Глава 267. законность и правопорядок
1. Понятие и принципы законности 2. Требования законности 3. Гарантии законности 4. Понятие правопорядка. Соотношение категорий «законность», «правопорядок», «общественный порядок»
ГЛАВА 278. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОСОЗНАНИЕ
1. Понятие культуры. Правовая культура как элемент социальной культуры 2. Правосознание как элемент правовой культуры 3. Виды деформаций правосознания. Правовой идеализм и правовой нигилизм 4. Правовая социализация молодежи как фактор формирования правовой культуры 5. Соотношение и взаимодействие правовых культур России и Запада
ВВЕДЕНИЕ
Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой и, вместе с тем вводной учебной дисциплиной, преподаваемой студентам юридических факультетов на первом курсе обучения. Такая двойственность обусловливает необходимость совмещения наукоемких теоретических конструкций с первичным уровнем специальной подготовки обучаемых. При этом дополнительную сложность представляет то, что многие проблемы, рассматриваемые в рамках курса теории государства и права, не получили своего окончательного решения в том числе и на научном уровне.
Получается, что первокурсник, настроенный на то, что в рекомендуемых учебниках, равно как и в позициях, высказываемых лекторами содержится перечень «не подвергаемых сомнению истин», должен не просто заучивать излагаемые положения и с той или иной степенью успешности «ретранслировать» их преподавателю (последний, таким образом, оценивает в большей степени не мышление, а память студента), а сразу же мыслить самостоятельно, творчески. В идеале подобную схему отношений можно только приветствовать, однако на практике, в большинстве случаев, студенческая аудитория, попросту не воспринимает «тяжеловесные» теоремы, насыщенные специальной терминологией и излагаемые сложным для простого восприятия языком.
Представляется, что специфика преподавания теории государства и права определяется функциями этой учебной дисциплины, среди которых наиболее важными являются пропедевтическая и эвристическая.
Пропедевтическая функция теории государства и права заключается в ознакомлении обучаемых с юридической терминологией, уяснении ими содержания основных принципов юридической техники, формировании у студентов основ профессионального правосознания и профессиональной правовой культуры.
Эвристическая функция теории государства и права предполагает обобщение информации полученной в ходе рассмотрения отдельных тем, анализа ключевых понятий и принципов, установление структурно-логических связей между теоретическими представлениями о государстве и праве и категориальным аппаратом отраслевых и прикладных дисциплин, синтез государственно-правовой теории и юридической практики. Эвристическая функция придает теории государства и права характер не только вводной, но и обобщающей «синтезированной» дисциплины, преподавание которой в форме проблемного курса осуществляется на заключительном этапе обучения. Кроме того, базовый характер теории государства и права, предопределяет включение экзамена по этой дисциплине в программу итоговой государственной аттестации выпускников юридических факультетов вузов страны.
Важное место, отводимое теории государства и права в системе отечественного юридического образования, обусловливает постоянное внимание к данной дисциплине как со стороны ученых специализирующихся на исследовании общетеоретических и сравнительно-правовых аспектов юриспруденции, так и со стороны представителей отраслевых юридических наук. При этом высказываемые точки зрения нередко носят противоречивый, а иногда и взаимно исключающий характер. Данное обстоятельство с одной стороны свидетельствует о плюралистичности современной российской юриспруденции, а с другой стороны является показателем неопределенности целевых установок, которым руководствуются в своей деятельности представители отечественной юридической науки и образования.
В сложившихся условиях возрастает потребность в учебниках сочетающих логическую последовательность и непротиворечивость излагаемого материала, его простоту и доходчивость с достаточной для последующего «вхождения» в отраслевые и прикладные юридические дисциплины степенью информативности и научности. Предлагаемый курс лекций, вполне отвечает изложенным требованиям.
В основу представляемого учебника положен одноименный курс лекций, читаемых автором в ряде отечественных и зарубежных университетов. Впервые изданный в 2005 г., он был позитивно воспринят как преподавателями, так и студентами, что обусловило неоднократные выпуски новых изданий и дополнительных тиражей. Однако, происшедшие в системе отечественного высшего образования перемены, связанные с переходом к Болонской системе, обусловили необходимость существенной коррекции подходов к учебно-методическому обеспечению дисциплин преподаваемых бакалаврам, специалистам, магистрам. Не критикуя сложившуюся ситуацию и тем более не пытаясь принизить значимости бакалаврского уровня подготовки профессиональных юристов, тем не менее следует отметить определенные особенности, связанные как с содержанием соответствующих профессиональных компетенций, так и со спецификой учебной деятельности в данном образовательном сегменте. Прежде всего, следует акцентировать внимание на усилении прикладной значимости преподаваемых учебных предметов, что, в свою очередь, обусловливает применение практикоориентированного подхода как в процессе преподавания, так и при подготовке соответствующего учебно-методического материала.
В ходе работы по написанию учебника, были учтены последние изменения происшедшие в мире юридической науки и практики. Для того, что бы сохранить определенную преемственность в ранее излагавшихся позициях и современных подходах к их рассмотрению, было принято решение оставить без существенных содержательных изменений тематические блоки, традиционно включаемые в курс Теории государства и права и отражающие основные вопросы, рассматриваемые в нем. Вместе с тем, в структуру учебного пособия были включены дополнительные разделы, конкретизирующие и уточняющие существующие представления о предмете и методологии этой дисциплины, а также содержащие принципиально новые положения, в которых высказываются дискуссионные идеи, нуждающиеся в дальнейшем обсуждении.
Вопросы, излагаемые в учебнике, соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).
Целями изучения обучаемыми курса Теории государства и права являются:
- знакомство с основополагающими понятиями и принципами в комплексе образующими современный русский юридический язык;
- формирование позитивной правовой культуры, основанной на уважении к государству и праву, как к общечеловеческим социально-культурным ценностям;
- усвоение теоретических основ государство- и правоведения; рассмотрение государства и права как взаимосвязанных и взаимно обусловленных явлений;
- определение направлений и форм взаимодействия государства, права, общества, личности;
- восприятие комплекса юридико-технических средств и методов правотворческой, интерпретационной и правореализационной деятельности;
- изучение основных современных мировых систем современного мира с последующим определением места и роли в нем политико-правовой системы Российской Федерации.
В результате изучения курса Теории государства и права, обучающиеся должны:
- знать:
- основные юридические понятия и принципы, характеризующие государство и право;
- социально-юридическую природу и сущность государства и права;
- основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права;
- исторические типы и современные формы государства и права, их сущность и функции;
- теоретические модели современного государства;
- традиционные и интегративные типы правопонимания;
- структурные элементы механизма государства и , системыу права;
- понятие, структуру, классификацию правоотношений и правонарушений;
- понятие, структуру, особенности функционирования института юридической ответственности;
- особенности организации и функционирования механизма и средства правового регулирования;
- технико-юридические особенности правотворчества, интерпретации и реализации права;
- особенности государственного и правового развития России;
- место и роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;
- особенности государственного устройства России, правового положения граждан, механизма юридического закрепления, правового обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
- уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- правильно составлять и оформлять юридические документы.
- владеть навыками:
- квалифицированного использования юридической терминологии;
- работы с правовыми актами;
- анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, принципов и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной юридической деятельности;
- анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
- разрешения правовых проблем и коллизий;
- реализации норм материального и процессуального права;
- принятия необходимых мер в области защиты прав человека и гражданина.
В учебнике учтены и использованы современные достижения в области теоретического правоведения и юридической практики. В качестве структурных разделов в учебник вошли авторские материалы из ранее изданных работ, а также тематические блоки, публикуемые впервые.
РАЗДЕЛ 1. ВВОДНЫЙ
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
В результате изучения главы обучаемый должен:
Знать
- что такое научное и учебное познание, как они соотносятся и какие цели преследуют;
- какие элементы включает в себя система наук и какое место в ней занимает система юридической науки;
- как соотносятся научная и учебная составляющие в системе теории государства и права;
- что такое объект и предмет теории государства и права;
- что такое метод познания и какие методы используются в процессе изучения теории государства и права;
- какие функции характеризуют теорию государства и права;
- какие структурные элементы включает в себя теория государства и права как наука и учебная дисциплина;
- в чем значение теории государства и права для профессиональной подготовки юристов
Уметь
- оперировать юридическими понятиями по теме;
- ориентироваться в системе познания и различать научное и учебное познание;
- осуществлять характеристику теории государства и права как науки и учебной дисциплины;
- выделять объект и предмет теории государства и права, анализировать ее функции и методы познания
Владеть
- юридической терминологией по теме;
- методологией изучения теоретической юриспруденции;
- навыками работы с учебной и научной литературой по теме.