Теория плюрализма (теория плюралистической демократии).
Эта теория понимается как совокупность страт. Страты – группы людей объединенные разными признаками: место жительства, пол, возраст и т. д.
Страты составляют общественные и политические организации, воплощая в жизнь свои интересы, производят давление на государственную власть. Отсюда следует, что один человек не в состоянии повлиять на политику государства, но целой организацией их интересы учитываются государством.
Технократическая теория
Рассматривая эту теорию можно придти к выводу о том , что управлять обществом должны профессионалы, как их изначально называли технократами. Технократы – профессиональная группа людей ,занимающиеся управлением ,обладающие высоким уровнем подготовки, ни какой политической ответственности они не несут. Только профессионалы могут различить настоящие потребности от мнимых, просчитать оптимальные пути развития и найти необходимые для этого цели.
Теория элит
По мнению Парето, элита образуется двояким образом:
1) элиту составляют преуспевающие личности, образуя собой «сливки» определенного социального слоя;
2) в число элиты входят люди, осуществляющие функции публичного управления.
Таким образом, элита - особый, достаточно узкий социальный слой, члены которого обладают властью и определенным положением в обществе. В обществе идет постоянная борьба между элитами за возможность определять политику государства. Победившая элита посредством собственных членов и ставленников проводит свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами большинства.
Юридический подход.
Изначально к сущности государства юридического подхода заложил ученый Г. Еллинек. Он рассматривал государство, как социальное образование, так и юридическое учреждение. Самым важным он считал познание юридической природы государства, которое связывал с изучением велений, исходящих от государства (правовых норм), и деятельности юридических учреждений. В этом учении государство рассматривается, как юридическое лицо. Учение этого подхода существует и на сегодняшний день в сфере международного права.
Рассматривая сущность государства, существуют два аспекта:
1) любое государство - организация политической власти (формальная сторона);
2)то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
При анализе сущности государства нельзя рассматривать только с формальной стороны, иначе получается, что рабовладельческое государство и современное одинаковы по своей сути. Основное в сущности государства - его содержательная сторона, то есть, чьи интересы, прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает политика.
Исходя из выше сказанного, можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Первым выступает классовый подход, в его рамках государство определяется, как организация политической власти экономически господствующего класса.
Более продвигающим является общечеловеческий подход, в рамках которого государство рассматривается, как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. В этом подходе государство используется , как средство для обеспечения интересов общества выполняя запросы разных классов и слоев общества.
Совместно с этими подходами можно рассматривать религиозный, национальный, расовый, и другие подходы к сущности государства, они будут доминирующими в политике определенного государства.
Рассматривая религиозный подход, государство рассматривают, как организацию политической власти, помогающую осуществить интересы определенной религии. Например: католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. страны, которые в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.
Рассматривая национальный подход государство можно определить как организацию политической власти, помогающую непосредственно осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут служить современная Латвия, Эстония и др., они, провозгласив себя демократическими государствами, проводят политику в интересах лишь коренных народов, игнорируя интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.
Рассматривая расовый подход государство можно обозначить, как организацию политической власти, помогающую непосредственно осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может послужить Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.
Из это следует, что сущность государства многообразна. Она не подходит только к классовым и общесоциальным началам. Таким образом, в сущности государства, рассматривая исторические условия, на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.