Выполнение контрольной работы включает
§ Выбор темы задания I, задания II и задания III студентом, согласно варианту контрольной работы.
§ Оформление титульного листа.На титульном листе последовательно указываются: Минобрнауки РФ, полное наименование вуза и кафедры; вариант контрольной работы и название дисциплины; фамилия, имя, отчество студента; группа и курс обучения; номер зачетной книжки – шифр и домашний адрес; фамилия, имя, отчество преподавателя - руководителя контрольной работы (см. Приложение 1).
§ Составление содержанияконтрольной работы с указанием всех разделов и страниц, включая все три задания (см. Приложение 2).
§ Написание работы по разделам и ее оформление в соответствии с принятыми стандартами.
§ Общий объем контрольной работы не должен превышать 25 страниц машинописного текста (формат А4, размер шрифта – 14 кегль, интервал – 1,5), кроме задания III, которое выполняется 12 кеглем через 1 интервал в форме таблицы. Контрольная работа пишется только с одной стороны листа, т.е. заполняется только лицевая сторона. Объем распределяется примерно следующим образом: Задание I объемом 21 страница: Введение – 2 страницы, Основная часть – 15 страниц, Заключение – 2 страницы, Список терминов и понятий – 1 страница. Список использованной литературы – 1 страница (объем списка литературы к Заданию I должен быть не меньше 7-10 названий). Текст работы должен быть грамотно организован - в нем следует выделять главы, подпункты и их названия. Задание II объемом 2 страницы, Задание III объемом 2 страницы. После выполнения Задания II и Задания III также идет Список использованной литературы, где излагается не менее 2 названий, использованных при выполнении.
§ Требования к оформлению: с левой стороны листа оставляются поля - 3 см, справа – 1,5 см., сверху и снизу по 2 см. Все листы обязательно нумеруются со 2 страницы с Содержания, титульный лист не нумеруется.
§ Выявление источников и научной литературы, составление библиографии. Начните эту работу с изучения библиографических списков (и основного, и по соответствующей теме), приведенных в данном указании. Это поможет вам понять какую литературу вам следует использовать при выполни заданий. Далее для поиска необходимой литературы используйте каталоги библиотек: алфавитный, систематический, электронные каталоги (например, электронный каталог научных и образовательных сайтов www.nii-katalog.ru), указатели статей профильных журналов.
§ Изучение материалов по теме. Материал следует выбирать из научных, а не учебных исследований, отвечающих современному уровню науки и требованиям высшей школы. При работе с литературой необходимо делать выписки: давать аннотацию (краткую характеристику) публикации, выписывать цитаты и другие данные с точным указанием источника и страницы.
§ Список использованной литературы и источников,используемых в контрольной работе. Список использованной литературы состоит из библиографических записей, каждая из которых представляет собой библиографическое описание печатного издания, изложенных в алфавитном порядке. Правила категорически требуют грамотно,т.е. в соответствии с научными стандартами, составлять такие списки и не допускать произвольных форм. Образцы грамотно составленных библиографических списков представлены в данном методическом пособии: основная литература, литература по каждой теме семинарских занятий. Изучите их внимательно, следуйте этим образцам. Если используются ресурсы Интернета, то в библиографическом описании также приводятся все необходимые сведения: автор, название работы, выходные данные и, дополнительно, указывается название сайта (Сорокин, Ю.А. К вопросу о политической программе Екатерины II в 1762 – 1768 гг. [Электронный ресурс] / Ю. А. Сорокин // Режим доступа: http://www.hronos.km.ru).
§ Оформление библиографических ссылок.Правилами предусмотрено несколько способов размещения ссылок в тексте контрольной работы: постранично, после каждой главы, в конце работы. Необходимыми элементами ссылок в любом варианте является указание автора, названия работы, выходных данных и конкретных страниц,на которых размещена приводимая в работе информация – цитата, цифровой материал, другие данные. Допускается также оформление ссылок непосредственно в тексте. После текста, который требует ссылки, ставятся квадратные скобки, в которых указывается номер литературы по общему библиографическому списку, страницы. Например, [6, стр.149].
§ Контрольная работа сдается в сроки, предусмотренные учебным планом - не позднее 10 дней до начала сессии, научному руководителю для проверки и рецензирования. Студенты, не выполнившие работу в установленный срок, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче зачета. После проверки контрольная работа возвращается студенту с развернутой рецензией научного руководителя. Студенты должны устранить указанные в ней недостатки и доработать работу.
§ Защита контрольных работ проводится во время сессии. На защите от студента требуется свободно владеть материалом и проблематикой темы, обосновать содержание и цель работы, защищать полученные выводы, отвечать на предлагаемые вопросы. Окончательную оценку студенты получают на основании письменной рецензии и по результатам защиты. В случае получения неудовлетворительной оценки студенты обязаны переработать работу или выполнить ее по другой теме.
ЗАДАНИЕ I
По последней цифре шифра зачетной книжки определите тему задания I. Например, если последняя цифра зачетной книжки “7”, то следует выполнить однуиз четырех тем по Вашему выбору (№№ 7, или 17, или 27, или 37). Объем I задания не должен превышать 21 страницы.
Структура ответа на задание I состоит из названия темы, содержания, изложения материала, списка терминов и понятий, списка использованной литературы. Содержание следует построить таким образом: введение, несколько основных разделов и заключение (см. Приложение 2). При составлении Содержания обратитесь к Содержанию учебного курса, в котором отражены все принципиально важные проблемы каждой темы. Содержание должно отражать структуру и последовательность вопросов выполнения темы, в соответствии с ним излагается материал.
ВоВведении (2 страницы) ставится проблема, объясняется ее сущность и значение, дается характеристика конкретно-исторической обстановки, обзор литературы по изучаемой теме. ВОсновной части (15 страниц) в логической последовательности следует раскрыть главное содержание выбранной темы, изложить конкретно-исторический материал (факты, имена, даты).В тексте следует выделить разделы в соответствии с пунктами плана. Не перегружайте работу изложением второстепенных вопросов, не имеющих прямого отношения к теме. В Заключение(2 страницы) даются обобщающие выводы, итоги и оценки.
Составной и обязательной частью I задания является работа над основнымитерминами и понятиями(см. список терминов и понятий к соответствующей теме Содержания учебного курса). Выберите из списка не более 5 наиболее важных по выбранной вами теме, дайте полное определение понятия, ориентируясь на распространенные в исторической науке трактовки (см. образец). Оформить эту часть отдельно после Заключения (объем всех терминов и понятий - 1 страница).
В конце работы должен быть оформлен список использованной литературы (по образцу библиографических списков в данных методических указаниях) объемом 1 страница.
Темы I задания, список вопросов к зачету / экзамену
1. Образование Древнерусского государства. Норманнская проблема и ее современные трактовки.
2. Социально-экономическое развитие Древней Руси в IX - XIII вв.
3. Социально-политическое развитие, особенности политического строя Древнерусского государства в IX - XIII вв.
4. Период раздробленности Древнерусского государства (XII - начало XIII вв.). Новгородская земля, Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волынская Русь: особенности социально-экономического и политического развития.
5. Языческие верования восточных славян. Крещение Руси и его историческое значение. Церковь в Древней Руси.
6. Новгородская земля в XIII - XV вв.: особенности социально-экономического и политического строя. Борьба с немецкой и шведской агрессией. Александр Невский.
7. Русские земли в составе Русско-Литовского государства: особенности исторического развития (XIII - середина XVI вв.).
8. Борьба русских земель с монголо-татарским завоеванием. Золотая Орда и русские земли: система взаимоотношений и последствия.
9. Объединение русских земель и формирование Московского государства: причины и особенности. Первый этап объединения (конец XIII - середина XIV вв.) и его итоги.
10. Объединение русских земель и формирование Московского государства: второй этап объединения (вторая половина XIV - первая половина XV вв.) и его итоги.
11. Объединение русских земель и формирование Московского государства: третий, завершающий этап объединения (вторая половина XV - нач.XVI вв.).
12. Социально-экономическое развитие России в XVI-XVII вв. Формирование крепостного права.
13. Государственный строй Московской Руси XVI - XVII вв.
14. Правление Ивана IV Грозного: Избранная рада и опричнина.
15. Смутное время” в истории России: причины, этапы и события, последствия.
16. Россия в период царствования первых Романовых (1613-1682 гг.).
17. Проблема модернизации России и реформы Петра I. Преобразования в социально-экономической сфере.
18. Политические и административные реформы Петра I. Утверждение самодержавия в России.
19. Эпоха «дворцовых переворотов»: основные тенденции социально-экономического и политического развития России 1725-1762 гг.
20. Политика “просвещенного абсолютизма” в России: цели, содержание, противоречия, особенности. Политика Екатерины II.
21. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX века. Александр I, Николай I.
22. Формирование и развитие консервативно-монархического, либерального, революционного движений России в XIX в.
23. Правление и политика Александра II. Великие реформы 1860-х - 70-х годов: причины, содержание, значение.
24. Пореформенное развитие Российской империи (1881 - 1905 гг.): политическое, социальное, экономическое. Политика Александра III.
25. Революция 1905 - 1907 гг.: причины, этапы и события, итоги. Формирование многопартийной системы в России.
26. Становление российского парламентаризма (1906-1917 гг.).
27. Социально-экономическое развитие России в 1907-1914 гг. Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина.
28. Первая мировая война. Россия в Первой мировой войне. Назревание общественно-политического кризиса в стране. Победа Февральской революции.
29. Альтернативы общественного развития России после свержения монархии (март-октябрь 1917 г.). Победа Октябрьской революции.
30. Партия большевиков у власти: первые социалистические преобразования (октябрь 1917 - весна 1918 гг.). В.И.Ленин.
31. Гражданская война в России: причины, этапы, последствия. Идеология и политика “военного коммунизма”.
32. Новая экономическая политика: сущность, цели, значение. Политическое развитие страны в годы НЭПа. Образование СССР.
33. Социально-экономическое развитие СССР в 1928-1941 гг. Первые пятилетки: планы, итоги, оценки.
34. Советская политическая система и особенности ее развития в 1930-е годы. Государственная деятельность И.В. Сталина.
35. Вторая мировая и Великая Отечественная война Советского Союза: история, итоги и уроки.
36. Формирование новой системы международных отношений в 1945-1953 гг. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в послевоенное время.
37. Поиски путей оптимизации развития общества в 1950-е - середине 1960-х годов. Н.С. Хрущев.
38. Советское общество в середине 1960-х - середине 1980-х гг. Государственная деятельность Л.И. Брежнева.
39. Этапы, характер и содержание политики “перестройки” (1985-1991 гг.). Государственная деятельность М.С.Горбачева.
40. Политическое и социально-экономическое развитие России в 1991-2000-е гг. Государственная деятельность Б.Н. Ельцина, В.В. Путина.
Образец: Термины и понятия
Речь Посполитая - федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также на части территории России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии.
ЗАДАНИЕ II
Выберите из предложенного списка по последней цифре шифра зачетной книжки две исторические личности. Дайте характеристику и анализ роли этих деятелей в истории России, выделите наиболее значимые события и факты их деятельности, оцените их вклад в историю России (см. образец). Общий объем Задания II составляет 2 страницы.
До середины XIX в. | С середины XIX в. |
1. Владимир Мономах 2. Сергий Радонежский 3. Иван III Великий 4. Протопоп Аввакум 5. А.Л. Ордин-Нащокин 6. А.Д. Меньшиков 7. М.В. Ломоносов 8. А.В. Суворов 9. Емельян Пугачёв 10. М.М. Сперанский | 1. Н.А. и Д.А. Милютины 2. К.П. Победоносцев 3. С.Ю. Витте 4. П.И. Милюков 5. П.А. Столыпин 6. Л.Д. Троцкий 7. В.М. Молотов 8. Г.К. Жуков 9. Ю.В. Андропов 10. А.Д. Сахаров |
Образец: Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый (978-1054) – великий князь киевский в 1019-1054 гг., правление которого стало временем наивысшего политического могущества, культурного и экономического расцвета Древнерусского государства. Сын великого князя Владимира I Красное Солнышко. В результате победы в междоусобной войне над Святополком Окаянным в 1019 г. захватил престол в Киеве. В 1036 г. под Киевом нанёс сокрушительное поражение печенегам, после которого они прекратили набеги на Русь. Способствовал распространению книг и переводов византийских сочинений, основывал школы, положил начало летописанию на Руси. В период его правления создаются первые монастыри, включая знаменитый Киево-Печерский монастырь, сооружаются Софийские соборы в Киеве и Новгороде, основываются города Ярославль, Юрьев (совр. Тарту) и Новгород Северский. Создал первый письменный свод законов на Руси – «Русскую правду». В области внешней политики добивался укрепления международного авторитета Киевской Руси. В 1051 г. без участия константинопольского патриарха поставил митрополитом Иллариона — первого митрополита русского происхождения. Кроме того, укреплял международные связи через династические браки: сам был женат на шведской принцессе Ингегерде, а его дети были связаны семейными узами с представителями правящих династий Франции, Византии, Норвегии, Венгрии и Польши. В конце жизни раздал свои владения в уделы сыновьям, завещая им отказаться от междоусобиц. Признав за каждым сыном право владеть определённым уделом, фактически заложил основы для начала политической раздробленности.
ЗАДАНИЕ III
Выберите по последней цифре шифра зачетной книжки одно общественно-политическое движение XIX века или партию начала XX века. Оформите ответ в виде таблицы объемом 2 страницы 12 кеглем 1 интервалом, в которой раскройте следующие вопросы (см. образец):
1) определение общественно-политического движения, организации, партии;
2) время создания и существования;
3) лидеры;
4) названия и время принятия программных документов, основные программные положения по вопросам:
а) конечные цели;
б) политические требования;
в) аграрный вопрос;
г) рабочий вопрос;
д) национальный вопрос;
е) тактика (средства и методы) борьбы.