Тема IV. Россия в XVII в. Особенности социально-политического развития.
1. Кризис российской государственности на рубеже XVI–XVII вв. Причины, этапы и последствия Смуты.
2.Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Завершение оформления крепостного права.
3. Внешняя политика России в XVII в.
Вопросы для обсуждения
7.8.1. .Кризис конца XVI – начала XVII в. охватил все сферы жизни общества, т.е. был системным. Подумайте, в чем выразился экономический кризис и каковы были его последствия?
7.8.2. В чем заключались причины временного прикрепления тяглых людей к постоянному месту жительства в 1580-х годах? Что такое крепостное право и каковы его характерные черты в России?
7.8.3. Какую роль в развитии политического кризиса сыграло пресечение династии Рюриковичей в 1598 г? Почему народ считал узурпатором царя Бориса Годунова?
7.8.4. Что такое самозванчество и почему оно появилось в России именно в начале XVII в?
7.8.5. Каковы цели интервенции Польши и Швеции в 1609–1612 гг.?
7.8.6. Каково историческое значение Земского собора 1613 г.? Когда завершилась Смута и каковы ее результаты?
7.8.7. В чем суть изменений, происходивших в экономике страны в XVII веке?
7.8.8. Какими новыми чертами характеризовался процесс закрепощения крестьян?
7.8.9. Какая тенденция прослеживается в системе государственного управления при первых Романовых?
7.8.10. Что можно сказать об эволюции приказной системы? Как качественно и количественно изменился состав Боярской думы? Изменились ли органы местного управления? Кто управлял городами и уездами России?
7.8.11. Какие основные направления внешней политики вы можете выделить?
Методические рекомендации
При подготовке к первому вопросу данной темы следует выяснить сущность Смутного времени и его значение для дальнейшего развития России, а также позиции различных слоев российского общества в годы Смуты. При анализе событий Смуты, рассмотрите политику Бориса Годунова, объясните феномен «самозванчества», покажите опасность положения страны во время интервенции и историческое значение подвига второго Ополчения во главе с Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским.
При ответе на вопрос о становлении абсолютизма в России в XVII в. необходимо выяснить специфические особенности этого процесса, а также отличия от становления абсолютной монархии в западных странах. Весьма важным для понимания сути российского абсолютизма является вопрос о том, как становление абсолютной монархии повлияло на социальную структуру общества.
Прежде всего, следует проанализировать методы и способы, с помощью которых новая династия (при первых двух царях) укрепляла свои властные позиции: родственные связи с Рюриковичами; распространение на новую династию традиционных представлений о царской власти, включая ее сакрализацию; создание законодательной базы новой власти (Соборного Уложения 1649 г.).
При рассмотрении вопроса о статусе Боярской думы необходимо обратить внимание на то, что внешне Алексей Михайлович не ломал традиционные формы властвования, но реально опирался на нетитулованные элементы, т.н. «дельцов» (думных дворян и дьяков).
Анализ деятельности Земских Соборов ХVII века следует начать с констатации факта об отсутствии их правовой базы, что обусловило их отличие от представительных органов Западной Европы и делало их орудием самодержавной власти. Земские Соборы в России созывались только тогда, когда царь считал нужным, или в условиях глубоких политических и социальных кризисов.
Угасание сословно-представительных органов сопровождалось одновременным усилением чиновного, бюрократического аппарата.
Следует обратить внимание на источники пополнения чиновничества, их профессиональный уровень, внутреннюю организацию приказов, их структуру, иерархию должностей. Сформулируйте черты, свидетельствующие о бюрократизации управленческого аппарата.
Власть воевод сложилась еще в годы Смуты. Но реально по многим вопросам воеводы зависели от московских приказов, которые достаточно жестко их контролировали. Это являлось свидетельством все возрастающей централизации управления. А вкупе с вышерассмотренными вопросами это означало укрепление самодержавной власти.
При изучении внешней политики России в XVII в. нужно выделить ее основные направления и выяснить, как изменялся главный вектор внешней политики России в течение XVII в., охарактеризовать основные ее этапы и лиц, стоящих у истоков внешней политики России в XVII в. Покажите территориальные изменения России на протяжении столетия, важность присоединения Сибири и Украины.
Источники и литература
1. История России: Учебник для ВУЗов./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011.
2. История России: Электронный учебник / Под. ред. Г.Б.Поляка.-3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 1 СD.
3. Деревянко А. П. История России: Электронный учебник/ А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. — М.: Кнорус, 2010. −1 CD/
4. Протопопов А. С. История международных отношений и внешней политики России. 1648–2005: — 2-е изд., испр. и доп. — М, 2010.
5. http://www.if.tsu.ru/chair1/reader.htm - Соборное Уложение 1649 года (текст источника)
6. http://his.1september.ru/2004/04/15.htm - Финский историк Хенрик Габриэль Портан о Смуте в Московском государстве
7. http://his.1september.ru/article.php?ID=200200306 – Польский дневник 1606 года о событиях в Москве
Индивидуальные задания
1. Новые явления в социально-экономическом развитии России XVII века.
2. Городские и крестьянские восстания в России в XVII веке после Смуты.
3. Воссоединение Украины с Россией и его историческое значение.
4. Культура и общественная мысль России в XVII веке: основные тенденции развития.
5. Судьба старообрядчества.
Тема VРоссия в XVIIIвеке
1. Преобразования Петра I. Создание абсолютистской империи.
2. Екатерина IIи политика «просвещенного абсолютизма».
3. Внешняя политика России в XVIIIвеке.
4. Русская культура в XVIIIвеке.
Вопросы для обсуждения
1.Каковы причины Петровских преобразований, были ли они предопределенны реформами XVII века?
2. Охарактеризуйте общую направленность реформ Петра I?
3. Как были взаимосвязаны события внешней политики Петра I и его реформаторская деятельность?
4. Можно ли считать реформы Петра I цивилизационным поворотом в истории России?
5. В чем сущность политики «просвещенного абсолютизма»?
6. Сравните реформаторскую деятельность Петра I и Екатерины II?
7. Охарактеризуйте основные направления внешней политики Екатерины II?
8. Какие геополитические проблемы Россия решила XVIII веке, и какие новые задачи стояли перед ней накануне XIX века?
9. Какие основные направления в русской культуре XVIII века?
10 Как изменился быт русского человека разных сословий в XVIII веке?
Методические рекомендации
Прежде всего, следует проанализировать процесс становления абсолютизма в России. Когда наметились предпосылки возникновения абсолютизма? Необходимо раскрыть процесс утверждения абсолютной монархии, показать, что с формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства - монарх - рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти, он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Подумайте над вопросом: что происходит с деятельностью типичных для сословной монархии органами сословного представительства? На какую Социальную базу опирается абсолютизм? Какие складываются отношения с церковью? Как решал абсолютизм вопрос формирования нации и национальных государств? Прогрессивное ли явление «абсолютизм»? Важно показать абсолютизм при Петре Iчерез его реформы. Почему именно при Петре Iзавершилось оформление империи?
При изучении второго вопроса выясните уровень социально-экономического развития России, покажите, в чем заключались преобразования Екатерины II. Какова роль ее «Наказа» в реформировании российского законодательства и деятельности Уложенной комиссии? Уясните основное содержание ее губернской и городской реформы, реформ центральных учреждений. Выделите привилегии, дарованные дворянству и городам по Жало ванным грамотам 1785 г. Определите роль и влияние фаворитизма на внутреннюю и внешнюю политику империи. Уясните термин «просвещенный абсолютизм». Реальным ли было намерение Екатерины IIвоплотить идеи Вольтера, Руссо и Дидро в российскую действительность. Каково было отношение Екатерины IIк А.Н. Радищеву, Н.И. Новикову? Какова их судьба?
Раскройте основные направления и задачи внешней политики России XVIIIвека. Как эти задачи решались в правление Петра 1. Почему основным событием стал конфликт между Россией и Швецией. Как протекала Северная война (основные события, условия мира)? Почему Россия смогла победить в этой войне? Как развивались русско-турецкие отношения в правление Петра Iи эпоху дворцовых переворотов? Покажите роль и значение Семилетней войны во внешней политике России в середине XVIIIвека. Какие задачи во внешней политике стояли перед Россией к началу правления Екатерины II. Каковы причины и итоги русско-турецких войн? Покажите позицию России во время трех разделов Польши. Какую позицию занимала Екатерина IIво время борьбы за независимость североамериканских колоний Англии и Французской революции? Каковы итоги внешней политике России в XVIIIвеке? Смогла ли Россия решить, стоявшие перед ней с начал века задачи?
Акцентируйте внимание на развитие Просвещения, научных и технических знаний. Какое высшее гражданское учебное заведение было создано в стране в середине XVIIIвека? Проследите расширение сети учебных заведений во второй половине XVIIIвека. Что сделано для становления системы женского образования, особенно в эпоху Екатерины II? Важно остановиться на вопросе о вкладе М.В. Ломоносова в русскую науку и культуру. Выделите реалистические тенденции в русской литературе (Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков и др.). Осветите особенности русского классицизма в литературе, его борьбу за национальную государственность, абсолютизм (А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, В.И. Майков, Н.М. Карамзин и др.). Как развивалось театральное искусство? Расскажите о деятельности театра Н.Г. Шереметьевых, Ф.Г. Волкова и А. Дмитриевского. Как изменили облик русских городов зодчие (В.В. Растрелли, Ф. Аргунов, М.Ф. Казаков, В. Баженов)? Каких архитекторов и скульпторов, изучаемого периода вы можете назвать? Почему особый рассвет пережила декоративная скульптура (Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин)? Подготовте устные сообщения о творчестве выдающихся русских художников (Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, Г.И. Угрюмова.
Источники и литература
1. История России: Учебник для ВУЗов./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011.
2. История России: Электронный учебник / Под. ред. Г.Б.Поляка.-3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 1 СD.
3. Деревянко А. П. История России: Электронный учебник/ А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. — М.: Кнорус, 2010. −1 CD/
4. Протопопов А. С. История международных отношений и внешней политики России. 1648–2005: — 2-е изд., испр. и доп. — М, 2010.
5. Жалованная грамота дворянству. [www.hist.msu.ru/ER/Etext/dv_gram.htm] Жалованная грамота городам [http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gorgram.htm]
6. Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. — М., Просвет, 2008.
7. Чистяков А.Е. История Петра Великого. М., Прогресс, 2012.
Индивидуальные задания
1. Петр I в оценках современников и историков.
2. Екатерина II в оценках современников и историков/
3. Присоединение Северного Причерноморья и Крыма к России.
4. Известный деятель культуры XVIII века (на выбор студента)
5. «Птенцы гнезда Петрова»: сподвижники Петра I.