Негосударственные элементы государственного механизма
Наряду с государственными органами и должностными лицами – представителями государственной власти важную роль в государственном механизме играют общественные организации[90], которые, не являясь органами государства, вместе с тем активно участвуют в процессе реализации государственных функций и оказывают в достаточной степени заметное влияние на эффективность государственной деятельности. В условиях демократизации общественных отношений, государство поощряет социальную активность граждан, направленную на самостоятельное решение отдельных вопросов связанных с реализацией прав и законных интересов, разрешением споров о праве и юридических конфликтов, обеспечением правопорядка в местах проживания.[91]
Функционирование общественных организаций осуществляется на основании принципов самоорганизации, самоуправления и самофинансирования. В отличие от государственных органов, создаваемых по «инициативе сверху» и представляющих результат властной деятельности государства, общественные организации создаются в ходе добровольного объединения людей движимых частными интересами, которые по своему содержанию не противоречат интересам публичного (общегосударственного) характера, но и не поглощаются ими. При этом реализация частных интересов осуществляется за счет собственных ресурсов соответствующей организации.
Отношения между государственными и негосударственными структурами в государственном механизме могут быть условно названы «отношениями социального симбиоза» (взаимной полезности). Государство определяет и закрепляет при помощи правовых норм общезначимые правила поведения, осуществляет контроль за их реализацией, а также определяет и применяет меры юридической ответственности за выявленные правонарушения. В свою очередь негосударственные организации оказывают влияние на правотворческие и правоприменительные процессы, конкурируют с государством в экономической сфере, ограничивают (при помощи общественных правозащитных организаций) возможности применения государственного принуждения и не допускают его «перерастания» в государственный произвол.
В зависимости от осуществляемых функций негосударственные организации, включаемые в государственный механизм следует подразделять на властные структуры, органы общественного контроля и «группы давления (влияния)».
Властные структуры обладают определенным объемом властной компетенции и могут принимать самостоятельные решения по вопросам, отнесенным к их компетенции. К числу негосударственных властных структур могут быть отнесены органы местного самоуправления[92], третейские суды и др.
Реализация властных полномочий представителями названных организаций, осуществляется от имени государства, в рамках определенного законом объема властной компетенции, в порядке предусмотренных законом процедур, является подконтрольной государству и обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций. К числу последних относятся, в том числе, правоограничительные меры, осуществляемые при помощи средств государственного принуждения.
Органы общественного контроля создаются в целях осуществления контрольных функций, сводящихся к экспертизе нормативно-правовых актов, а также выявлению нарушений правопорядка и законности в деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. В Российской Федерации на федеральном уровне общественный контроль осуществляет Общественная палата Российской Федерации[93]. Кроме того, функцию общественного контроля осуществляют СМИ и создаваемые на их основе агентства независимых журналистских расследований.
«Группы давления (влияния)» не наделены официальными властными полномочиями. Их деятельность направлена на оказание определенного неофициального воздействия (лоббирования) на процесс выработки и принятия властных решений и получения в конечном итоге решения, в котором представители той или иной группы (социального страта, корпорации) наиболее заинтересованы. Причем в зависимости от того, какое значение решению тех или иных государственных органов придается, оказываемое «давление» (лоббирование), может быть направлено как на создание «режима наибольшего благоприятствования», так и на оказание противодействия соответствующим государственным инициативам. К числу «групп давления» относятся политические партии и парламентские фракции, профсоюзы, финансовые корпорации и др.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое государственный механизм?
2. Какое место в государственном механизме занимает государственный аппарат?
3. Что такое «материальные придатки государства»?
4. Какие принципы положены в основу формирования и функционирования государственных органов?
5. Какими функциональными полномочиями наделены должностные лица – представители государственной власти?
6. Какое место в государственном механизме занимают негосударственные структуры?
7. Как соотносятся государственные и негосударственные элементы государственного механизма?
8. Из каких социальных групп состоит негосударственный компонент государственного механизма?
Задания для самоподготовки:
- осуществите сравнительный анализ широкого и узкого подходов к пониманию соотношения государства и общества и на этой основе охарактеризуйте понятия государственный механизм и механизм государства;
- охарактеризуйте структуру государственного механизма, определите место в нем аппарата государства;
- при помощи метода теоретико-правового моделирования сконструируйте модель государственного органа; постройте иерархическую структуру аппарата государства;
- проведите анализ соотношения и взаимодействия государственных и негосударственных элементов государственного механизма; определите направления и методы их взаимного влияния.
Рекомендуемая литература:
1. Выходов А.А. Механизм государства и гражданское общество //Наука и практика. № 3 (60), 2014;
2. Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Об элементах и механизме государства //Актуальные вопросы образования и науки. № 3-4 (55-56), 2016;
3. Иванова Ю.А. К вопросу о механизме постсоциалистического государства //Вестник Белгородского юридического института МВД России. № 1, 2015;
4. Кравчук В.Н. Современный механизм государства: некоторые теоретико-правовые аспекты //Мир политики и социологии. № 12, 2013;
5. Крылова В.Н. К вопросу о месте местного самоуправления в механизме государства // Право и государство: теория и практика. № 2 (122), 2015;
6. Нигматуллин О.Б. Механизм государства: монография. Уфа: Башкирский государственный университет, 2012.
7. Скрябин В.И. Принцип разделения властей в механизме государства //Казанская наука. № 10, 2014.