Вопрос 1.
В первой половине XIX века либерализм, как идейно-политическое течение, стал выражать ограниченность, противоречивость и непоследовательность буржуазии в защите свободы, конституционности и демократии. Как известно, буржуазные революции, по существу, ни в одной стране не были доведены до конца. Капиталисты стремились к компромиссу с представителями свергнутой феодальной власти - дворянством и духовенством. К этому их толкали общие интересы, особенно страх перед радикальными устремлениями растущего пролетариата. Отсюда вытекали апология конституционной монархии, защита высокого имущественного ценза как необходимого условия “политической свободы” и т. п. концепции.
Лишь по мере усиления средней и мелкой буржуазии, роста активности рабочего класса, массового демократического движения намечается некоторая либерализация представительной системы, складывается движение к всеобщему избирательному праву и демократической республике.
В либерализме этого периода выражен поворот буржуазии от революции и радикализма к эволюции и умеренности. Акцент переносится на сохранение и упрочение завоеванного. В политических и правовых теориях буржуазное государство и право рассматриваются теперь как конечный этап, вершина социального развития.
Наиболее известным идеологом либерализма во Франции в конце XVIII-начале XIX вв. был Бенджамен Констан (1767-1830 гг). Его “Курс конституционной политики” содержал теорию, которая легла в основу либеральных политических доктрин Франции и ряда других стран. В ней всесторонне обосновывались сущность, содержание и необходимость свободы.
Б.Констан различал свободу политическую и свободу личную. При этом утверждалось, что свобода “новых” (современных) народов - это личная гражданская свобода, которая заключается в определенной независимости индивидов от государственной власти.
Большое внимание Б.Констан уделял обоснованию свободы совести, слова, печати и особенно-“промышленной свободы”, под которой следовало понимать свободу конкуренции. Видя в ней «наиболее надежное средство совершенствования всех промыслов», он выступал против государственного вмешательства в рыночную деятельность, так как государство, по его мнению, ведет коммерческие дела «хуже и дороже, чем мы сами».
Б.Констан отрицал необходимость законодательной регламентации заработной платы рабочих, называя такую регламентацию бесполезным и возмутительным насилием. В условиях, когда у жестоко угнетаемых пролетариев еще не было собственных организаций, способных бороться с капиталистами за улучшение условий труда и заработной платы, такая защита “промышленной свободы”, являлась, по-существу, откровенной апологией свободы эксплуатации труда, наёмного рабства .
Не меньшую опасность для свободы Б.Констан усматривал в революционных теориях народного суверенитета: “Под свободой я разумею торжество личности над властью, желающей управлять посредством насилия, и над массами, предъявляющими со стороны большинства право на подчинение себе меньшинства”. Неограниченная власть народа опасна для индивидуальной свободы не менее, чем суверенитет абсолютного монарха. “Если суверенитет не ограничен,- утверждал Б.Констан,- нет никакого средства создать безопасность для индивидов...” Власть народа должна быть ограничена “теми пределами, которые ему ставят справедливость и права индивида”.
Исходя из этого, Б.Констан осуждал любую форму государства, где существует “чрезмерная степень власти” и отсутствуют гарантии индивидуальной свободы. Такими гарантиями, по мнению Б.Констана, являются общественное мнение, а также разделение и равновесие властей.
Б.Констан настойчиво повторял, что”политическая свобода есть только гарантия индивидуальной». Отсюда следовало, что представительное учреждение (парламент) является лишь органом выражения общественного мнения, связанным и ограниченным в своей деятельности компетенцией других государственных органов.
Разделение и равновесие властей Б.Констан представлял следующем образом. Монарх принимает участие во всех ветвях власти. Он предупреждает конфликты между ними, обеспечивает их согласованную деятельность. Ему принадлежат права вето, роспуска выборной палаты, он назначает членов наследственной палаты пэров, осуществляет право помилования. Король, писал Б.Констан, “как бы парит над человеческими треволнениями, образуя некую сферу величия и беспристрастия», он не имеет никаких интересов «кроме интересов охраны порядка и свободы”.
Исполнительная власть осуществляется министрами, ответственными перед парламентом.
Наследственную палату пэров Б.Констан называл “постоянной представительной властью”. Однако, писал он, в условиях быстрого развития промышленности и торговли, наследственная палата, представляющая только собственность поземельную, “содержит в себе что-то противоестественное”- писал он.
Выборную законодательную палату Б.Констан считал “властью общественного мнения”. Он уделял большое внимание принципам формирования этой палаты, настойчиво отстаивая высокий имущественный ценз. Политические права допустимо предоставлять лишь тем, у кого есть доход, дающий возможность существовать в течение года, не работая по найму. Б.Констан выступал также против выплаты депутатам денежного содержания.
Самостоятельной властью Б.Констан называл и судебную власть.
По его мнению “муниципальная власть” должна быть подчинена исполнительной власти, это- власть особая, которую требуется всемерно расширять.
Идеи Б.Констана до сих пор широко используются либеральными политиками правого толка( В России - “Правое дело”,”ДПР” и т.п.).
В развитие либерализма заметный вклад внес Иеремия Бентам(1748-1832 гг.), английский философ и юрист. Он стал родоначальником теории утилитаризма (утилитарно - то, что полезно), вобравшей в себя ряд социально-философских идей Т.Гоббса, Д.Локка и французских материалистов XVIII в. Его политико-правовые взгляды изложены в работах:“О принципах законодательства”, “Фрагмент о правительстве”, “Руководящие началаа конституционного кодекса для всех государств”и др.
Отметим четыре положения, лежащих в основе доктрины утилитаризма. 1) Получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. 2) Полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи - самый значимый критерий оценки всех явлений. 3) Нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. 4) Достижение всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества. Эти положения служили И.Бентаму основой при анализе им политики, государства, права, законодательства.
Свободу индивида И.Бентам связывал с интересами и безопасностью личности. Человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Только он сам должен определять, в чем заключается его интерес, в чем состоит его польза. Не притесняйте индивидов, советует И.Бентам, “не позволяйте другим притеснять их и вы достаточно сделаете для общества”. В то же время в категории “свобода” И.Бентам видел продукт умозрения, некий фантом. Для него не существовало принципиальной разницы между свободой и своеволием: “Мало слов, которые были бы так пагубны, как слова “свобода” и его производные”.
В вопросах организации государственной власти И.Бентам (особенно во второй половине своей жизни) стоял на демократических позициях. Он осуждал монархию и наследственную аристократию, являлся сторонником республиканского устройства государства, в котором три основные ветви власти должны быть разделены при тесном их взаимодействии.
Заслуга И.Бентама - в его стремлении освободить законодательство от устаревших, архаических элементов, привести его в соответствие с происшедшими в обществе социально-экономическими и политическими переменами; он хотел упростить и усовершенствовать законодательный процесс, предлагал сделать судебную процедуру более демократичной, а защиту в суде доступной также беднякам. Главная общая цель всей общественной системы, по И.Бентаму, наибольшее счастье наибольшего числа людей.
Труды И.Бентама оказали значительное влияние на его последователей в Англии - Д.Милля и Д.Остина.