Основы судебной системы Российской Федерации.

Судебная власть в РФ осуществляется исключительно судами (судьями). Суды РФ составляют судебную систему, которая строится на основе единства, иерархичности и соподчиненности. Единство судебной системы состоит в том, что правила судопроизводства едины, право применяется единообразно, решения судов обязательны для исполнения на всей территории страны, судьи в РФ имеют единый статус, суды в РФ финансируются из средств федерального бюджета. Иерархичность судебной системы означает наличие в РФ нескольких уровней судов определенного вида: федеральные, субъектов РФ, городские, межмуниципальные, районные. Под уровнем подразумеваются территориальные границы, в пределах которых распространяется юрисдикция данного суда (например, район для районного суда, Россия в целом для Верховного Суда РФ).

Все суды РФ относятся к федеральным органам государственной власти. Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды выражают государственную волю России в целом и осуществляют правосудие именем Российской Федерации (а не субъекта РФ, района и т. д.).

Мировые судьи - органы судебной власти субъектов РФ. Субъекты РФ сами определяют порядок деятельности мировых судей и иные, связанные с этим судебным институтом вопросы. Цель введения мировых судей - разгрузить суды общей юрисдикции, передать на рассмотрение мировых судей преступления, не представляющие большой общественной опасности, приблизить судебную систему к народу.

Соподчиненность звеньев судебной системы состоит в том, что вышестоящие суды контролируют правильность применения за­кона нижестоящими, их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами.

В зависимости от специфики дел (гражданские, уголовные, хо­зяйственные, конституционно-правовые, административ­ные и др.) судопроизводство в РФ подразделяется на конституционное, гражданское, административное, уголовное.

Органы конституционной юстиции – это Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые не составляют единой конституционно-судебной системы с Кон­ституционным Судом РФ.

К компетенции Конституционного Суда относится рассмотрение дел по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. У Конституционного Суда есть исключительное право толкования российской Конституции и оно является обязательным для всех государственных органов и граждан. Конституционный Суд наделен правом законодательной инициативы.

Акты конституционного суда. Решения Конституционного Суда оформляются правовыми актами, исчерпывающий перечень которых приводится в самом законе: постановления, заключения, опреде­ления и решения. Постановлением именуется итоговое решение, принятое как на пленарном заседании, так и заседаниях палат по существу любого рассматриваемого дела, кроме дел, связанных с процеду­рой импичмента президенту. Решение о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президенту Российской Федерации - заключение. Постановление и заключение принимаются только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той час­ти акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению. Они излагаются в виде отдельных доку­ментов с обязательным указанием мотивов их принятия и соблю­дением установленных законом и регламентом требований к структуре и оформлению. Все иные решения, принимаемые в процессе конституци­онного судопроизводства, называются определениями. Их огла­шают на заседании и заносят в протокол.

На заседаниях Конституционного Суда принимаются так­же решения по вопросам организации его деятельности, в частно­сти ими оформляются выборы председателя, утверждаются со­ставы палат, регламент и т. д.

Все принятые постановления и заключения не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания в обязательном порядке направляются судьям Конституционного Суда, сторо­нам процесса, президенту, Совету Федерации, Государственной Думе, правительству, уполномоченному по правам человека, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду, Генеральному прокурору, министру юстиции.

Одновременно они подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государ­ственной власти Российской Федерации и ее субъектов, ко­торых касается принятое решение. Официальным считается опубликование решений Конституционного Суда в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а также «Со­брании законодательства Российской Федерации» и «Россий­ской газете».

Любое решение Конституционного Суда является оконча­тельным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения. Его особенность заключается в том, что оно не отменяет акт, а признает его неконституционным, т. е. недействительным. Российским законодательством установлена обязанность государственных органов и должностных лиц, приве­сти такие акты в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Они должны быть либо отменены, либо изменены в определенные сроки (от 2 до 6 месяцев). Неисполнение решения суд; влечет ответственность, установленную конкретным законо­дательным актом. Например, редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации» от 29 июля 2000 г. была пре­дусмотрена возможность роспуска Президентом России регио­нального законодательного собрания (с соблюдением определен­ных процессуальных требований), если будут отмечены подоб­ные факты.

Суды общей юрисдикции составляют единую систему. В нее входят Верховный Суд РФ, верховные суды республик в составе РФ, краевые и областные суды; суды автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга (суды субъектов РФ), суды «промежуточных» звеньев между субъектом РФ и районом - городские, межмуниципальные, районные суды, военные суды (гарнизонов, армий, флотилий и т. д.).

Систему арбитражных судов (первичное звено арбитражных
судов - субъект Федерации, а не район) составляют: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные судеб­ные округ охватывают территорию нескольких субъектов РФ) и арбитражные суды субъектов РФ.

Деятельность судебных органов находит выражение в различных актах, виды которых зависят от того, в какой инстанции они при­няты. Значение судебных актов велико. Необходимо учитывать, что судебные решения не только разрешают гражданские и арби­тражные споры, определяют наказание за уголовные преступле­ния, но и устанавливают конкретные факты, например, право соб­ственности. В этой связи они имеют характер право устанавливающих документов. Именно это значение судебных решений в последнее время приобретает все больший резонанс.

Требова­ния к принятию и оформлению актов судебных органов содер­жатся в процессуальном законодательстве: Арбитражно-процессуальном, Гражданско-процессуальном и Уголовно-процессуаль­ном кодексах.

Результат рассмотрения гражданских и арбитражных дел в судах первой инстанции оформляется решением, а уголовных - приговором.

Так, в соответствии с Гражданско-процессуальным кодек­сом решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Во вводной части указываются дата и ме­сто принятия решения, наименование и состав суда, стороны и другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спо­ра или заявленное требование. Описательная содержит требова­ния истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, уча­ствующих в деле. В мотивировочной части приводятся обстоя­тельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, и доводы, по ко­торым суд отвергает те или иные доказательства, а также указы­ваются законы, которыми руководствовался суд. Резолютивная часть решения содержит выводы суда об удовлетворении иск; либо об отказе в удовлетворении иска полностью или какой-либо его части. Аналогичные требования к оформлению решений арбитражных судов первой инстанции установлены и Арбитражно-процессуальным кодексом.

Решение суда принимается немедленно после рассмотре­ния дела, однако составление самого мотивированного решения как документа может быть отложено, но не более чем на пять дней. При этом резолютивная часть решения все равно должна быть оглашена и подписана всеми судьями. Судебные решения вступают в силу с момента их оглашения и действуют на территории Российской Федерации.

Постановление - акт, который принимается, как правило, президиумами судов при пересмотре судебных решений. Оно мо­жет отменять, изменять или оставлять без изменения решение нижестоящего суда. Постановлением также называется и всякий акт, принятый судьей единолично.

Природа и содержание постановлений отличаются в зави­симости от судопроизводства: гражданского, уголовного, арбит­ражного. Несмотря на различные названия отдельных элементов, для этого вида судебных актов характерны практически одинако­вые требования к их структуре.

Так, Гражданско-процессуальный кодекс требует, чтобы в постановлении суда были указаны: наименование и состав суда, принявшего постановление; дата и место его принятия; дело, по которому принимается постановление; наименование лица, подавшего надзорную жалобу, или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора; фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о пере­даче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по суще­ству; содержание обжалуемых судебных постановлений ниже­стоящих судов; закон, на основании которого принято определение или по­становление по результатам рассмотрения дела по существу.

Детально регламентируются содержание и структура по­становлений арбитражных судов. Арбитражно-процессуальный кодекс устанавливает необходимый перечень элементов поста­новления каждой судебной инстанции: апелляционной, кассаци­онной и надзорной.

Ряд своих решений суды оформляют определением. Этот вид акта они принимают в случае, когда дело не решается по су­ществу. Определением может быть назначена экспертиза, обеспе­чен иск, прекращено производство по делу и т. д.

По своей структуре оно похоже на постановление. Однако и отличает то, что определение может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию, а постановление, принятое в порядке надзора, как правило, нет.

Особое место среди судебных актов имеют постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В них содержатся разъяснения по вопросам судебной практики, адресованные судам соответствующей юрисдикции. Они подлежат обязатель­ному опубликованию в официальных печатных органах выс­ших судов: «Бюллетене Верховного Суда Российской Федера­ции» и «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

4. Федеративное устройство Российской Федерации.

По форме государственного устройства Россия – федерация - сложное государство, состоящее из территорий (субъектов Рос­сийской Федерации), имеющих признаки государства. В то же время Россия - единое государство, отвечающее следующим признакам: наличие государственного суверенитета; единой территории; единого государства; единой правовой системы в масштабах всей страны; общих для всей Федерации органов государственной власти; общегосударственной собственности; единой денежной и кредитной систем и т.д.

Российская Федерация состоит шести видов субъектов: республики в составе РФ; автономная область; автономные округа; области; края; города федерального значения (Москва и Санкт - Петербург). Новая особенность федерации в России - наделение субъектов правом иметь собственное законодательство. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ. В целях совер­шенствования системы государственного управления в 2000 г. в России, помимо существующих субъектов Федерации, созда­но 7 федеральных округов.

Российская Федерация не может эффективно существовать как государство, если не будут разграничены полномочия между центром и субъектами. Основной принцип разграничения - выделение трех сфер ведения: исключительного ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ и ведения субъектов РФ. Между РФ и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграничении полномочий. Они не должны противоречить Конституции РФ и Федеративному договору и решать вопро­сы, не урегулированные Основным законом и Федеративным договором.

Систему органов государственной власти субъекта РФ состав­ляют:

- законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, например: Законодательное Собрание, Областная Дума и др.;

- высший исполнительный орган государственной власти субъек­та РФ, например: Правительство субъекта РФ, Администрация субъекта РФ и др.;

- высшее должностное лицо субъекта РФ (в большинстве субъек­тов РФ) или глава высшего исполнительного органа государст­венной власти субъекта РФ, например: Президент республики в составе РФ, Глава администрации (губернатор) субъекта РФ, реже - Глава правительства субъекта РФ и др.;

- иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы организации власти в субъектах РФ являются Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 11.12.2004), Федеральный закон «Об общих принципах организации законо­дательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99 № 184-ФЗ (ред. от 11.12.2004), Конституции (Основные законы, Уставы) субъектов РФ.

Обычно конституции, уставы, основные законы субъектов РФ принимаются их законодательными (представительными) орга­нами. В некоторых республиках основной закон был принят Конституционным Собранием (в Калмыкии, Дагестане) или референдумом (в Тыве, Ингушетии). Обычно конституции и уставы субъектов РФ по форме и структуре похожи на Консти­туцию РФ (в части прав человека), однако закрепляют основы организации власти с учетом специфики субъекта РФ.

Несмотря на разнообразие субъектов РФ и их основных зако­нов, Федеральными законами «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и «Об общих принципах организации законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ закреплен ряд принципов, обязательных для всех субъектов РФ: регулярность выборов органов власти (что не позволяет продле­вать сроки пребывания у власти без выборов; запрет устанавливать цензы оседлости для избрания в органы власти субъекта РФ; установление единого возраста для осуществления активного и пассивного избирательного права.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего лица, в настоящее время указанная должность установлена в подавляю­щем большинстве субъектов РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высше­го исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляет следующие полномочия: представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, гражданами и организациями; подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем под­писания законов или издания специальных актов, либо откло­няет законы, принятые законодательным (представительным)органом государственной власти субъекта РФ; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта Рос­сийской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещатель­ного голоса, а также инициировать созыв внеочередной сессии; вправе досрочно распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противо­речащих Конституции РФ и федеральному законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного ре­шения; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ, с федеральными органами исполнительной власти и их тер­риториальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями; осуществляет иные полномочия.

До 2005 г. федеральное законодательство, конституции (уста­вы) подавляющего большинства субъектов РФ предусматрива­ли избрание главы субъекта РФ непосредственно населением субъ­екта РФ. Таким способом (всенародно) избирались главы поч­ти всех субъектов РФ на протяжении последнего десятилетия (1994 - 2004 гг.). Впервые идея о перемене системы избрания глав субъектов РФ была озвучена Президентом РФ 13.09.2004 после трагических событий в г. Беслане 03.09.2004. В первую очередь переход на новую систему объяснялся необходимостью усиления борьбы с терроризмом и противодействия коррупции. Федеральным законом «Об общих принципах организации за­конодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99 № 184-ФЗ (ред. от 11.12.2004) установлен новый поря­док избрания высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ.

Цели установления нового порядка избрания глав субъектов РФ: централизация системы государственного управления; построение вертикали исполнительной власти, подчиненной Президенту РФ; борьба с коррупцией в регионах; усиление борьбы с преступностью и терроризмом; поддержка процесса смены поколений среди региональных элит, выдвижение новых кадров; повышение ответственности глав субъектов РФ.

Согласно Федеральному закону «О внесении измене­ний в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации» № 159-ФЗ от 11.11.2004, высшие должност­ные лица субъектов РФ, избранные до вступления в силу данного федерального закона, осуществляют свои полномочия до истече­ния срока полномочий, установленного конституцией (уставом) субъекта РФ. То есть, те главы субъектов РФ, которые избраны по старой системе, сохраняют свои полномочия на до конца сро­ка, на который они избраны (а это может быть и 2005 г, и 2007 г., и 2009 г.). Автоматического переназначения всех глав субъектов РФ закон не предусматривает. Переход на новую систему должен произойти постепенно.

Виды нормативных актов, образу­ющихся в результате деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, закреплены в федеральном и ре­гиональном законодательстве.

В соответствии с законом региональные парламенты вправе издавать законы и постановления, а высшее должностное лицо - указы (постановле­ния) и распоряжения. Причем устанавливается исчерпывающий перечень вопросов, по которым законодательный орган может из­дать тот или иной акт. Так, законами утверждаются: бюджет и от­чет о его исполнении; основы организации и деятельности парла­мента; порядок проведения выборов в парламент и органы мест­ного самоуправления; программы социально-экономического развития; налоги и сборы; схема управления регионом; структура высшего исполнительного органа и решения по другим вопросам, отнесенным к компетенции регионального парламента. Поста­новлением назначаются на должность и освобождаются от долж­ности отдельные служащие; назначается дата выборов в законо­дательное собрание; оформляется решение о недоверии (дове­рии) высшему должностному лицу; утверждаются соглашение об изменении границ и другие решения, принимаемые на основании и в развитие компетенции региональных парламентов.

Для актов высшего должностного лица такой перечень не предусмотрен. Указывается лишь, что они издаются на основа­нии и во исполнение конституции, федеральных законов, норма­тивных актов Президента Российской Федерации, постановле­ний Правительства Российской Федерации, конституции (уста­ва) и законов субъекта Федерации. Таким образом, подчеркива­ется их подзаконный характер. Как правило, указы - норматив­ные акты, а распоряжения принимаются по оперативным вопро­сам и не содержат норм права.

Система правовых актов каждого субъекта Федерации за­креплена в их конституциях и уставах, которыми также регла­ментируется порядок вступления в силу законов и иных актов.

Необходимо отметить, что в субъектах Федерации доста­точно широко практикуется издание законов о нормативных актах: «О нормативных правовых актах Республики Карелия», «О правовых актах Республики Мордовия» и т. д.

Процедура принятия законов в регионах схожа с аналогич­ной процедурой в федеральном парламенте. Проект рассматри­вается не менее чем в двух чтениях и принимается большинством голосов от установленного числа депутатов. Решение о принятии либо отклонении законопроекта, а также о принятии закона оформляется постановлением.

Процедура обнародования законов до принятия федераль­ного закона об общих принципах организации власти в субъектах Федерации решалась регионами по-разному. С вступлением в силу федерального закона от 6 октября 1999 г. все принятые законодательным органом законы должны направляться для обнародования высшему должностному лицу субъекта Федерации, который вправе его подписать или откло­нить, используя свое право вето. Срок принятия решения по по­ступившим законопроектам не может превышать 14 календарных дней. Федеральным законодательством закреплено, что преодо­леть вето можно 2/3 голосов от установленного числа депутатов. В этом случае его повторное отклонение высшим должностным лицом не допускается.

Все законы субъектов Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Опубликованию также подлежат акты высшего должностного лица, вступлении в силу которых также определяется этим фактом. В отношении актов региональных правительств данный вопрос регламенти­руется на уровне субъектов Федерации.

В каждом субъекте Федерации есть официальные периоди­ческие издания. Так, в Свердловской области с 1996 г. издается «Собрание законодательства Свердловской области». Форми­рованием его номеров и их выпуском занимается структурное подразделение областного правительства - Управление по дело­производству и общим вопросам. В Москве официальным изданием актов органов власти является газета «Тверская, 13», а актов мэра и правительства - «Вестник Мэра и Правительства Москвы». Официальным опубликованием законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан считается первая публикация его полного текста в газетах «Республика Башкортостан», «Башкортостан», «Кызыл Тан» или в «Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», сборнике «Законы Республики Башкортостан».


Лекция 5

Наши рекомендации