Государственная политическая власть и ее признаки.
Власть – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью воли, авторитета, права и населения.
Политическая власть – это власть, осуществляющая управление народом в интересах благополучия общества в целом. и регулирующая общественные отношения, в целях достижения или поддержания стабильности и порядка.
Государственная (публичная) политическая власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занимающихся управлением, и составляющих аппарат власти.
Государственно-политическая власть всегда использует приказ, который выражается в законах и подзаконных актах. Государство дает право на их применение.
Признаки государственно-политической власти:
· объединяет подвластных ей людей (народ, население страны) по территориальному признаку, создает территориальную организацию подвластных, политическую ассоциацию, интегрируемую публично-властными отношениями и институтами;
· осуществляется специальным аппаратом, не совпадающим со всеми членами общества, и существующим за счет налогов организацией, управляющей обществом на основе принуждения, вплоть до насилия;
· обладает суверенитетом и прирегативой законотворчества.
Формы осуществления функций государства.
Функции государства - это относительно обособленные направления предметной деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
К правовым формам реализации функций государства, как правило, относят правотворческую, исполните ль но-распорядительную и правоохранительную деятельность.
Правотворческая деятельность - это деятельность направленная на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых актов, определяющих основные правила поведения в обществе, а также закрепляющих процедуры реализации этих правил, разрешения спорных ситуаций, возникающих вследствие их претворения в жизнь, применения мер ответственности в отношении правонарушителей.
Исполнительно-распорядительная деятельность - это деятельность, направленная на реализацию исходящих от государства властных велений. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты (подзаконные акты), контролируют процессы выполнения обязанностей, соблюдения запретов и т.п.
Правоохранительная деятельность - это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по охране правопорядка, включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности
Неправовые (организационные) формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является необходимой для реализации функций государства Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.
Функции государства реализуются посредством определенных методов.
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов: экономическое прогнозирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.
Стадии применения права.
В ходе применения права можно выделить следующие стадии:
1. Установление фактических обстоятельств дела (то есть, относится ли данная ситуация к юридически значимым).
2. Происходит юридическая квалификация:
а) поиск или установление необходимой правовой нормы;
б) проверяется подлинность текста нормы;
в) проверяется действие выбранной нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц;
г) происходит оценка законности правовой нормы;
д) производится толкование (уяснение) нормы.
3. Решение юридического дела оформляется в форме акта применения нормы права.
72. Правоотношение: понятие, признаки и виды.
Правовые отношения – это, возникающие на основе правовых норм и вследствие наступления определенных юридических факторов, связь субъектов права, обладающих взаимными правами и обязанностями.
Признаки правоотношений:
· общие:
1. идеологический оттенок (носят надстроящий характер);
2. отражают общественные связи между людьми;
3. участники их, занимают определенные отношения друг к другу в определенной практике;
· специальные:
11. связь возникает на основе норм права;
12. связь между участниками через субъективные права и обязанности;
13. связь носит индивидуально-определенный характер;
14. связь, при необходимости предполагает принудительную силу государства;
15. носит волевой характер правоотношений.
Виды правоотношений:
· по отраслям права:
а) уголовное; б) гражданское; в) административное и т.д.
· а) материальные; б) процессуальные.
· по способу индивидуализации правоотношений:
а) относительные – определены все стороны правоотношений;
б) абсолютные – оговорен лишь один субъект.
· по функциям права:
а) регулятивные:
- активные; - пассивные.
б) охранительные.
73. Систематизация законодательства: понятие и виды.
Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность компетентных субъектов, по упорядочению нормативно-правовых актов и устранению возможных противоречий, неточностей, пробелов в действующем законе.
Виды систематизации:
1. КОДИФИКАЦИЯ – деятельность компетентных государственных органов, направленная на качественную переработку действующего законодательства путем обобщения систематизируемых актов, вычленения из них наиболее значимых положений и принципов, устранения повторов, неточностей и пробелов.
2. ИНКОРПОРАЦИЯ – это систематизация законодательства путем объединения исходного нормативного материала в специальных сборниках:
- официальная (от имени государства);
- неофициальная.
3. КОНСОЛИДАЦИЯ – это сочетание первого и второго вида систематизации.
УЧЕТ – простейший способ систематизации. Ее смысл, в упорядочении имеющейся информации, и группировке ее в специальные предметные блоки.