Семинар «Политическая система современного общества и политические режимы современности»
(форма обучения очная)
1. Политическая система: понятие, структура, механизм функционирования.
1.1. Типология политических систем.
1.2. Российская политическая система.
2. Политические режимы как способы функционирования и система методов осуществления государственной власти.
2.1. Типология политических режимов.
2.2. Динамика политических режимов: изменение направленности и методов осуществления власти.
Темы сообщений:
1. Системный анализ и его роль в становлении теории политической системы. Модель политической системы Д. Истона.
2. Классификация политических систем. Вклад Г. Алмонда, Т. Парсонса, С. Липсета в теорию типологии политических систем.
3. Современные политические системы: сущность и особенности.
4. Демократические и недемократические системы, их генезис и особенности.
5. Плюралистическая демократия: баланс групповых интересов.
6. Отличительные черты авторитаризма. Конструктивные возможности авторитарных политических режимов.
7. Элитарная демократия и корпоративизм.
8. Основные черты и разновидности тоталитарных режимов.
9. Сравнительный анализ политических режимов.
10. Политический режим и модернизация общества.
Задания для самостоятельной работы
1. Определите причины, обусловившие создание теории политической системы.
2. Сравните подходы к пониманию политической системы Д. Истона и Г. Алмонда.
3. Раскройте механизм функционирования политической системы общества.
4. Выделите основные критерии эффективности политической системы. Проанализируйте выбор на примере российской политической системы.
5. Определите соотношение понятий «политическая система» и «политический режим».
6. Рассмотрите типологию политических режимов и укажите ее основания.
7. Дайте сравнительную характеристику тоталитарного, авторитарного и демократического режимов.
8. Сравните современные теории демократии и определите их плюсы и минусы.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару
Анализируя причины возникновения теории политической системы, выделите гносеологические и социальные условия данного процесса.
Выполняя второе задание, используйте соответствующие схемы и постарайтесь определить в них общее и различное.
При выполнении третьего задания обратите внимание на разграничение функций «входа» и «выхода».
Рассматривая основные критерии эффективности политической системы, проанализируйте способности российской политической системы:
а) мобилизовать ресурсы;
б) контролировать поведение индивидов и групп;
в) распределять дефицитные ресурсы, услуги и статусы;
г) сохранять и воспроизводить ценности;
д) обеспечивать политическую стабильность;
Выполняя пятое задание, аргументируйте тезис о том, что функционирующая политическая система создает в обществе определенный политический режим.
При выполнении шестого задания укажите критерии, используемые для определения политического режима в конкретной стране.
Сравнивая демократический и недемократические режимы, объясните, чем обусловлено утверждение того или иного режима в конкретной стране. Ответ проиллюстрируйте историческими примерами.
Рассматривая современные теории демократии (элитистской, плюралистической, партиципаторной и др.), выделите в них общие и отличительные черты, сведя их в таблицу. Оцените возможность применения этих теорий при анализе политического режима современной России.
Семинар по теме «Политическая система современного общества и политические режимы современности» проводится с целью изучение системного подхода к политике, анализа моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда, определения структуры и функций политической системы. Важной задачей занятия является также изучение основных типов политических режимов, выявление характеристик сущностных черт и признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и гибридных режимов.
Особое внимание необходимо обратить на изучение таких понятий как: политическая система, окружающая среда, коммуникация, «вход» в систему и «выход» из нее, требование и поддержка, типы политических систем, политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.
При подготовке к семинару следует использовать литературу, рекомендованную к данной теме. Особое внимание обратить на изучение указанных в рекомендациях первоисточников.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какова история системного анализа в естественных и общественных науках и как он применяется в политологии?
2. В чем заключается роль Т.Парсонса, Д.Истона и Г.Алмонда в создании теории политической системы общества?
3. Каково соотношение понятий «политика», «политическая жизнь», «политическая сфера» и «политическая система»?
4. Как соотносятся понятия «политическая система» и «политическая организация»? Что принято понимать под политической организацией?
5. Что представляют собой основные функции политической системы?
6. От чего зависит формирование той или иной политической системы в разные исторические эпохи и в разных странах? Какие факторы определили специфику политической системы России? В чем она заключается? Что повлияло на характеристики установившейся в нашей стране с 1991 года политической системы?
7. От чего зависит стабильность политической системы? Какие типы политических систем являются более жизнеспособными и почему?
8. Какую сторону деятельности государства и политической системы выражает понятие «политический режим»?
9. Что лежит в основе классификации политических режимов?
10. Какие исторические и политические условия приводят общество к тоталитаризму? Каковы его главные черты?
11. Какие социальные слои общества и почему становятся опорой тоталитарных режимов?
12. Почему многие тоталитарные политические системы смогли просуществовать сравнительно долго и пользовались массовой поддержкой?
13. Объясните, в чем разница между тоталитарным и авторитарным режимами: общее и особенное.
14. Чем отличается «новый авторитаризм» от классических военных режимов?
15. Каковы основные принципы демократического политического режима?
16. Существует точка зрения, что народ далеко не всегда бывает «подготовлен» к демократии и что в этих условиях целесообразнее на определенный период иметь «просвещенный авторитаризм», который подведет массы к ней. Как Вы относитесь к таким взглядам? Каковы возможные позитивные и негативные последствия подобного развития событий?
17. Имеются ли отрицательные стороны у такой формы социальной организации, как демократия? В чем они состоят и можно ли их преодолеть?