Тема № 8. «Политические и правовые идеи И.Канта и Г.-Г.Гегеля»

Тема № 8. «Политические и правовые идеи И.Канта и Г.-Г.Гегеля»

Рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № ____ от _______ 2013 г.

СМК-УМК-4.4.2-47-2013

Санкт-Петербург

2013
I.Учебные цели

Систематизировать и сформировать у курсантов четкое представление о политических и правовых идеях И.Канта и Г.-Г.Гегеля.

2. Сформировать у обучающихся чувство понимания, что умения, знания и навыки, полученные ими в ходе занятия, необходимы для работы в органах МЧС России.

Подготовить квалифицированных сотрудников МЧС России, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками в области теории права.

3. Формировать у обучающихся качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности, а именно умение выступать перед аудиторией и логически, последовательно, обоснованно и грамотно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать собственную позицию.

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ   Учебные вопросы: 1. Характеристика основных направлений политической и правовой идеологии в Германии на рубеже ХУШ и Х1Х вв. 2. Политико-правовые идеи либерализма в учении И.Канта. 3. Учение Г. –В. –Ф.Гегеля о государстве и праве.   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ                

III. Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература

Основная

1. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений : учебное пособие : [гриф УМО] / И. Ф. Мачин. - М. : Юрайт, 2012. - 412 с

2. История политических и правовых учений: учебник для вузов / ред. В.С. Нерсесянц. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 944 с.

3. История политических и правовых учений: учебник / МГЮА; ред. О.В. Мартышин. – М.: Норма, 2005.

Дополнительная

1. Бачинин В.А. Правовая реальность в контексте цивилизации и культуры. Методология причинного анализа: монография / В.А. Бачинин, В.П. Сальников; ред. В.П. Сальников; СПбУ МВД России, АПЭиБЖ. – СПб.: Фонд «Университет», 2005.

2. Гайнутдинов Р.К. Эволюция политико-правовой мысли России XVI - начала XVIII веков: учебное пособие / Р.К. Гайнутдинов; МО РФ, МГПИ. – Мурманск: МГПИ, 2002.

3. История политических и правовых учений: Хрестоматия для вузов / под ред. Г.Г. Демиденко – Харьков: Факт, 2000.

4. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб, Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.

5. Корнев А.В. Правовая мысль в дореволюционной России: учебное пособие / А.В. Корнев, А.В. Борисов. – М.: ЭКСМО, 2005.

6. Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. – СПб.: СПб университет МВД России «ИДТ «Герда»», 2001.

7. Шершеневич Г.Ф. История философии права: монография / Г.Ф. Шершеневич; авт. вступ. ст. Л.А. Игнатьева; СПбУ МВД России, АПЭиБЖ. – СПб.: «Лань»: Фонд «Университет», 2001.

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.

2. Демонстрационные схемы.

V. Текст лекции

Вводная часть

Преподаватель проверяет наличие обучающихся, объявляет тему № 8. «Политические и правовые идеи И.Канта и Г.-Г.Гегеля».

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Характеристика основных направлений политической и правовой идеологии в Германии на рубеже ХУШ и Х1Х вв.

2. Политико-правовые идеи либерализма в учении И.Канта.

3. Учение Г. –В. –Ф.Гегеля о государстве и праве.

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Дополнение

Учение И. Канта о государстве и праве.

Профессор философии Иммануил Кант (1724 - 1804) был первым в Германии обоснователем либерализма. Его политико-правовые взгляды содержатся в трудах «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».

Основными принципами его социальных воззрений являлись:

q Каждое лицо обладает абсолютной, неповторимой ценностью;

q Нельзя манипулировать личностью даже во имя общего блага;

q Человек в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона, который априорен (независим от опыта) и поэтому безусловен, – представляет собой «категорический императив».

Суть категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Иными словами – относись к человечеству, людям, в том числе и к себе, как к цели и никогда как к средству. Это возможно только тогда, когда человек в состоянии свободно следовать голосу «практического разума» (разумной целесообразности).

Однако далеко не каждый использует свою свободу для реализации категорического императива, очень часто она перерастает в произвол. Кант называл правом совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы. Истинное призвание права – обеспечить свободу нравственного поведения людей, без вмешательства во внутренний мир личности.

По Канту право призвано регулировать внешнюю форму поведения людей с помощью принуждения. Это принуждение способно обеспечить только государство – исконный изначальный носитель принуждения. Благо и назначение государства состоят в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства правовым принципам. Это положение позволяет современным сторонникам теории «правового государства» считать канта одним из ее основоположников.

Кант подчеркивал необходимость для государства опираться на право, не отступать от него. Уклонение государства от обеспечения прав и свобод, реализации позитивных законов чревато отчуждением граждан от такого государства.

По вопросу происхождения государства Кант был близок к Руссо, его общественному договору. Объединяясь в государство и заключая договор, люди отказываются от свободы беспорядочной, необузданной, чтобы найти подлинную свободу во всем ее объеме в правовом состоянии.

В праве Кант различал три категории:

1. Естественное право, источником которого являются априорные принципы;

2. Положительное право, истекающее от воли законодателя;

3. Справедливость – притязание, не предусмотренное законом и поэтому не обеспеченное принуждением.

В естественном праве выделяются две части: частное право (регулирует отношения индивидов как собственников) и публичное право (регулирует отношения индивидов как граждан государства).

В частном праве феодальному произволу Кант противопоставлял твердый правопорядок, опирающийся на законы. Однако он же (противореча самому себе) признает объектом частного права не только вещи, но и самого человека: оправдывает власть мужа над женой, господина над слугой.

Главным институтом публичного права Кант считал принятие конституции. В государстве имеется три власти, писал он – законодательная, исполнительная, судебная. Их согласие способно предотвратить деспотизм и обеспечить благоденствие граждан.

Классификации форм государства Кант не придавал особого значения, но все же различал (по числу законодателей) три вида: автократию (абсолютизм), аристократию и демократию. При этом он возражал тем, кто отождествлял абсолютизм с деспотией, и считал, что самодержавная форма власти может быть республикой.

Кант оспаривал право народа наказывать главу государства, даже если тот нарушил свой долг перед страной. Категорически осуждал право народа на восстание и допускал лишь некоторое пассивное сопротивление существующей власти. Проводить политико-правовые изменения, считал он, следует путем неторопливых, плавных реформ сверху, не допуская открытой вооруженной борьбы, ввергающей общество в хаос анархии.

Кант с прогрессивных позиций выступал против захватнических воин, за соблюдение международных договоров, не вмешательство во внутренние дела других государств. Он выдвинул проект «вечного мира», который в отдаленном будущем возможен путем создания всеохватывающей федерации равноправных государств республиканского типа. Путь к нему он видел в просвещении и воспитании народов, благоразумии правителей, в экономической необходимости.

Заключительная часть

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Идеи правового государства в трудах И.Канта. Гражданское общество в понимании Гегеля. Влияние немецкой классической философии на развитие политических идей. Нравственность (мораль) и закон с точки зрения классиков немецкой философии 18 века.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам:

1. Характеристика основных направлений политической и правовой идеологии в Германии на рубеже ХУШ и Х1Х вв.

2. Политико-правовые идеи либерализма в учении И.Канта.

3. Учение Г. –В. –Ф.Гегеля о государстве и праве.

Разработал

Профессор кафедры

полковник внутренней службы П.А. Чебоксаров

”______” _______________ 2013 года

Лист регистрации изменений

Номер измене­ния Номера листов Основание для внесения изменений   Подпись Расшифровка подписи   Дата Дата введения изменения
заменен­ных новых аннулиро­ванных
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Тема № 8. «Политические и правовые идеи И.Канта и Г.-Г.Гегеля»

Рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № ____ от _______ 2013 г.

СМК-УМК-4.4.2-47-2013

Санкт-Петербург

2013
I.Учебные цели

Наши рекомендации