Почему в России в 1861 г. отменили крепостное право?
Отмена крепостного права была центральным событием отечественной истории в XIX в. На вопрос о его причинах в исторической литературе существовало и существует много весьма разноплановых ответов. В советской историографии глубинные причины реформы связывались с состоянием крепостнического хозяйства, говорилось о его прогрессирующем разложении, перешедшем примерно с 30-х годов XIX в. в стадию кризиса. Наряду с этим анализировались политические факторы, ускорившие освобождение крестьян. Одни историки выдвигали на первый план реформаторскую деятельность либеральной части царской бюрократии (П.Зайончковский), другие акцентировали роль «революционной ситуации 1859—1861 гг.», которая и вынудила правительство пойти на отмену крепостного права (М.Нечкина).
В последнее десятилетие начался отход от жестко заданных идеологией параметров осмысления проблемы. Подвергается сомнению факт кризиса системы хозяйства крепостнической России. Исчезло преувеличение роли крестьянского движения в комплексе политических причин реформы. Усилилось внимание к процессу осознания правящей элитой кризиса внутри- и внешнеполитического курса во II половине 50-х годов XIX в. и поискам выхода из него. Преодолевается и самое представление о реформе как «побочном продукте революционной борьбы» (В.И.Ленин), складываются новые ее дефиниции.
В западной историографии спектр ответов на вопрос о том, почему царизм пошел на отмену крепостного права, также весьма широк. Одни (Т.Эмонс) акцентируют внимание на факторах социально-культурного характера: комплекс стыда части образованного дворянства в связи с сохранением крепостного права, рост влияния либеральных экономических теорий в России, и т. п. Другие (Д. Филд) подчеркивают свойственное царизму XIX в. стремление сохранить социальную и политическую стабильность в стране. Третьи (А. Рибер) считают, что неизбежность военной реформы вызвала к жизни все остальные преобразования, включая и отмену крепостного права.
Решение об отмене крепостного права было принято царизмом с учетом комплекса обстоятельств. Среди них не последнее место занимают итоги Крымской войны. В связи с военным поражением возникло понимание сначала несостоятельности внешнеполитического курса империи, а затем и всей николаевской системы в целом. Показательно, что первая заявка правительства на реформы была изложена в Манифесте 19 марта 1856 г. о Парижском мире. Стремление поддержать пошатнувшийся статус великой державы, преодолеть послевоенную изоляцию на международной арене вынудило либеральную бюрократию и самого Александра II искать новые пути и принимать нестандартные решения.
То, что вольный труд эффективнее принудительного, а крепостное право – институт, тормозящий развитие страны, анахронизм, с которым следует распрощаться, было известно правительству и образованному дворянству еще в конце XVIII в. Варианты решения крестьянского вопроса прорабатывались в тиши многочисленных секретных комитетов и во времена Александра I, и в царствование Николая I. Вехи этого процесса: освобождение крестьян в Прибалтике в 1816 – 1819 гг., указы о вольных хлебопашцах (1803) и об обязанных крестьянах (1842) и др. Но проведение этих мер в жизнь ставилось в зависимость от доброй воли дворянства.
Преобладающее большинство дворян как в начале XIX в., так и в его середине, были за сохранение крепостного права, ибо крепостническое хозяйство отнюдь не находилось в критическом состоянии. Основанное на даровом труде, оно не требовало от помещика производственных затрат, не знало таких показателей, как эффективность производства, его себестоимость и проч. Оно приносило владельцу прибыль даже при самом низком уровне рыночных цен на продукцию и поэтому пережило аграрный кризис 1820-х гг., который оказался роковым для немногочисленных помещиков-новаторов, основавших хозяйство на принципах свободного предпринимательства.
Экономика страны накануне 1861 г. не разваливалась, но симптомы несостоятельности существующей системы хозяйствования проявились в чувствительной для правительства финансово-банковской сфере и были связаны с ростом бюджетного дефицита, инфляцией, резким сокращением наличности в банковских кассах. Это обстоятельство не просто стимулировало подготовку реформы, но и предопределило крайне тяжелые для крестьянства условия выкупа.
Крестьянство напряженно, но относительно спокойно ожидало обещанного освобождения. Пик его выступлений пришелся только на первые месяцы после объявления воли. Однако крестьянское движение наложило свой отпечаток на подготовку реформы. Так, в 1858 г. длительные крестьянские волнения вспыхнули в Эстонии, где 40 лет тому назад крепостные были освобождены без земли. Это событие ослабило позиции многочисленных сторонников «остзейского варианта» освобождения крестьян. В правительственной программе реформы было предусмотрено наделение крестьян пахотной землей за выкуп. Таким образом, хотя непосредственной угрозы новой пугачевщины в этот момент не было, память о прежних крестьянских войнах, об участии крестьян в европейских революциях заставляла либеральную бюрократию придавать особое значение гарантиям социально-экономической стабильности в реформируемой России.
В чем заключалась суть реформ, осуществленных
во время царствования Александра II?
С именем императора Александра II связана эпоха так называемых Великих реформ, давших мощный толчок развитию России во второй половине XIX в. и вместе с тем, в силу своей незавершенности, приведших к трагической развязке российской истории в начале XX в. С момента трагической смерти императора 1 марта 1881 г. не утихают споры вокруг его личности – мужественного человека и обладавшего неограниченной властью российского самодержца, нашедшего в себе политическую волю уничтожить позорное для великой страны крепостное право и взять курс на мирное строительство в России правового государства.
Историк А.А.Корнилов в начале XX в. писал, что Александр II не был идейным реформатором, а стал им в силу осознанного им в годы Крымской войны убеждения в необходимости коренных преобразований ради сохранения и усиления мощи Русского государства.
Революционная традиция в русской историографии, восходящая к Н.Г.Чернышевскому, концентрировала внимание только на больших недостатках крестьянского освобождения. В.И.Ленин считал, что реформы 60-х годов были проведены крепостниками в интересах самих крепостников. Современные российские историки (Л.Г.Захарова, В.Г.Чернуха, Л.М.Ляшенко и др.) воссоздают образ человека противоречивого, трезвого ума и доброй воли, самодержавного монарха, который стал реформатором в ответ на вызов времени и после долгих колебаний сделал выбор в пользу интересов общества. Вместе с тем исследователи подчеркивают, что для Александра П было характерно представление о божественном происхождении царской власти, внутреннее неприятие либерализма, убежденность в том, что самодержавная монархия – это лучшая и наиболее органичная для русского народа форма правления.
Главным делом царствования и всей жизни Александра II стала отмена им крепостничества, что дало основание современникам назвать его царем-освободителем. Крестьянская реформа прошла три этапа.
19 февраля 1861 г. император подписал Манифест об отмене крепостного права и «Положения», разъясняющие этот документ. Сделал это он вопреки мнению консервативного большинства Государственного совета.
Согласно Манифесту миллионы крестьян, принадлежавших помещикам, получили возможность выйти из крепостного, а в условиях России почти рабского положения. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами, они получали все права, предоставляемые законами империи, в том числе и право собственности. Реформа ликвидировала власть помещика над крестьянином, расширила сферу действия общинной демократии, юридически узаконила понятие «сельское общество». Вводилось крестьянское самоуправление в пределах волости, в рамках которого крестьяне самостоятельно, под руководством выборных решали вопросы своей повседневной жизни. Однако слоя собственников, «среднего класса» реформа не создала. Общинная земля не могла отчуждаться, не подлежала купле-продаже. А землю, собственником которой крестьянин не был, он должен был выкупить у помещика. Выкуп был обязательным. Если крестьянин отказывался выкупать землю, правительство принудительно взыскивало платежи. К 1881 г. 85% крестьян перешло на выкуп добровольно, 15% –принудительно. До выплаты выкупных платежей крестьяне обязаны были исполнять повинности в пользу помещика как собственника земли. Права отказаться от надела крестьянин не имел. Это объяснялось стремлением ограничить отток из деревни, поставить преграды на пути пролетаризации крестьянства. В этих же целях власть не паспортизировала деревню, выдача паспортов происходила лишь при условии уплаты всех налогов, хотя юридически крестьяне имели все гражданские права.
Второй этап крестьянской реформы начался в июне 1863 г. Вышло Положение о поземельном устройстве двух миллионов удельных крестьян. Они были лично свободными. Земля, которой они пользовались, передавалась в собственность общине за выкуп. Величина надела удельного крестьянина была в полтора раза больше, чем у помещичьих крестьян. Оброчная подать царской семье была преобразована в выкупные платежи сроком на 49 лет.
Третий этап реформы почвенного уклада касался 20 млн государственных крестьян. Они были лично свободными и жили общиной на государственной земле. После долгих дискуссий в окружении царя по указу 1866 г. государственным крестьянам земля переходила без выкупа, но они были обязаны вносить в казну ежегодные платежи в качестве «государственной оброчной подати».
Таким образом, крестьянские реформы 1861 – 1866 гг. не создали слоя мелких собственников, а укрепили общинную структуру, передав общине собственность на землю. Общине принадлежало 4/5 всей земли, крестьянам – 1/5 часть. Выйти из общины и – стать собственником своей земли крестьянин не имел возможности. Тем не менее при всей непоследовательности крестьянские реформы 60-х годов явились шагом вперед по пути модернизации России по европейскому образцу.
Параллельно с крестьянской реформой шли и другие главнейшие реформы 60-х – 70-х годов. В 1862 г. впервые в России к всеобщему сведению публикуется государственный бюджет, содержавший сведения о составе и сумме государственных доходов и расходов. Общество восприняло публикацию бюджета как первый шаг к признанию гражданских и политических прав подданных.
В 1863 г. осуществляется либеральная реформа университетского образования, в результате которой университеты получили значительную автономию. Совет университета получил право избирать ректора, рассматривать финансовую смету, присуждал ученые степени, назначал студенческие стипендии.
В течение 1864 г. двумя актами была осуществлена школьная реформа, которая предусматривала создание начальных школ с трехлетним сроком обучения, а также классических гимназий и реальных училищ. В основе реформы лежал всесословный принцип. Предусматривалось применение достижений прогрессивной педагогики, гуманное обращение с детьми, запрещение телесных наказаний.
1 января 1864 г. Александр II подписал Указ о создании всесословных органов местного самоуправления, губернских и уездных земских учреждений.
Избирательная система земств строилась по либерально-буржу-азному принципу имущественного ценза и делилась на три курии – земледельческую, городскую и крестьянскую, на уездных съездах которых происходили выборы гласных в уездное земское собрание. На земских собраниях избирались губернские гласные. Земские органы в уездах и губерниях делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы – собрания гласных заседали раз в год. Они выбирали исполнительные органы – земские управы, состоявшие из председателя и нескольких членов. Выборы земств производились каждые три года. В их компетенцию входили местное хозяйство, распределение государственных податей и назначение местных сборов, устройство благотворительных заведений, здравоохранение и народное образование. С введением земств тесно связано понятие земской интеллигенции, психологической доминантой которой была жертвенность во имя интересов народа. Благодаря земствам впервые в истории России медицина пришла и крестьянам, а в селах появились учителя, земская статистика создавала объективную картину жизни страны. Однако создание земств не было завершено учреждением центрального представительного органа. На такой решительный шаг либерализма монарха не хватило.
В ноябре 1864 г. были утверждены Судебные уставы, определявшие новое устройство суда и основы ведения судебного процесса. Вводились принципы гласности в судопроизводстве, состязательности сторон в процессе, создавались адвокатура, институт присяжных заседателей. Судебная реформа быстро привилась на российской почве и оказалась самой последовательной. Независимость суда резко ограничивала вмешательство в судебные дела губернатора и других властей, устанавливалась сравнительно высокая оплата судей (меньше, чем в Англии, но больше, чем во всех других европейских странах), следствие отделялось от полиции. Судебной независимости способствовало также появление ряда молодых, только что выпущенных университетских юристов. Можно говорить о целом поколении деятелей, которые «были созданы судебной реформой» и сами продвигали ее вперед, о таких, как А.Ф.Кони, как целая когорта высококвалифицированных адвокатов.
В апреле 1865 г. была проведена реформа цензуры, которая оказалась значительно урезанной: в новых Правилах о печати ничего не говорилось о свободе слова. В этой реформе автократ в Александре II взял верх над либералом. Император никак не мог смириться с правом подданных на свободное высказывание своих взглядов, а тем более своих оценок российской действительности. И все же путы цензуры были ослаблены и созданы предпосылки для выявления и обсуждения назревших в обществе проблем.
В июле 1870 г. проводится реформа городского самоуправления. Согласно Городскому положению в городах создавались всесословные органы общественного управления, избираемые на основе имущественного ценза. Распорядительными органами самоуправления стали городские думы, исполнительными — городские управы. Новый импульс для своего развития получили торговля, промышленность, здравоохранение, народное образование.
Постепенно осуществлялась военная реформа, связанная с именем военного министра Д. А. Милютина, которого консерваторы окрестили «красным министром». Произошло сокращение численности армии без снижения ее реального потенциала, реорганизованы военное министерство и генеральный штаб, созданы военные округа. Началось техническое перевооружение армии, перестройка работы военных заводов. В России впервые в мире стали производить стволы артиллерийских орудий из литой стали. Резко менялась военно-кадровая политика. Был открыт доступ к получению офицерских чинов не только для дворян, но и для представителей других сословий, в армии были запрещены телесные наказания. Устав о воинской службе 1874 г. значительно сокращал службу в армии и на флоте, для мобилизованных предусматривались значительные льготы.
Действенность военной реформы была подтверждена во время успешной для России русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Европа увидела другую русскую армию по сравнению с той, которая проиграла Крымскую войну.
Реформы 60-х – 70-х годов, проведенные АлександромII,сыграли огромную роль в дальнейшей истории России, но оказались незавершенными. В итоге это привело к революционному взрыву в начале XX в.
// История России в вопросах и ответах: Учеб. пос. / Сост. С.А.Кислицын. Ростов н/Д., 1999. С.287 – 295.