Самодержавие и отмена крепостного права

В России 1856 – 1861 гг.

Период подготовки реформы с осени 1859 г. до принятия зако­нодательства 19 февраля 1861 г. (два призыва дворянских депу­татов в Редакционные комиссии, обсуждение проектов Комиссий в Главном комитете и Государственном совете) отмечен острой борьбой в «верхах» «из-за меры и формы уступок». Под натис­ком реакционных и консервативных сил дворянства и бюрокра­тии в проекты Редакционных комиссий были внесены изменения, особенно существенно уменьшение наделов (за счет отрезки и дарственного надела) и увеличение повинностей. Однако реакции не удалось добиться пересмотра проектов в целом. Общее для крестьян тревожное и нетерпеливое ожидание освобождения, опасность нараставших крестьянских волнений исключали для правительства оттяжку отмены крепостного права или кардиналь­ный пересмотр подготовленных проектов. В основу «Положений 19 февраля» была положена программа Редакционных комиссий и созданные в соответствии с ней проекты.

Как показала история двух созывов членов Губернских комите­тов, дворянство – реакционное, консервативное, либеральное – не приняло «систему» решения крестьянского вопроса, разработанную Редакционными комиссиями. И хотя борьба шла «из-за меры и формы уступок», вместе с тем очевидно, что программа Редакционных комиссий отражала на данном этапе известную самостоятельность государственной власти по отноше­нию к господствующему сословию-классу. Рассчитанная на со­хранение дворянства и удовлетворение по возможности его инте­ресов, правительственная программа исходила в первую очередь яз государственных нужд в целом. Отмечая самостоятельную до определенной степени роль государства, В.И.Ленин подверг кри­тике содержащееся в программе «Северного Союза РСДРП» ут­верждение, что «самодержавие представляет интересы исключи­тельно господствующих классов». Он писал: «Это неточно или неверно. Самодержавие удовлетворяет известные интересы гос­подствующих классов, держась отчасти и неподвижностью массы крестьянства и мелких производителей вообще, отчасти баланси­рованием между противоположными интересами, представляя со­бой, до известной степени, и самостоятельную организованную политическую силу».

На первый план в Редакционных комиссиях выдвигалась зада­ча обеспечить мирное общественное развитие России при сохра­нении монархии. Государственные деятели России, и самый круп­ный из них Милютин, пытались провести отмену крепостного пра­ва сверху так, чтобы избежать пути европейских стран, периоди­чески переживавших революционные потрясения. Практическое осуществление этой общей задачи преломлялось в конкретное про­граммное требование Комиссий – наряду с сохранением дворян­ского землевладения обеспечить прочную оседлость бывших по­мещичьих крестьян, закрепив за каждым надел за выкуп, создать тем самым наряду с классом помещиков-дворян класс мелких соб­ственников-крестьян и предупредить его пролетаризацию. Госу­дарственная власть, ее политические институты ввиду непосредст­венной угрозы массового недовольства крестьян и революцион­ного движения силою объективных обстоятельств поднималась над своекорыстными интересами отдельных группировок дворян­ства с тем, чтобы отстоять и защитить интересы класса помещи­ков в целом. В 1862 г. Н.А.Милютин заметил, что «лучше потерять несколько десятин зем­ли, чем сложить голову на плахе, как французское дворянство, что русское правительство, имея пример французский перед со­бой, нашло разумным им воспользоваться, чтоб оградить для бу­дущего то самое дворянство, которое ныне кричит и жалует­ся...».

Либеральная бюрократия сознавала общность своих классовых позиций с либеральным дворянством, несмотря на принципиаль­ные расхождения и конфликты, особенно острые в период прибы­тия в Петербург дворянских депутатов первого созыва. Требо­вания либерального дворянства отвергались не потому, что взгля­ды его были чужды либеральной бюрократии, а в значительной степени из-за тактических соображений. Н.Милютин писал Чер­касскому 4 мая 1861 г. по поводу своей отставки: «Истинная борьба теперь не здесь, а на местах. От души желаю, чтобы ли­беральная часть дворянства и люди, преданные делу, не уклоня­лись от нее, и тогда все придворные и канцелярские ухищрения будут так же бессильны, как была бессильна до сих пор оппози­ция чиновных помещиков».

Встреча депутатов дворянства с членами Редакционных ко­миссий показала, что за крестьянским вопросом встает другой воп­рос – политический, вопрос о роли монархии и политическом значении дворянства, вернее, что это две части одного целого. Постепенность аграрной реформы, направленной в конечном ито­ге на создание буржуазной земельной собственности, сочеталась в программе либеральной бюрократии с расчетом на постепенную эволюцию самодержавия в буржуазную монархию при сохране­нии инициативной и регулирующей роли государства в подготов­ке и реализации преобразований. Это отмечалось в «Общей док­ладной записке к проектам Редакционных комиссий» от 10 октяб­ря 1860 г., об этом 23 апреля 1863 г. Н.Милютин писал своему брату Д.Милютину: «Нет большего несчастья для России, как выпустить инициативу из рук правительства». В оценке харак­тера и значения государственной власти взгляды либеральной бю­рократии не были свободны от просветительских иллюзий. В дей­ствительности, реализация реформ и дальнейшая политика мо­нархии зависели от расстановки классовых сил и классовой борь­бы в новых пореформенных условиях.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права

в России 1856 – 1861 гг. М., 1984. С. 229 – 231.

Б.Г.Литвак

Наши рекомендации