Главатема 7. форма государства
В результате изучения главы обучаемый должен:
Знать
- понятие формы государства и ее составные элементы;
- понятие формы правления; признаки характеризующие традиционные и нетрадиционные формы правления;
- понятие формы административно-территориального устройства; признаки характеризующие унитарную, федеративную, конфедеративную формы административно-территориального устройства;
- понятие формы политического режима; признаки характеризующие демократический, тоталитарный, авторитарный политические режимы;
- особенности формы государства современной России.
Уметь
- оперировать юридическими понятиями и категориями по теме;
- проводить сравнительный анализ форм правления, административно-территориального устройства, политического режима;
- осуществлять характеристику формы государства современной России.
Владеть
- юридической терминологией по теме;
- навыками работы с учебной и научной литературой по теме;
- навыками сравнительного анализа понимания и структурирования формы государства;
- навыками юридической квалификации формы правления, административно-территориального устройства, политического режима современной России.
- 1.Понятие формы государства
Форма правления
Форма территориального устройства
Политический режим
Форма современного российского государства
Понятие формы государства
Понятие форма государства включает в себя совокупность признаков, характеризующих государство как страну, организацию публичной политической власти, социально-политическую организацию объединяющую членов общества.
Категория «форма государства» показывает особенности организации государства (государственного строя), порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их властной компетенции, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также средства и методы, используемые государственным механизмом для осуществления организующей и управленческой деятельности.
В отечественной и зарубежной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства. Учеными высказываются различные точки зрения.
Традиционным, например, для отечественного государствоведения советского периода и правоведения 60-70-х годов было представление о форме государства как об комплексном институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящеего времяени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства объединяет форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима. Наряду с элементным институциональным подходом (полезным и необходимым, особенно в учебных целях), все более активное применение получает функциональный подход в рамках которого учитываются стали выдвигаться предложения о системном анализе формы, о необходимости учитывать не только структурные элементы и их качества, но и связи, соединяющие элементы в единое, целостное функциональное образование (форма государства). По мнению Л.И. Спиридонова, «форма В таком понимании форма государства - это представляет собой динамическую конструкцию объединяющую его устройство, выражающееся в характере политическиех взаимоотношенияй между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации и объеме компетенции высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении пространства государстваенной юрисдикции (форма административно-территориального устройства)».
Рассмотрим более подробно каждую из составных частей формы государства.
Форма правления
Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления как одну из составных частей формы государства. Эту сторону формы государства определяют:
- структура и полномочия высших органов государственной власти;
- порядок их образования и взаимоотношения между собой;
- степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения.
По форме правления государства подразделяются на монархии (единоличные, наследственные) и республики (коллегиальные, выборные).
Монархия (гр. monarchia – единовластие) как форма правления характеризуется следующими признаками:
- существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т.д.), пользующегося своей властью бессрочно (пожизненно);
- передача власти, как правило осуществляется по принципу наследования («Король умер! Да здравствует король!»);
- для монархии характерна сословная структура общества (монархом может стать только урожденный «принц крови») и династическая система браков (фактический либо будущий монарх может сочетаться браком только с представителем (представительницей) монархической фамилии);
- наличие официальной государственной религии. Статус монарха – помазанника Бога, предопределяет государственную природу института вероисповедания, в таком понимании являющегося обязательным элементом специальной дееспособности как самого монарха, так и его ближайших родственников – жены и наследника;
- монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа (чаще всего при обосновании данного положения подчеркивается божественное происхождение монарха);
- монарх является юридически безответственным лицом и не несет ответственности за принимаемые от собственного имени решения[94].
Представленные признаки наиболее полно выражены в неограниченных (абсолютных) монархиях. Данная форма правления являлась характерной для стран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия и т.д.); России XVII – XIX вв.; Франции до революции 1789 г. В настоящий период абсолютные монархии сохранились в аравийских государствах - Омане, Бахрейне, Кувейте и др.
В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными).
Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;
- лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;
- власть монарха является символической – он «царствует», но не правит;
- правительство подотчетно в своей деятельности представительному органу – парламенту;
- механизм правотворчества в качестве обязательного элемента включает институт контрасигнатуры, предполагающий подписание важнейших актов государственной власти двумя должностными лицами: премьер-министром и монархом.
Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др.
Однако и по конституциям, и, тем более, на практике формы правления в указанных странах различны. Например, монархи в Японии, Швеции, Норвегии и некоторых других странах лишены каких-либо самостоятельных полномочий, оставаясь в большинстве случаев лишь символом единства нации. Некоторые из них даже формально не совершают акта назначения правительства: оно избирается парламентом. В других же странах монарх не только формально удостоверяет факт назначения правительства, но и играет определенную самостоятельную роль, назначая форматора правительства (обычно это будущий премьер-министр). При этом в случае, если попытка форматора сформировать правительство окажется неудачной, монарх может заменить его другой кандидатурой. «Усиленный» статус монарха является характерным для тех стран, где в парламенте представлены несколько партий, ни одна из которых не имеет абсолютного большинства, либо партии не могут образовать коалицию большинства. В таких условиях монарх может создать кратковременное правительство меньшинства, целью которого является лишь организация выборов нового состава парламента.
Республика (лат. res publica – общее дело) как форма правления характеризуется следующими признаками:
- представительный характер высших органов государственной власти - президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;
- формирование высших органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков;
- юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;
- возможность досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти.
В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики.
Президентские республики (США, Франция, Филиппины Российская Федерация) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у Главы государства - президента.
Признаки президентской республики:
- президент избирается путем проведения всенародных выборов;
- президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра), и утверждает представленный премьером состав правительства;
- правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;
- президент обладает единоличным правом отставки правительства;
- отношения между президентом и представительным органом законодательной власти (парламентом) строятся на основании принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов. В частности, законодательную власть в РФ осуществляет двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная Дума разрабатывает и принимает законы, Совет Федерации их одобряет). Однако закон не может вступить в силу без подписи Президента. В случае неподписания закона (наложения вето), документ возвращается в Государственную Думу (система сдержек). Вместе с тем, в случае если при повторном голосовании в поддержку отклоненного закона проголосует квалифицированное большинство (2/3) представителей обеих палат Федерального собрания, вето считается преодоленным, и в этом случае Президент обязан подписать закон и передать его на опубликование в СМИ (система противовесов).
Парламентские республики (Италия, ФРГ) характеризуются сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента.
Признаки парламентской республики:
- президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией;
- правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;
- правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;
- в случае объявления «недоверия правительству» со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства.