Тема 9. Носители субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. Граждане, негосударственные организации и общественные объединения как субъекты административного права

Программное содержание

Носители субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления: понятие и виды.

Граждане как субъекты административного права.Основы административно-правового статуса граждан. Права граждан на участие в государственном управле­нии. Права граждан, предусматривающие личный инте­рес. Обязанности граждан в сфере государственного управления. Административно-правовые гарантии прав граждан. Способы их защиты.

Общественные объединения и негосударственные ор­ганизации как субъекты административного права: ос­новы их административно-правового положения.

Методические указания

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, Законом «О гражданстве Республики Беларусь», другими законодательными актами Республики Беларусь.

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоограничения).

Административная дееспособность гражданина – признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера. Момент возникновения административной дееспособности единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста. Однако в различных сферах частичная дееспособность может возникать ранее. Так, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 (в некоторых случаях – 14) лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся общеобразовательных учреждений, возраст которых не уточняется и не ограничивается.

По общему правилу, все граждане Республики Беларусь обладают равной административной дееспособностью. Однако некоторые из них, по состоянию здоровья, могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

Организация – это коллектив работников различной численности, возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Администрация – это орган, на который возложены функции оперативного управления организацией.

Предприятия и учреждения осуществляют экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения потребностей граждан, общества и государства.

Предприятие – это самостоятельны субъект хозяйствования, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

Административно-правовой статус предприятия – это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие приобретает и реализует в процессе своей деятельности.

Особенности административно-правового статуса государственных предприятий вытекают из того, что государство является собственником таких предприятий.

Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям (производство любых видов оружия, боеприпасов, изготовление и реализация наркотических веществ).

Под общественным объединением понимается добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.

Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения государственных органов, а также право вступать в такие объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать права юридического лица.

Общественные объединения имеют фиксированное членство.

Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, при наличии соответствующего письменного согласия своих законных представителей.

Вопросы для самопроверки:

1. Кто является носителем субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления?

2. Что понимается под административно-правовым статусом?

3. Опишите административно-правовой статус граждан Республики Беларусь.

4. Опишите административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

5. Опишите административно-правовой статус общественных объединений граждан.

Литература по теме:

1. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014.

2. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2012.

Тема 10. Законность и дисциплина в сфере государственного управления

Программное содержание

Понятие законности и дисциплины в сфере государст­венного управления. Задачи в сфере укрепления закон­ности и дисциплины. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Методические указания

Законность приобретает особо важное значение в государственном управлении, составляет организационную и правовую основу деятельности всех субъектов административного права. Законность охватывает всю управленческую деятельность, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми.

Государственное управление носит по своей сущности творчески-организующий характер, именно здесь, в сфере управления есть одна его важнейшая особенность – совершение некоторых действий по усмотрению. Речь идет о проблеме соотношений законности и целесообразности. Органам управления, должностным лицам, дается возможность и право в пределах своей компетенции самостоятельно выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных перед ними задач. Целесообразность только тогда может приносить пользу обществу, государству, личности, когда она не противоречит законности.

Соотношение законности и целесообразности в области государственного управления складывается в следующем виде:

- все и всякие законные предписания нормативного и индивидуального характера в то же время и целесообразны;

- в рамках очерченных законодательством, орган управления или должностное лицо избирает оптимальный, т. е. наиболее целесообразный, вариант действий;

- при отсутствии правового предписания по конкретному вопросу орган управления или должностное лицо действуют, исходя из целесообразности;

- при наличии правового предписания недопустимо руководствоваться целесообразностью; недопустимо противопоставление законности и целесообразности, верховенствует всегда правовое предписание.

Эффективное управление зависит не только от уровня законности, но и дисциплины участников управленческого процесса.

В современных условиях нашей общественной структуры различается несколько видов дисциплин. В системе общественных организаций действуют правила общественной дисциплины, в системе государственных отношений – правила государственной дисциплины.

Государственная дисциплина заключается в соблюдении и точном и неуклонном исполнении государственными организациями, рабочими и служащими, общественными организациями и гражданами установленных государством правил и конкретных предписаний по практическому осуществлению задач и функций.

Виды государственной дисциплины : плановая, трудовая, финансовая, технологическая и др.

Связь законности и дисциплины проявляется в том, что 1) законность служит основой, ядром дисциплины, поскольку одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативных актов; 2) используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины.

В целях обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении создан и действует особый государственно-правовой механизм, состоящий из двух основных элементов: организационно-структурных формирований и организационно-правовых методов.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте понятия законности.

2. Дайте определение дисциплины в административном праве.

Литература по теме:

1. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014.

2. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2012.


Наши рекомендации