил втянуть Россию в войны, проводил миролюбивую внешнюю политику, поэтому он вошел в русскую историю как царь-«миротворец».

Идеи Александра III:

- будучи консерватором по взглядам, Александр III был противником радикальных реформ во всех сферах, он не разделял реформаторских убеждений своего отца, считал его реформы ошибкой. По его мнению, России были не нужны все реформы 60-70-х гг., даже отмена крепостного права. Лучшим правлением он считал политику своего деда Николая II. Следует вернуться к николаевской системе. Реформы подорвали вековые устои русской жизни. Он часто называл себя в шутку «исправным полковым командиром». Власть не должна быть ограничена законами. Самодержавие стоит над законами (это идеи Победоносцева, воспринятые Александром III). Только самодержавия под силу смирить низкие инстинкты человека, страсти в обществе, направить его на духовное развитие под руководством церкви. Власть не должна быть ограничена законами.

- идея незыблемости самодержавия.Самодержавие – единственно возможная форма правления в России. Никогда не разделял конституционные идеи, идеи парламентаризма, разделения властей, независимости печати, свободы общества. Самодержавие – это главная политическая традиция в России. Он верил в могущество российского самодержавия,в божественное происхождение царской власти, в то, что русские цари – помазанники Бога. В 1882 г. Александр заявил: «Я слишком убежден в безобразии выборного представительного начала, чтобы когда-либо допустить его в России в том виде, как оно существует по всей Европе». Идея приоритета государства над обществом, приоритета государственной воли.

- идея русского пути развития. Россия имеет свои основы развития – православие самодержавие, народность. Он исповедовал идеи Уварова, развиваемые ему Победоносцевым (Победоносцев принимал участие в разработке судебной реформы, однако с 1865 г., став учителем и наставником Александра Александровича, он поменял свои взгляды. Не воспринимал идеи конституции, парламента, независимости личности). Во времена Александра III проводилось возрождение, а иногда это делалось в форме насаждения, русских традиций во всех сферах. Для Александра III путь европеизации России был ложным, ведущим к искоренению национальных русских традиций. Они имел пристрастие ко всему русскому. В его правление при назначении на высшие должности отдавалось предпочтение русским, а не немцам, как это было при Александре II.

- идея поддержки властью дворянства, которое является социальной опорой самодержавия.

- идея жесткой борьбы с революционерами, никакого компромисса с революционерами: «революционер – на виселицу». Он верил в возможность искоренить революционное движение в России. Он был потрясен убийством своего отца народовольцами 1 марта 1881 г. Лев Толстой, Владимир Соловьев обращались к нему посредством печати с предложением простить цареубийц: насилию надо противопоставить добро, нельзя отвечать на насилие насилием. Однако Александр III остался непреклонен и 3 апреля 1881 г. в Петербурге публично при большом стечении народа были повешены Желябов (лидер Народной воли), Софья Перовская (руководитель покушения на Александра III), инженер Кибальчич (изготовил бомбы, будучи арестованным в Петропавловской крепости разработал замечательный проект летательного аппарата, по мнению специалистов, он не содержал инженерных ошибок), исполнители теракта (бомбометатели) Тимофей Михайлов и Рысаков. Из страха перед покушениями Александр III предпочитал жить в Гатчине, поэтому его называли «гатчинским узником».

- Россия не должна участвовать в военных конфликтах. Россия – сильная европейская держава.

- идеи антисемитизма. Александр III разделял антиеврейские настроения. Самодержавию необходимо было создать образ врага государства. Врагами государства были объявлены евреи. В его правление произошло ограничение прав евреев: ограничена черта оседлости (места постоянного проживания) евреев (не могли жить в сельской местности, в крупных центральных городах могли жить только евреи с высшим образованием и имевшие крупный бизнес), выслали 17 тыс.евреев из Москвы, ввели квоту (%) евреев среди студентов в российских университетах (не более 3 в Московском и Петербургском). Он не любил всех инородцев – поляков, финнов и других.

- в системе образования должны преобладать церковно-приходские школы – ЦПШ; следует поставить начальную школу под контроль церкви. Нужно воспитывать народ в духе православия. Русскому народу следует больше думать о Боге. Его главным враг – просвещенный европейски образованный интеллигент. Государство увеличило финансирование ЦПШ.

- идеи патернализма.

- в частной жизни был аскетом, не любил носить новые красивые вещи, в личной жизни был любящим супругом – женился по любви на датской принцессе Дагмаре, в православии – Марии Федоровне. Его старший сын – Николай Александрович, 1868 г. рождения.

Задачи политики Александра III: (типично авторитарные)

- укрепление самодержавия под лозунгом: России нужна твердая сильная власть божественного происхождения

- защита интересов дворянства

- борьба с революционным движением

- наведение порядка в стране (не отождествлять с законным порядком) полицейскими методами. Установление правопорядка рассматривалось как посягательство на неограниченную власть монарха.

- развитие экономики.

В систему ценностей императора не входила свобода личности и ее права на независимую деятельность. Он не разделял идеи правового государства и гражданского общества.

Направления деятельности:

1. Защита и укрепление самодержавия.

Наши рекомендации