Вопрос 1. Развитие реформистского, центристского и революционного направлений в марксизме.
Эдуард Бернштейн (1850-1932 гг.) - лидер крайнего правого крыла германской социал-демократии и II-го Интернационала. Основоположник первой систематической теории ревизионизма и реформизма. В сборнике статей “Проблемы социализма”, а затем в книге “Предпосылки социализма и задачи социал-демократии” выступил против революционной борьбы рабочего класса, диктатуры пролетариата, проповедовал примирение классовых противоречий и классовое сотрудничество пролетариата и буржуазии. За это неоднократно подвергался резкой критике со стороны Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.
Провозгласив лозунг:”Назад к Канту!”, Э.Бернштейн отрицал саму возможность разработки научного социализма. Всячески обосновывал идею затухания классовой борьбы, единственно реальной задачей рабочего класса считал борьбы за мелкие реформы без изменения основ капиталистического строя. Отсюда вытекал его лозунг: “Конечная цель - ничто, движение - все”. Для Э.Бернштейна, демократия “является в принципе уничтожением классового господства, если не фактическим уничтожением классов”.
Последователями Э.Бернштейна в России были “экономисты” и меньшевики.
Карл Каутский(1854-1938 гг.) - один из лидеров германской социал-демократии и II-го Интернационала, крупнейший его теоретик, идеолог центризма. В работах ”Экономическое учение Карла Маркса”,”Аграрный вопрос”,”Возникновение христианства”, “Путь к власти” и др. пропагандировал марксизм, отходя от его отдельных положений. С 1910 г. К.Каутский открыто повел борьбу против революционного марксизма. Подвергался резкой критике со стороны сторонников этого учения.
Лицемерно признавая марксизм на словах в брошюре “Диктатура пролетариата” (1918), К.Каутский там же осуждал революционное насилие пролетариата по отношению буржуазии. Он был против превращения Советов в государственную форму диктатуры пролетариата и вообще в государственную организацию, рассматривая подобный процесс как нарушение “чистой демократии”, узурпацию власти.
К.Каутский считал возможным проведение социал-демократической революции лишь в такой стране, где большинство составляет пролетариат, который, используя демократические институты парламентаризма и всеобщего избирательного права, завоюет власть и проведет социальные преобразования. Он считал ошибкой проведение социалистической революции в такой отсталой стране, как Россия.
В своей практической деятельности К.Каутский активно выступал против Советской власти, против СССР. Его лицемерие, измена делу рабочего класса были разоблачены В.Лениным в статье”Пролетарская революция и ренегат Каутский”.
Владимир Ильич Ульянов(Ленин) (1870-1924 гг.)- выдающийся русский общественный и государственный деятель, основатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), первого Советского государства. Опубликовал множество работ по вопросам политики, власти, государства и права: “Что делать?”,” Империализм как высшая стадия капитализма”, ”Государство и революция”,”Очередные задачи советской власти” и др.
В.Ленин творчески развил марксизм в новых исторических условиях, применил многие из его положений на практике трех революций в России. Раскрыл закономерности экономического и политического развития общества в условиях господства монополистического капитала. Разработал теорию социалистической революции, доказав возможность захвата и долговременного удержания государственной власти пролетариатом в одной стране в целях реализации социалистических преобразований.
В.Ленин разработал учение о партии рабочего класса как организующей и руководящей силе, без которой невозможны установление пролетарской диктатуры и переход к социализму. Большое значение имеют его работы о классах и классовой борьбе, о государстве и праве.
Анализируя сложившуюся в России начала ХХ века обстановку, опыт русских революций, В.Ленин пришел к выводу, что не парламентская республика, а “республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху”, “...есть единственнао возможная форма революционного правительства”.
Большую актуальность в условиях подготовки социалистической революции преобрели ленинские идеи о необходимости слома старого государственного аппарата с сохранением его”учетно-регистрационной”части, превращением её в более широкий и демократический институт государства: “Общегосударственное счетоводство, общегосударственный учет производства и распределения продуктов, это,так сказать, нечто вроде скелета социалистического общества. В.Ленин отстаивал марксистские идеи о необходимости привлечения к управлению государством широких народных масс.
В.Ленин глубоко разработал теорию пролетарской диктатуры, определил её основные понятия, раскрыл её сущность и содержание, показал основные задачи, стоящие перед Советской властью, пути их решения, а так же определил союзников рабочего класса на различных этапах революции. Он видел в диктатуре пролетариата не тоталитарный режим “казарменного социализма”, а новую, самую широкую пролетарскую демократию: власть рабочих в тесном союзе с крестьянством и трудовой интеллигенцией. В.Ленин писал, что государство пролетарской диктатуры “в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики”.
Установление пролетарской демократии означает превращение демократии для ничтожного меньшинства в демократию абсолютного большинства, - считал великий революционер. А это, в свою очередь, ведет к постепенному отмиранию государства как аппарата насильственного принуждения. Критикуя буржуазную концепцию “чистой демократии”, В.Ленин разоблачал её лицемерие и эксплуататорскую сущность.
Республика Советов, считал Ленин, сочетает черты государственной и общественной организации, соединяет элементы представительной и непосредственной демократии. Советы - учреждение, которое одновременно законодательствует, исполняет законы, и контролирует их реализацию. Строится такой тип республики на основе демократического централизма, означающего выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность, подконтрольность, легкую сменяемость депутатов.
Первостепенное значение В.Ленин придавал хозяйственно-организаторской деятельности государства, что было совершенно новым в начале ХХ столетия. Благодаря его идеям о необходимости быстрейшей индустриализации народного хозяйства, развития сельскохозяйственной кооперации, Советское государство за 20 лет превратилось в мощную державу, которая выдержала тяжелые испытания 2-й мировой войны, обеспечила абсолютному большинству населения СССР нормальные экономические и социальные условия жизни.
Важную роль В.Ленин отводил культурно-воспитательной функции пролетарской диктатуры. Он писал, что без культурной революции, без ликвидации неграмотности, без всемерного повышения политической сознательности трудящихся, их образования и культуры, невозможны устойчивые социалистические преобразования в стране.
Большой вклад в развитие советского права был сделан В.Лениным при разработке первых Декретов Советской власти, конституций РСФСР и СССР. Он считал, что в период острой классовой борьбы пролетарское государство должно направлять против его врагов всю мощь законов этого государства. Вместе с тем, В.Ленин отрицал левацкий “юридический нигилизм”, который в любом его обличии чужд принципам и природе Советской власти, приводит к её подрыву. В.Ленин указывал, что государство должно содействовать трудящимся в использовании закона для защиты своих прав и свобод, что нужно научить их “в о е в а т ь з а с в о е п р а в о по всем правилам законной в РСФСР войны за права”.
В.Ленин подчеркивал необходимость одинакового понимания всеми существа законности и единообразного её примененния:”Законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик”. Он считал, что обеспечить режим законности в государстве можно только тогда, когда законы соблюдаются как населением, так и самой властью.
Применение жестоких средств подавления и принуждения В.Ленин считал вынужденными и временными мерами. При этом он придавал большое значение для налаживания новых коллективистских форм жизни умелому сочетанию мер принуждения с мерами убеждения. Сначала необходимо убедить, а потом, если убеждение не действует, принудить.
Уделяя много внимания совершенствованию советского законодательства, В.Ленин делал упор на кодификационную работу, по его инициативе были разработаны первые советские кодексы. Он требовал, чтобы в них были максимально учтены интересы трудящихся.
В национально-государственном строительстве нашли свое воплощение ленинские идеи о советском федерализме. Не “автономизация”национальных территорий, а создание прочного федеративного союза самостоятельных национальных государств на основе власти Советов - вот существо этих идей. Их реализация привела к образованию СССР - мощного государства. Отход от ленинзма в национальном вопросе привел в конце концов к его распаду.
В ХХ веке идеи В.Ленина стали мощным теоретическим и методологическим оружием революционеров всех стран. История подтвердила верность его учения, многие положения которого были реализованы.
Вместе с тем некоторые из теоретических установок В.Ленина, воспринятые и его сторонниками, оказались ошибочными. Одни (например, надежды на мировую революцию после Октябрьского переворота, отказ от постоянной армии и др.) В.Ленин пересмотрел еще при жизни. Ряд других положений пока что не сбылись. Однако, в целом взгляды В.Ленина на власть, государство и право, его революционная практика оказали большое воздействие на развитие мировой политической и правовой мысли, на все международное рабочее движение.