Тема 7.Особенности политического и социально-экономического развития стран Латинской Америки во второй половине XX – начале XXI века

Вопросы для обсуждения

1.Основные тенденции в развитии Латинской Америки после Вто­рой мировой войны.

2.Революционные процессы в Латинской Америке в 1960-1980-е гг.: социально-экономические преобразования – общее и особенное.

3. Бразилия и Аргентина в конце XX – начале XXI вв.

4. Социальные проблемы в латиноамериканских странах на рубеже веков.

Доклад или реферат

1. Латинская Америка в условиях мировой глобализации.

Источники и литература

Бразилия: реформы и прогресс. Структурные преобразования пере­ходного периода в государствах-гигантах: опыт Бразилии и возможности его использования в России. - М., 1997.

Виландт Г. Латинская Америка: сегодняшний день и перспективы //МЭМО - 2005, №2.

Кауфман Р. (США). Латинская Америка: новые вызовы //МЭМО- 1998, №4.

Красильщиков В. Латинская Америка в постиндустриальном мире // МЭМО – 1999, № 9.

Красильщиков В. Развитие России и стран Латинской Америки: факторы сходства и различия //МЭМО - 2004, №4.

Майданик К. Латиноамериканская цивилизация в глобализирующеся мире //МЭМО - 2003, №5.

Мазин А. Куба: пророчества и реалии //МЭМО - 2002, №10.

Романова 3.И. Меняющаяся Латинская Америка на исходе столетия //МЭМО - 1995. N9 5.

Романова З.И. Латинская Америка в поисках безопасной экономики // МЭМО - 2003, №11.

Романова З.И. Латинская Америка в глобальной системе мирохозяйственных связей //МЭМО - 2002, №4.

Романова З.И. Латинская Америка: комплекс финансовых проблем //МЭМО - 2000, №10.

Рашковский Е. Латинская Америка: В поисках собственной судьбы //МЭМО - 2003, №5.

СтрогановАЛ. Новейшая история стран Латинской Америки. - М., 1995.

Сизоненко А. От Горчакова до Примакова (200 лет российского МИДа и отношения с Латинской Америкой) //МЭМО - 2002, №9.

Черкасова Е. Процесс над Пиночетом: к вопрсу о «просвященном авторитаризме» //МЭМО - 2000, №1.

Шокина Ч.Е. Хуан Доминго Перон //ВИ -. 1995, № 1.

Методические советы

Незавершенность буржуазно-демократических преобразований нак­ладывала отпечаток на развитие стран Латинской Америки в послевоен­ное время. Несмотря на имевшие место различия, перед большинством стран стояли следующие задачи: завершение индустриального этапа, решение аграрных проблем, осуществление демократических преобра­зований, обретение полной экономической и политической независимо­сти. Так как во многих латиноамериканских странах у власти находи­лись авторитарные, диктаторские режимы, то революционный путь представлялся единственно возможным в достижении поставленных целей. На занятии рассматриваются революционные процессы на Кубе, в Чили, Никарагуа, оказавшие большое воздействие на собственное развитие и на развитие всей Латинской Америки.

Студенты должны показать знание фактического материала, выя­вить особенности революционных процессов, охарактеризовать движу­щие силы и политических лидеров. Показывая развитие революции на Кубе, необходимо подчеркнуть, что ею завершался длительный, сто­летний этап национально-освободительной борьбы против американс­кого империализма. Победа повстанческих армий в январе 1959 г, на Кубе является частью общей борьбы народов Латинской Америки за свободу и независимость. Следует объективно подойти к проблеме вы­бора пути развития. Куба встала на путь строительства социализма в иной обстановке и при иных условиях, чем страны Восточной Европы. Уместным будет обращение к личности Ф. Кастро, его эволюции от моло­дого революционера-демократа до авторитарного правителя, стяжавше­го признание во многих странах мира. Победа кубинской революции и социалистический выбор оказали влияние на рост социальной борьбы в Латинской Америке.

События в Чили достаточно хорошо изучены. Следует проанализиро­вать положение накануне прихода к власти правительства Народного единства: действительно ли в стране наличествовала революционная ситуация? Далее рассмотреть программу правительства С. Альенде, во многом привлекательную для трудящихся слоев, но практически невы­полнимую. События в Чили нельзя рассматривать без учета внешних факторов: вмешательства США и участия ЦРУ в подготовке военного переворота, что подтверждается многими документальными материала­ми. Важным является вопрос об уроках чилийской революции, о ее по­следствиях (на основе новых публикаций).

Второй по длительности революционных преобразований в Латин­ской Америке является никарагуанская революция. Она имела ряд отличий от революций на Кубе и в Чили. Сандинистский фронт, ставший главной революционной силой, заявил о т. н. «третьем пути» для Ника­рагуа. Этому заявлению соответствовала и первоначальная программа правительства. Однако она не была реализована. Необходимо остано­виться на причинах гражданской войны, роли США в разжигании внут­реннего конфликта. Анализ политики сандинистского руководства по­казывает, что были допущены существенные ошибки и просчёты как в проведении преобразований, так и в выборе формы власти. Революци­онная диктатура к концу 1980-х гг. утратила свою прежнюю социальную базу и не могла предложить стране и народу иной, кроме гражданской войны, альтернативы. Через выборы власть в Никарагуа перешла к цен­тристским либеральным силам.

Латинская Америка, несмотря на географическую удаленность от мировых центров, в 1970-1980-х гг. активно втягивается в общемиро­вые интеграционные процессы. Как и в других странах, главными явлени­ями последних десятилетий XX века стал переход к открытой рыночной экономике и парламентской демократии. Причем эти явления раз­вивались весьма своеобразно, что следует показать на примере кон­кретных стран. Так, в Чили неоконсервативный поворот в экономике начался в условиях диктаторского режима А. Пиночета, иначе было в Аргентине, Бразилии. Бесспорным фактом этого периода в развитии ла­тиноамериканских стран стал переход к демократии, что, правда, не при­вело к образованию устойчивых политических систем. Поэтому с тече­нием времени демократическая власть стала приобретать авторитарные черты. Следует показать это на примере правления А. Фухимори в Перу, К. Менема в Аргентине.

Технический прогресс в большинстве стран Латинской Америки не снизил остроты социальных проблем. Массовая безработица, нищета, преступность, наркомафия и другие подобные явления стали частью повседневной жизни латиноамериканцев. Вместе с тем следует отме­тить своеобразие культуры, обычаев, традиций, подчеркнуть возрож­дение цивилизационных основ в Латинской Америке. На занятии можно заслушать реферат о месте и роли стран Латинской Америки в совре­менном мире, о связях и взаимоотношениях с Россией, с другими стра­нами и регионами.

Семинар №8

Итоговое занятие

Принятые сокращения:

ВИ - Вопросы истории

ВИЖ - Военно-исторический журнал

ВФ - Вопросы философии

ВЭ - Вопросы экономики

ЛА - Латинская Америка

МЖ - Международная жизнь

МЭМО - Мировая экономика и международные отношения

НВ - Новое время

ННИ - Новая и новейшая история

ОНС - Общественные науки и современность

ПОЛИС - Политические исследования

СМ - Свободная мысль

СОЦИС - Социологические исследования

США: ЭПИ - США: экономика, политика, идеология

США - Канада: ЭПК - США - Канада: экономика, политика, культура

ФН - Философские науки

ЭП - Эхо планеты

Наши рекомендации