Виды авиации: Гражданская, государственная, экспериментальная.
Статья 20. Виды авиации
Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Статья 21. Гражданская авиация
1. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 253-ФЗ.
3. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
Статья 22. Государственная авиация
1. Авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации.
Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации.
Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.
(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 332-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 183-ФЗ)
2. Использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется впорядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 23. Экспериментальная авиация
1. Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.
2. Использование экспериментальной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственное регулирование деятельности в области ГА.
Статья 24. Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации
Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, в пределах, установленных этим органом, его структурными подразделениями и территориальными органами.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа (Ст. 6 ВК РФ).
Статья 24.1. Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов
(введена Федеральным законом от 25.12.2012 N 260-ФЗ)
изации гражданской авиации.1. Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной орган
Учебник, Зубков 188-190
Основными регулирующими функциями Федеральных полномочных органов в области ГА - МТ, ФАВТ, ФСНСТ - в системе обеспечения БП являются:
· нормативное обеспечение деятельности (МТ, ФАВТ);
· сертификация объектов ГА (ФАВТ);
· лицензирование авиационной деятельности (ФАВТ);
· государственный контроль и надзор за БП (ФАВТ и ФСНСТ);
· организация подготовки и аттестация авиационного персонала (ФАВТ).
Нормативные правовые документы (Федеральные авиационные правила и др.) являются одним из главных «рычагов» государственного регулирования деятельности в ГА РФ. От качества этих документов (содержательности, сбалансированности и взвешенности, учёта реалий эксплуатационных процессов, включая экономическую оправданность, соответствия международным стандартам и рекомендуемой практике и других показателей) зависит эффективность их положительного влияния на эксплуатационную практику.
Основными регулирующими функциями Межгосударственного авиационного комитета в системе обеспечения БП являются:
· сертификация авиационной техники;
· сертификация авиационного производства;
· расследование авиационных происшествий.
Контроль за соответствием вновь создаваемых или поставляемых из-за рубежа ВС, двигателей, в/винтов, международных и категорированных аэродромов, воздушных трасс и их оборудования, предприятий и организаций, осуществляющих разработку, изготовление, испытания перечисленных объектов осуществляется Межгосударственным авиационным комитетом (МАК).
Контроль за соответствием технических объектов ГА, субъектов деятельности ГА сертификационным требованиям осуществляют аккредитованные органы но сертификации с привлечением соответствующих центров по сертификации, испытательных лабораторий и аттестованных экспертов. Органы по сертификации создаются на основе подразделений Росавиации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением воздушного законодательства РФ и международных договоров РФ о гражданской авиации авиационными предприятиями и организациями, юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выполняющими и обеспечивающими воздушные перевозки, авиационные работы и услуги, а также за использованием воздушного пространстваРФ, аэронавигационным обслуживанием пользователей воздушного пространства РФ (кроме авиационно-космического поиска и спасания) осуществляет Госавианадзор как| структурное подразделение независимого полномочного органа - Ространснадзора.