Тема 5 Политические партии и партийные системы.

План:

1 Понятие, функции и структура политических партий

1 Партийные системы и их характеристика

Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Функции политических партий:

— выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

— активизация и интеграция определенной части людей;

— подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

— разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

— подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Структуру политических партий составляют партийный аппарат, рядовые члены (партийная масса). Социальную базу составляют сторонники партии.

Виды политических партий. Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естественно, они весьма многообразны.

Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Виды партийных систем:

· однопартийные;

· двухпартийные;

· многопартийные.

Однопартийная система

Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

Литература

1 Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 2005.

2 Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 2005.

Тема 6 Лидерство в политике. Типология и функции политического лидерства. Концепции лидерства.

Тема 7 Роль лидерства в политической модернизации общества. Лидерство как предпринимательство в границах политического рынка.

1. Роль лидерства в политической модернизации общества.

2. Политический рынок. Лидерство как предпринимательство.

1. Роль лидерства в политической модернизации общества. Модернизация - это комплексный процесс. Она охватывает все сферы жизнедеятельности общества - хозяйство, социальную жизнь, политику, право, культуру. Так, в экономике модернизация означает увеличение производительности сельского хозяйства, индустриализацию, развитие транспорта, инфраструктуры и средств коммуникации. Общество оказывается вовлеченным в мировые экономические процессы, при этом научно-технический прогресс начинает играть все более значимую роль.

Особой сферой является политическая модернизация. Таковая связана, прежде всего, с глубоким реформированием властных структур. Результатом становится, с одной стороны, обретение обществом большей свободы от государства, некоторое обособление сферы политики. С другой стороны - значительное расширение круга задач, решаемых государством. Происходит разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Политические лидеры получают признание на основе собственных заслуг, а не наследственного или иерархического положения. Разграничиваются функции центральной и местной власти, последняя наделяется правами самоуправления. Одним словом, постепенно складывается демократическая система управления.

Отличительной особенностью модернизации во многих странах была значительная роль государства на «прорывном» этапе. Если в странах второго эшелона - России, стран Восточной Европы, Турции, Японии - государство активно способствовало созданию крупной промышленности, налаживанию финансовой и транспортной системы, то на Периферии (развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки) роль государства была еще масштабнее. Зачастую государству предстояло руководить всем процессом модернизации во всех сферах жизни общества. Не случайно, что поначалу некоторые из стран третьего эшелона (например, Индонезия) брали на вооружение элементы социалистической модели с ее доминирующей ролью государства, обеспечивающей, в свою очередь, высокую степень мобилизации населения и осуществление масштабных экономических проектов.

Другой особенностью модернизации в странах «третьего мира» была первостепенная роль носителя высшей власти в этом процессе. В условиях слабой политической развитости населения основная борьба разгоралась не вокруг партий с их программами, а между лидерами. На лидера же, утверждавшего власть, ложились многочисленные задачи по реформированию экономики и политической сферы. От того, насколько тот или иной деятель обладал видением стоящих перед страной проблем и умением их решать, зачастую зависела судьба всего процесса модернизации.

Политический рынок. Лидерство как предпринимательство. Интересные практические идеи рождает проецирование достижений экономической теории, маркетинга, исследований коммерческих рынков и современной психологии на эволюцию политической системы государства. Подобное проецирование становится возможным в силу схожести основных элементов, целей субъектов, наблюдаемых тенденций развития коммерческого рынка и пространства конкурентной борьбы в политике.

Функционирование политической системы представляет собой процесс взаимного обмена благ, ценностей, установок и предпочтений субъектов современной политики — обмена, преимущественно подчиняющегося законам функционирования товарных рынков. Знание этих законов и применение этой информации в политической борьбе, как показывает опыт, позволяют в значительной степени повысить уровень эффективности социально-политического воздействия в конкурентной среде лицами, замещающими выборные должности, и группами их поддержки.

Теория политического рынка имеет свою историю. Еще в 1962 г. Ю.Хабермас в своей концепции описывал активность участников избирательной кампании как разновидность деятельности по продаже товаров и услуг. Представляется, что данная концепция и по сей день остается актуальной, получив подтверждение своей эвристичности в странах «новой демократии» в последние двадцать лет.

Центральным понятием социологии политики П. Бурдье выступает политическое поле — «место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, рождается политическая продукция: проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события, из которых и должны выбирать обычные граждане, низведенные до положения «потребителей» и тем более рискующие попасть впросак, чем более удалены они от места производства».

Шумпетер видел сущность современного «народовластия» в конкурентном лидерстве групп влияния на государственном и межгосударственном уровнях. Подобная модель восприятия демократии не оставляет места для иллюзии гражданского «представительства интересов». Используя терминологию политического рынка, Шумпетер выделяет детали современного политического обмена и утверждает, что его участники — потребители — «столь подвержены рекламе и другим методам убеждения, что производители чаще диктуют условия вместо того, чтобы самим руководствоваться желаниями потребителей».

Тема 8 Особенности осуществления политического лидерства в современном Казахстане.

Тема 9 Лидерство в XXI веке.

1. Лидерство современного типа.

2. Особенности политического лидерства в Западном и исламском мире.

Лидерство современного типа. Самое современное суждение о политическом лидерстве соотносится по-прежнему не только с понятиями власти и влияния, но также с представлениями об управлении и администрировании. Однако соотношение категорий «лидерство» и «администрирование» рассматривается на примере организации (главным образом в бизнесе), т.е. обсуждение лидерства связывается с понятием менеджмента. К концу ХХ в. общее представление о природе лидерства претерпело некоторые изменения. Принято считать, что лидерство как деятельность, подобно процессу коммуникации, пронизывает всю систему управления организацией. Дело не только в том, что назначенный администратор может быть признан организационным лидером, т.е. формальный статус сегодня желательно подкрепить лидерской ролью. Современный лидер-администратор не игнорирует ценностный компонент. Значит, процесс принятия решений включает в себя и мотивацию подчиненных. Из мотивов главным является высший мотив самореализации, когда подчиненные вносят в производственный процесс свой собственный вклад. Основным ресурсом современной организации считается информация, но ею сегодня обладает не только начальник, но обладают также и компетентные служащие. Поэтому родился новый постулат теории лидерства, что не только босс, но и служащие могут быть руководителями. Возникает вопрос: как это может происходить, ведь у них нет высшего статуса? Но дело в том, что изменились основания лидерства, оно теперь рассредоточивается в организации (как в иерархии, так и в горизонтальных связях). Причина лидерства теперь не в должности, а в знании. Если человек обладает знанием того, как изменить направление развития организации, то он способен стать лидером. В результате сегодня принято считать, что лидерство имеет направление не только «верх - низ», но и может возникать снизу.

Особенности политического лидерства в Западном и исламском мире.

Специфика понимания сущности политического лидерства и традиций властных отношений в каждой стране определяется в первую очередь своеобразием формирования политической культуры государства и общества. Впервые о влиянии политической культуры на политические процессы заговорили в середине 50-х гг. XX века американские политологи Г. Алмонд, С. Верба, С. Пай и другие.

В целом восприятие политического лидерства и его роль в построении властных отношений в государстве определяется тремя составляющими, которые, в свою очередь, играют ключевую роль при концептуальном оформлении особенностей любой политической культуры.

1. Религиозное происхождение. Религия в данном случае играет роль некой методологической концепции восприятия власти и политического лидерства, а также конструирования базовых ценностей общества. При этом немаловажное значение имеют этнические и так называемые мифологические особенности сознания народа, формирующие архетипы, которые, в свою очередь, находятся в диалектической взаимосвязи с религиозной системой. Таким образом, тесное переплетение данных категорий в единый конгломерат позволяет нам говорить об их ключевом значении при анализе политического лидерства применительно к любому современному цивилизованному государству и обществу.

2. Особенности культурно-исторического развития народа.

3. Структурное устройство общества и политической системы.

Главенствующую роль при формировании основ политического лидерства играют базовые ценности, характерные для того или иного общества. Они, в свою очередь, аккумулируются в рамках соответствующей религиозной традиции. Именно религиозный фактор главным образом влияет на процесс эволюции содержания и особенностей политического лидерства на Западе и в странах арабо-исламского мира в контексте соответствующей модели политической культуры.

Тема 10 Мотивация лидера. Характер и масштаб деятельности лидеров.

1

Тема 11

Тема 12 Технология управления: практика управленческих компетенций

1. Методы управления. Принципы управления. Функции лидера в процессе реализации управленческой деятельности.

2. Практика управленческих компетенций.

1. Методы управления. Принципы управления. Функции лидера в процессе реализации управленческой деятельности.

Методы управления - способы воздействия управляющего субъекта на объект управления с целью достижения поставленной цели. Выделяют следующую группу методов:

- административные или распорядительные;

- экономические;

- социально-психологические.

Все методы связаны между собой и используются в комплексе.

Принципы управления.

1 Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации.

Единоначалие - предоставление менеджеру права самостоятельного решения вопросов, входящих в его компетенцию, при персональной ответственности.

Коллегиальность - выработка коллегиального решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также мнений исполнителей конкретных решений.

2 Принцип научной обоснованности.

Все управленческие действия осуществляются на базе использования научных методов и подходов.

3 Принцип иерархичности и обратной связи.

4 Принцип плановости.

5 Принцип мотивации.

Использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью.

6 Принцип демократизации управления.

Выделяют конкретные и общие функции управления.

- производственные функции управления (обеспечение сырьем, технологические, организации труда и т. п.),

- экономические функции по обслуживанию производства,

- функции управления научно-техническим прогрессом и др.

Общие функции менеджмента включают в себя те виды деятельности, которые осуществляются менеджером в любой сфере.

1. Прогнозирование и планирование - определение целей деятельности, средств и методов их достижения, составление планов-прогнозов, стратегического плана, планов экономического, научно-технического и социального развития.

2. Организация - формирование структуры управления, обеспечение связи (коммуникации) между объектом и субъектом управления.

3. Координация и регулирование - обеспечение согласованности в работе всех звеньев системы управления (подразделений, руководителей, управленческого персонала), поддержание стабильной работы производства.

4. Мотивация - активизация работающих с целью побуждения их трудиться для выполнения целей, поставленных в планах, создание условий для творческой работы и поддержания постоянной заинтересованности персонала в результатах труда.

5. Контроль, учет и анализ - количественная и качественная оценка и учет результатов труда путем проверки и анализа всех сторон деятельности и анализа их.

Практика управленческих компетенций. Наиболее востребованными управленческими компетенциями топ-менеджера являются:

1. Стратегическое мышление (системность, планомерность, умение предвидеть «картинку» – результат).

2. Умение управлять финансовыми потоками в т.ч. использовать механизмы инвестирования в новые проекты.

3. Понимание информационных технологий и подходов к автоматизации процессов.

4. Осуществление делового администрирования.

5. Знание профильного законодательства, регулирующего ту или иную сферу деятельности.

6. Навыки управления персоналом.

7. Обеспечение безопасности – коммерческой, информационной, экономической, кадровой.

8. Поддержание связей с общественностью (формирование репутации и имиджа в обществе, в бизнес-сообществе или на рынке – на выбор).

Тема 13 Политическое лидерство в молодежной среде в условиях демократизации казахстанского общества.

1 Методология анализа лидерства в молодежной среде

2 Проблемы выдвижения и становления молодых политиков в молодежной среде

Методология лидерства в молодежной среде. Лидерство, его природа волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, её достижения и потрясения.

Лидерство- это универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде - в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых.

Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников.

Политическое лидерство известно очень давно. Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Фукидид, Тацит, Плутарх уделяли главное внимание лидерам, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории. Но как категория политической науки термин «лидерство» активно используется лишь в последние десятилетия XX века.

Природа лидерства заключается в способности наиболее авторитетной, центральной фигуры оказывать формальное или неформальное влияние на общество. «Среди множества способностей, приобретаемых человеком по наследству, следует выделить одну, которую можно обозначить как способность к лидерству. Мало иметь красивый голос, выдающиеся физические данные или сообразительность. Чтобы всё это сработало на пользу обществу, необходимо некое сочетание волевых качеств, настойчивости, психологического влияния на окружающих, которое и дает человеку возможность стать лидером, инициатором, организатором, позволяет ему реализовать свой потенциал».

Термин «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководитель». Лидер (англ. ведущий) - авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях.

По мнению известного французского политолога Ж. Блонделя лидерство представляет собой феномен власти, способ ее организовать, сплотить граждан для совместной деятельности и осуществлять эту задачу в течение длительного времени. «Лидерство - это власть, потому что она состоит в способности одного лица, находящегося на вершине заставить других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы... Власть - это главная составляющая часть лидерства», а политическая власть осуществляется, «чтобы побудить членов нации к действиям». Сущностная характеристика политического лидерства во многом предопределена спецификой политической власти. М. Вебер в своей работе «Политика как призвание и профессия» рассмотрел черты политика, под которыми понимает прежде всего политического лидера. «Можно сказать,- пишет он, -что в основном три качества являются для политика решающими: страсть, чувство ответственности, глазомер. Страсть - в смысле ориентации на существо дела: «страстная самоотдача делу, тому богу или демону, который этим делом повелевает»... Одной только страсти, сколь подлинной она бы не казалась, ещё конечно не достаточно. Она не сделает вас политиком, если являясь служением «делу», не сделает ответственность именно перед этим делом, главной путеводной звездой вашей деятельности, а для этого - в том, что и составляет решающее психологическое качество политика, - требуется глазомер, способность с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальности. Иными словами, требуется дистанция к вещам и людям. Политика делается головой, а не какими-нибудь частями тела или души»1. Важнейшей составляющей власти, по Веберу, является способность лидера к ее реализации, несмотря на сопротивление среды. Р, Даль, полагал, что власть тождественна контролю за поведением. Причем, не всякий контроль за поведением равнозначен политическому лидерству, а только тот, который охватывает своим влиянием всю подчиненную ему общность, осуществляется постоянно и по интенсивности влияния перекрывает иные, альтернативные источники влияния.

Наши рекомендации