Вопрос 4. Политические и правовые теории идеологов Просвещения.
Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии, широких народных масс. В ходе этой борьбы наиболее отчётливо проявились общие закономерности и тенденции, определившие развитие политической мысли в эпоху ранних буржуазных революций. Этот период вошел во всемирную историю как Век Просвещения.
Просветительство выражало интересы третьего сословия, которое надеялось осуществить назревшие преобразования с помощью распространения знаний и постепенных реформ. Исторический оптимизм – характерный признак просветительства. В нём развиты идеи свободы, самоуправления, равенства перед законом, отстаивания интересов народных масс. Просветители вели борьбу с феодальной монархией, религиозным мракобесием. Выступали против сословных привилегий, выдвинули идею народного суверенитета против суверенитета монарха. Наиболее ярко в плеяде просветителей выделялись Вольтер, Монтескье, Руссо.
Общепризнанным корифеем французского Просвещения был выдающийся, высокоодарённый и универсально образованный писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя - Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778 гг.). Мировоззрение Вльтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провёл в изгнании. Развивая идею прогресса человечества, Вольтер написал ряд произведений: “Опыт всеобщей истории и нравах и духе народов”, “Философские письма” (в первоначальном варианте – “Письма об англичанах”), “Кандид или оптимизм” и др.
Появившиеся в 1734 г. “Философские письма” Вольтера принесли ему европейскую известность и произвели огромное впечатление на современников. В этой работе, рассказывая своим соотечественникам о передовых по сравнению с французскими социальных порядках и политических учреждениях Англии, Вольтер выступил против деспотической власти, против феодально – сословного неравенства, нетерпимости и религиозных гонений. Философ считал, что социальное зло коренится в отсталости просвещения и невежестве, которое стремится сохранить церковь. Будучи сторонником деизма он допускал существовавание бога как первопричины мира, но отрицал его вмешательство в жизнь природы и общества.
На страницах многочисленных трудов мыслитель воспроизводит злодеяния религиозных организаций против народа, рассказывает о вопиющих нарушениях норм нравственности деятелями церкви, об их алчности и других пороках. Вместе с тем Вольтер утверждал, что веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещённым (“черни”, а равно неразумным правителям) нравственный образ поведения. Отсюда – его известное изречение: “ Если бы Бога не было, то его нужно было бы выдумать”.
Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позицией естественно - правовой доктрины. Согласно взглядам философа, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права: право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода слова, печати, совести и т. д. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Он сводил понятие свободы к независимости граждан от произвола: “Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов”. Признавая естественное равенство, Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство.
Образцом государственной организации своего времени Вольтер считал конституционную монархию во главе с просвещенным монархом. Грядущие преобразования в обществе философ связывал с развитием знаний и подъёмом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость проведения реформ.
Проявляя большой интерес к такому социальному феномену, как революция, Вольтер осознавал, что революции не могут возникнуть, не имея серьёзных экономических, социальных, политических оснований, не могут пройти бесследно для данного народа. Он не скрывал своего отрицательного отношения к революционной активности социальных низов, страшился этой активности. “Когда чернь принимается философствовать, - утверждал Вольтер, - всё погибло”. Просветители возлагали надежды на постепенные реформы сверху.
В целом, своими произведениями, идеями, взглядами Вольтер способствовал развитию и распространению передовых политико – правовых идей. В России “вольтерьянство” воспринималось дворянскими консервативными кругами как революционная крамола, хотя Екатерина II длительное время вела с Вольтером оживленную дружескую переписку.
Шарль Луи Монтескье (1689-1775 г. г.) – выдающийся политический мыслитель и правовед эпохи Просвещения. Он родился в городе Лабред близ Бордо в старинной аристократической семье. С большой настойчивостью и весьма плодотворно изучал право. В 1721 г. Монтескье анонимно выпустил одну из своих важнейших работ – “Персидские письма”, в которой выразил отрицательное отношение к абсолютной монархии, к царившему в стране политическому произволу. Он возмущался несправедливостью феодальных порядков:“…Государь, придворные и некоторое количество частных лиц владеют всеми богатствами, в то время как все остальные стонут от крайней бедности”.
В работе “Рассуждения о причинах величия и падения римлян” учёный пытался проанализировать происхождение деспотизма и его гибельные последствия для судеб государства. Над книгой “О духе законов” он работал свыше 20 лет. В этой работе автор обобщил и привёл в систему свои философские, социологические, правовые, экономические и исторические взгляды.
В целом правовая теория Монтескье имеет обобщающий, синтетический характер. Это своеобразная энциклопедия правовых знаний, накопленных человечеством к XVIII в. Создавая её, он использовал идеи как античных политических мыслителей, так и мыслителей Нового времени. Подобно другим теоретикам естественного права, Монтескье различал право и закон. Право – это то, что предшествует закону и определяет его. Право является выражением справедливости. Только справедливое, согласно Монтескье, может быть правом.
Цель всей правовой концепции учёного – доказать, что справедливое право должно стать основой положительного законодательства. Он полагал, что для реализации такой цели надо дать людям основы необходимых знаний, методы познания справедливых отношений. Эти задачи, по Монтескье, решаются не сразу, а в процессе становления и развития человека и общества при помощи воспитания и просвещения людей, но прежде всего – законодателей. Сложность соблюдения права в человеческих отношениях заключается, согласно Монтескье, в изменчивости природы человека и государства в процессе их исторического развития.
Среди основных факторов, влияющих на содержание права, философ отличает: формы правления, климат, географическое положение страны, ландшафт и почвы, численность населения, его образ жизни, характерные психологические черты народа, нравы, обычаи, религию, которые находятся в постоянном взаимодействии. Результат данного сочетания всех этих факторов и будет представлять справедливое право того или иного конкретного государства на определенном историческом этапе развития.
Существующие формы государственного правления Монтескье разделял на три группы: республику, монархию и деспотию. В деспотии, считал он, господствующим принципом является страх: он пронизывает всю систему снизу до верху. В таком государстве нет твердых законов, их заменяют воля и прихоть тирана. Монтескье пытался отделить монархическую форму правления от деспотии, заявляя, что в условиях монархии хотя и управляет один, но управляет по существующим твердым законом. Республику он разделял на два вида: демократическую и аристократическую. В республике господствует принцип добродетели. И хотя конституционная монархия была политическим идеалом Монтескье, он подчеркивал, что республиканская форма государства зависит от размера территории: небольшие государства должны быть республиками, средней величины – монархиями, обширные государства – деспотиями.
Монтескье указывал, что в каждом государстве существуют три власти: “Власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная ведущая вопросами права гражданского”. По его мнению, недопустима передача названных им властей в руки одного лица или группы лиц. Он полагал, что независимость этих видов власти и взаимная их уравновешенность являются основой свободы и безопасности граждан. Теория разделения властей была зафиксирована в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., где говорилось, что “общество, в котором не обеспечено разделение властей, не имеет конституции”.
Идеи Монтескье оказали огромное влияние на дальнейшее развитие прогрессивной идеологии как во Франции, так и в других странах. В Конституции США 1787 г. они были впервые реализованы. Ряд положений мыслителя впоследствии был возведен в конституционные принципы многих других государств.
Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) замечательный французский философ, писатель и теоретик педагогики, социально-политические воззрения которого, положили начало новому направлению общественной мысли – политическому радикализму. Он родился в Женеве в семье часовщика. Литературную известность Руссо принесла работа “Рассуждение о науках и искусствах”. В последующих трудах мыслитель приступает к созданию целостной социально- политической доктрины. Главный трактат Руссо -“Об общественном договоре, или Принципы политического права”(1762г.).
В своем политико-правовом учении философ исходит из гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все люди были равны и которое он в отличии от Гоббса и Локка, называет золотым веком. Частной собственности и социального неравенства в тот период не было. Появление частной собственности, и прежде всего, на землю обусловило, по Руссо, первую ступень неравенства. С возникновением государства – заговора богатых – неравенство между людьми усугубилось, образовалась неравенство политическое. Третья, крайняя, ступень неравенства – перерождение государства в деспотию. Отдельные лица теперь вновь становятся равными между собой, ибо перед деспотом они ничто.
Мыслитель отмечает, что сущность правомерного политического устройства состоит в том, чтобы человек, соединяясь с другими людьми в общество, не терял бы своих естественных прав, а сохранял свободу. Соглашения людей, по Руссо, есть основа всякой законной власти. Выражением их является общественный договор, в результате которого образуется ассоциация равных и свободных индивидов. Вся власть переходит к суверену, образуемому из участников соглашения. Суверенитет, таким образом, принадлежит народу. Он проявляется в осуществлении им законодательной власти.
Руссо доказывал, что политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ. Законом же, по мнению ученого, может стать только такой акт, который прямо одобрен народом, т.е. закон – это акт общей воли.
При народовластии возможна только одна форма правления – республика. Идеалом Руссо была небольшая патриархальная республика. Он мечтал превратить Европу в конгломерат мелких патриархальных республик. Философ хотел установления такого общественного строя, при котором не будет ни бедных ни богатых, но частная собственность сохраняется.
В государстве Руссо различает законодательную и исполнительную (правительственную) власть. Так как законодательная власть может быть только у народа, то ему принадлежит и решение о форме правительства. Правительственная власть учреждается актом суверенной законодательной власти, что обуславливает подчинённую роль правительства. В целях предотвращения узурпации власти, со стороны правительства Руссо предлагал периодически проводить народные собрания, перед которыми правительство обязано отчитываться. Помимо этого он предусматривал организацию специального учреждения – трибуната, являющегося органом, охраняющим законы и законодательную власть.
Политическая концепция Руссо оказала огромное воздействие как на общественное сознание, так и на развитие событий в период Великой французской революции. Авторитет Руссо был настолько высок, что к его идеям обращались представители самых разных течений, начиная от умеренных конституционалистов до сторонников коммунизма.
Век Просвещения, как часто называют XVIII в., был временем наивысшего развития гуманистических и рационалистических начал. Главной и общей идеей Просвещения было низвержение сословно- феодального строя и учреждение общества, основанного на равенстве людей, их правах и свободах.
Таким образом, в ходе лекции вы получили представление о политико-правовых учениях Нового времени и Просвещения.
Заключительная часть
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:
1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Ж.-Ж.Руссо «О духе законов». Французские просветители об идеальном политическом устройстве и законодательстве. Общая характеристика итальянского и немецкого Просвещения.
2. Доработать конспект.
3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам: