Глава 3. законность и правопорядок.

§ 1. Законность как важнейшая правовая категория и ее содержание.

Законность – фундаментальная категория всей юриди­ческой науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит выражение в формальных нормативных правовых актах – законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных сборниках. Право реально, прежде всего, потому, что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей – граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путем заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применя­ющих. Право по своей природе таково, что не может суще­ствовать вне воплощения в правовых отношениях.

Даже самый совершенный закон жив только тогда, ког­да он выполняется, воздействует на общественные отноше­ния, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».

Законность, однако, не тождественна реализации пра­ва, ее содержание не тождественно претворению правовых норм в жизнь. Эта сторона правового регулирования охваты­вается такими юридическими категориями, как «реализа­ция права», «применение права», «правомерное поведение», «правоотношение», «эффективность права». Все они сопря­жены непосредственно с действием права, но описывают его лишь с какой-то одной стороны. «Правомерное поведе­ние» определяет действия субъектов, соответствующие нормам права, «правоотношение» указывает на правовую связь его участников, «эффективность права» – на результатив­ность правового воздействия и т.д. Законность же – комп­лексная категория, охватывающая все стороны жизни пра­ва, его действенность, урегулированность общественной жизни в целом. Категория «законность» фиксирует обществен­но необходимые зависимости как внутри права, рассматри­ваемого с его нормативной стороны, так и между ним и прак­тическим воздействием воли на поведение людей, и отра­жает отношение к ним общества.

Законность выражает общий принцип отношения обще­ства к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматрива­ют в трех аспектах:

а) в плане «правового» характера обще­ственной жизни;

б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъек­тами;

в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола.

Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъек­тов, реализующих право, так и с деятельностью государ­ственных органов, обеспечивающих его формирование, ре­ализацию и защиту.

В недалеком прошлом отечественная наука анализиро­вала законность преимущественно во втором аспекте, тол­ковала ее как требование неукоснительного соблюдения норм права всеми его субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан и их организа­ции, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих пра­вовое регулирование (правотворческих и правоприменитель­ных), находится вне ее содержания.

Указанное понимание односторонне ориентировало и юридическую практику. Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и право­охранительных органов – выявлению нарушителей право­вых предписаний и их последующему наказанию. Результа­том этого и стал обвинительный уклон в их деятельности.

Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.

Такое понятие законности, удовлетворяющее потреб­ности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демок­ратии и тем более не способствует формированию и укреп­лению правового государства и общества.

Подобная трактовка законности есть результат отожде­ствления права и закона, когда любой нормативный акт, исходящий от государства, (даже антигуманный, реакцион­ный), является «правом» и соответственно требует неукос­нительной реализации. Однако эти акты не обеспечивают целей правового регулирования, законности. Напротив, они порождают социальную напряженность, ограничивают сво­боду граждан, их естественные права, допускают беззако­ние и произвол в деятельности должностных лиц. Кроме того, нетрудно заметить, что при данном понимании законности акцент делается лишь на исполнение норм права, а вопрос о содержании этих норм, которые, как известно, во многом носят волевой характер, обходится стороной.

Рассматриваемая с самых широких позиций, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражаю­щее правовой характер организации общественно-полити­ческой жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Не случайно ранее теория правового государ­ства носила иное название – «господства права».

Анализ законности в широком смысле слова позволяет различить в ее содержании следующие самостоятельные моменты диалектики правового, юридического и государ­ственно-политического.

1. Законность неотторжима от общеобязательности пра­ва. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. Главное здесь – требование неукос­нительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъек­тов общественных отношений предписаниям правовых норм, т. е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников. Данная сторона законности вытекает из самого факта существования права как системы общеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организованного общества и определить ее как точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов, иных нормативных правовых актов всеми государственными органами, негосударственными организациями и гражданами.

2. Другая грань исследуемого явления отождествляется с идеей законности, под которой понимается формирующая­ся в общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реального положения, когда не ос­танется места для произвола, будут фактически достигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и сво­бод. Не случайно законность трактуется как принцип права, который концентрированно выражает основные особеннос­ти последнего, его свойства, рассматриваемые в действии, в процессе реализации. В результате и право анализирует­ся как сила, обеспечивающая организованность обществен­ных отношений. Будучи общеправовым принципом, закон­ность проникает в плоть правовой материи, определяет ее формирование, функционирование, развитие и, в частно­сти, такой признак права, как верховенство закона и поднормативность правоприменительных актов.

3. Понимаемая как метод государственного руководства обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми сред­ствами – путем принятия нормативных актов и обеспече­ния их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы об­щественной жизни, необходима достаточная полнота ее рег­ламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (полити­ческими, организационными, правовыми средствами) их ре­ализацию и защиту прав.

В таком государстве недопустим произвол в деятельно­сти должностных лиц, исключаются принятие субъектив­ных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным орга­нам.

4. В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассмат­риваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, закон­ность есть антипод произвола и беззакония и, прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, тво­римого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом го­сударстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей закон­ности.

5. Вместе с тем требование реализации права, неукосни­тельного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормаль­ного функционирования общества и государства, обеспече­ния порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в ши­роком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни. Это режим, при котором деятельность всех субъектов основыва­ется на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, груп­повыми, классовыми интересами. Режим законности – та­кая морально-политическая атмосфера, при которой в об­щественной жизни господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение за­конов, реальность и незыблемость прав граждан являются основой жизни общества, его граждан.

Еще Аристотель считал законность признаком наилуч­шей государственной формы – политии. Гегель также противопоставлял подлинно демократическое государство, где господствуют закон и свобода личности, деспотии – «состо­янию беззакония, в котором особенная воля как таковая, будь то воля монарха или народа (охлократия), имеет силу закона или, вернее, заменяет собой закон».

Следовательно, законность – это такой политико-пра­вовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмос­фера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей — от анархии, общество в целом – от наси­лия, хаоса, беспорядка.

Требования и принципы законности.

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественная правопоряд­ку.

Законность выступает как необходимость, которая выра­жается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом.

Субъекты требования законности, ее адресаты – все граждане, их организации, должностные лица, государственные органы.

Одна часть данных требо­ваний обращена к гражданам, организациям, другая – к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).

Требования законности:

Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства. Эту идею выдвигал еще Аристотель, считая, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми. Речь идет о том, что в режиме законности имен­но праву отводится основная роль в регулировании обще­ственных отношений. Именно оно, а не личные, идеологи­ческие, политические и другие подобные им мотивы долж­ны лежать в основе социального регулирования.

Сказанное ни в коей мере не означает призыва к введе­нию тотальной правовой регламентации всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим про­извольного либо противоречивого толкования и примене­ния, не иметь пробелов. Однако это лишь один аспект воп­роса. Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая прак­тика показывает, что, например, при тоталитарных режи­мах, деспотических формах правления, абсолютных монар­хиях сами законы выступают выражением произвола.

Законность требует, чтобы при всеобщности регламен­тации общественных отношений содержание закона, подза­конных нормативных актов всегда соответствовало идее права, «правовой природе вещей». В законодательстве дол­жно быть закреплено гуманное, справедливое, именно «пра­вовое» решение (это требование законности определяют также термином «правозаконность»). Только при наличии законодательства, адекватного объективной природе обще­ственных отношений, основным правовым принципам, иде­ям свободы, гуманизма и справедливости, и обеспечивается режим законности.

Верховенство закона. Закон – акт высших органов го­сударственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому закон­ность связывается с господством, прежде всего, законов. Вся­кое издание норм права, противоречащих закону, есть нарушение законности, как и точное выполнение требований норма­тивного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет конституция – основной закон государства. А потому в содержании законно­сти как важнейший компонент выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это оз­начает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.

Равенство всех перед законом. Перед законом все долж­ны быть равны. У всех должна быть равная обязанность со­блюдать правовые предписания, в равных условиях все дол­жны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Этот прин­цип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под дей­ствие закона должны подпадать все». Иначе говоря, в жизнь необходимо претворять заключенную в праве идею спра­ведливости, гарантии личности от злоупотреблений со сто­роны других субъектов, в том числе представителей власти.

Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных пред­писаний (обязанностей и запретов), их безусловную обяза­тельность для всех субъектов права.

Обеспечение неукоснительной реализации прав и сво­бод. Это требование обращено не к управомоченному субъек­ту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государ­ства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защи­ту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широ­кий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализа­ции, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.

Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным орга­нам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение пра­ва – деятельность компетентных государственных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных право­применительных актов.

Последовательная борьба с правонарушениями. Закон­ность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонару­шений устранялись, а виновные в их совершении привлека­лись к ответственности.

Недопустимость произвола в деятельности должност­ных лиц. Законность есть антипод произвола – деятельно­сти, основанной не на нормах права, а на субъективист­ских, произвольных решениях. Должностные лица, прини­мая властное решение, должны руководствоваться не сию­минутными личными или групповыми интересами, а конк­ретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и тре­бования морали. Это правило обращено не только к право­применительным, но и к правотворческим органам, кото­рые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюн­таризма.

С учетом сказанного можно дать следующее определе­ние законности.

Законность – это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний пра­вовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произво­лом в деятельности должностных лиц, в обеспечении по­рядка и организованности в обществе.

Подлинная, реальная (а не формальная законность) дол­жна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуман­ный характер.

Основные принципы законности:

Единство законности. При всем многообразии действу­ющих законов и нормативных актов, при всех местных осо­бенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конк­ретном предприятии) своей законности, отличной от обще­государственной. К сожалению, в нашей стране этот прин­цип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регио­ны принимают нормативные акты, противоречащие феде­ральным законам и даже Конституции РФ. Подобное поло­жение нарушает единство законности, снижает эффектив­ность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемления самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона.

Всеобщность законности. Данный принцип характери­зует действие законности по кругу лиц. Законность не мо­жет быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должно­стные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

В литературе было высказано мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не от­дельные граждане, так как последние якобы своими дей­ствиями не нарушают этого режима. Действительно, непра­вомерная деятельность государственных органов, должност­ных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству, его органам. Однако если правонарушения граждан принимают массовый харак­тер, если налицо рост преступности, режим законности, безусловно, нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не сравнима с такой же ролью госу­дарственных органов.

Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достиже­нию целей государства и общества, насколько она обеспечи­вает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответствен­ности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины.

Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

Изложенное позволяет говорить о презумпции целесо­образности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъек­тивного отношения субъектов реализации права к его нор­мам. Только политико-правовой режим законности, основан­ный на целесообразности, может оградить общество от слу­чайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

В силу формальной определенности закон не может из­меняться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы мо­гут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы наруша­ются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т.е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесооб­разны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний мо­жет вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

Иначе говоря, с точки зрения целей правового регули­рования в любой ситуации целесообразно следовать предпи­саниям закона, а отступление от них всегда нецелесообраз­но. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

Несколько иначе целесообразность проявляется в про­цессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности.

Основанное на принципе законности, право само пре­доставляет возможность учитывать фактор целесообразнос­ти в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного слу­чая – выбор целесообразного решения. Не случайно пра­вовые нормы носят преимущественно относительно определенный характер. Например, нормы Уголовного кодекса не имеют абсолютно определенных санкций.

Отдельные авторы, рассматривая принципы законнос­ти, в качестве таковых называют «связь законности с куль­турностью», «единство законности и справедливости» и т.д. Не отрицая подобного единства, можно отметить, что связи за­конности с иными явлениями не могут выступать в качестве принципов. Кроме того, все они охватываются содержанием принципа целесообразности.

Важно отметить, что благодаря своим прин­ципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недо­оценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулиро­вания в целом.

Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто на­блюдаются отступления от правовых предписаний. Следова­тельно, реальная законность имеет количественные показа­тели, которые определяют ее уровень в конкретном обще­стве.

Гарантии законности

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно.

Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реали­зацию, т. е. гарантии законности. Гарантировать законность – значит сделать ее незыблемой.

Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства.

Общие условия – объективные (экономические, по­литические и т.д.) условия общественной жизни, в кото­рых осуществляется правовое регулирование.

Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Нередко в литературе общие условия как гарантии за­конности трактуются чрезвычайно широко. Под экономичес­кими гарантиями понимается существующая система хозяй­ства, форма собственности, под политическими – полити­ческая система, под социальными — классовая структура общества и т.д. Такое понимание гарантий не может удовлетворить потребности практики, ибо их влияние на состо­яние законности неоднозначно, иной раз они оказывают на нее негативное воздействие. Поэтому общие условия необходимо рассматривать конкретно, выделять в них те фак­торы, которые положительно воздействуют на реализацию права.

Важной предпосылкой наилучшего использования бла­гоприятных условий в деятельности по укреплению закон­ности является их максимально возможная конкретизация. Экономический строй, политическая система, господствую­щая идеология вряд ли могут рассматриваться как факто­ры, обеспечивающие законность. Проанализируем это по­ложение на примере собственности. Длительное время счи­талось, что социалистическая собственность (в отличие от частной) сама по себе является условием обеспечения за­конности. Такое вывод основывался на предположении, что она порождает у человека чувство хозяина, собственника средств производства, способствуя их сохранению, приум­ножению, защите. Однако, как мы все убедились, социали­стическая собственность стала причиной рождения и дру­гих, чуждых законности явлений – бесхозяйственности, хищений и т.д.

Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют ук­реплению законности, создать предпосылки для их разви­тия и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов.

Общие ус­ловия, выступающие гарантиями законности:

Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выс­тупают такие факторы, как степень организованности в эко­номической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. Подобные факторы самым непосредственным образом влия­ют на состояние законности. Так, в условиях нестабильнос­ти экономики, падения производства, разрыва хозяйствен­ных связей, роста цен, галопирующей инфляции возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к анар­хии, дезорганизации, росту числа преступлений, причем не только хозяйственных.

Политические условия. Основным политическим усло­вием стабильной законности является сильная государствен­ная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Силь­ная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

Сильное государство гарантирует стабильное развитие об­щества, безопасность людей, эффективную борьбу с пре­ступностью, коррупцией и иными антисоциальными явле­ниями. В условиях же дезорганизации государственно-власт­ных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию принимаемых решений, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета бюрократиз­ма, коррупции законность не только не повышается, но и снижается, причем до опасного предела. Сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспе­чивает, а напротив, отрицает законность. Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и право­порядка является демократия. Демократическое государство не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, осно­ванной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, глас­ность, верховенство Конституции и т.д.).

Идеологические условия. Состояние законности во мно­гом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону явля­ется личным убеждением человека, причем не только рядо­вого гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

Необходимый уровень культуры обеспечивается органи­зацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, от­ветственности, чувства права и законности. В условиях раз­рушения системы воспитания идеологический вакуум запол­няется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияю­щими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, господство силы и др.), способствующими росту правонарушений, преступности, ставящими под угрозу режим законности.

Социальные условия. Законопослушание граждан, их ува­жение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредствен­ным образом сказываются на уровне законности, провоци­руя граждан на поиски путей незаконного обогащения, об­ход закона, порождают национальные и социальные конф­ликты и т.д. Прочная законность возможна только в услови­ях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечи­ваться высоким уровнем юридической техники, необходи­мыми механизмами реализации и охраны. Важное значение для реализации права и уровня законности имеют использу­емые законодателем правовые средства, методы, способы и типы правового регулирования, принципы, на которых стро­ится законодательство. Так, отстающее от динамического развития общественных отношений законодательство затрудняет борьбу с преступностью.

Гарантиями законности являются также соответствую­щие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней про­грессивных гуманистических идей, положений, научно-тео­ретических конструкций.

Непосредственное влияние на уро­вень законности оказывают господствующие в науке науч­но-теоретические концепции. Например, несомненный ущерб в деле обеспечения законности нанесло игнорирование та­ких «буржуазных» (так их называли до недавнего времени) теорий, как идея правового государства, разделение влас­тей, парламентаризм и т.д. Напротив, научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение основ­ных ее положений в законодательную и правоприменительную практику позволяют укрепить законность в деятельнос­ти государственных органов. Проявлениям беззакония и про­извола в их деятельности способствовали теоретические по­ложения об усилении классовой борьбы с построением соци­ализма, об отмирании государства, о сокращении сферы правового регулирования и т.д.

Уровень законности определяется и эффективной дея­тельностью политического руководства, правильным избра­нием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.

Специальные средства законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключитель­но для обеспечения законности.

Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

Юридические гарантии – совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-пра­вовая деятельность по их применению, направленная на обес­печение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве их юридической фор­мы, не сливаясь, однако, с ними и не утрачивая своего юридического качества (формально-нормативное закрепле­ние, процессуальный порядок реализации, государственное обеспечение). При этом юридические гарантии немыслимы вне своего социального содержания.

Среди юридических гарантий различают следующие:

Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов пред­варительного расследования, Конституционного Суда и т.д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государствен­ных органов, направленной на обнаружение правонаруше­ний в целью их пресечения и устранения их последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Та­ково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностных лиц в суд.

Средства предупреждения правонарушений. Это закреп­ленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Например, ст. 35 ТК РФ пре­дусматривает, что расторжение трудового договора по ини­циативе администрации (ст. 33 ТК РФ) возможно только с предварительного согласия профсоюзного органа. Подобное согласие имеет единственную цель – предотвратить воз­можное нарушение администрацией трудовых прав граж­дан, не допустить незаконного увольнения. Предупредитель­ную роль играют и такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.

Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение пра­вонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организа­ций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, ус­транения последствий правонарушений. Таковыми являют­ся принудительное взыскание средств на содержание ре­бенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.

Юридическая ответственность. Под ней понимается на­казание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность опреде­ляется не жестокостью, а неотвратимостью.

Процессуальные гарантии. Процесс есть форма жизни материального права, реальную жизнь формально закреп­ленные права и свободы могут получить, лишь имея про­цессуальное обеспечение. Можно справедливо гордиться широтой правового статуса личности, закрепленного в Кон­ституции РФ. Однако это не дает оснований закрывать гла­за на недостатки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты. Юридический механизм реализа­ции правовых норм предполагает наличие четкой норматив­ной базы. Конституционные нормы, закрепляющие права и свободы, достаточно определенны, хотя многие из них не подкреплены текущим законодательством, четким юриди­ческим механизмом реализации, что затрудняет их осуще­ствл

Наши рекомендации