Рост революционного движения, развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны.

На первом этапе реформы была несколько улучшена подготовка офицерских кадров и сокращен с 25 до 15 лет срок службы рекрутов. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась вплоть до 1874 г. Только угроза быстрого усиления западноевропейских армий, формировавшихся на основе всеобщей воинской повинности, заставила правительство ввести аналогичный порядок в России.

1 января 1874 г. был утвержден «Устав о воинской повинности», вводившийся для всего мужского населения «без различия состояний». Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий), зачислялись в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет (из них действительная служба составляла 6 лет и служба в запасе – 9). Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года (10 лет). Для лиц с высшим образованием срок действительной службы сокращался до полугода, со средним – до полутора лет.

Для получения офицерского звания требовалось наличие специального военного образования. Командный состав по-прежнему сохранял черты корпоративности и сословности, еще длительное время в нем преобладали дворянские элементы.

Таким образом, армия состояла из кадровых, резервных и запасных (тыловых) войск. Офицерский корпус готовился в юнкерских училищах, военных гимназиях и военных академиях – командных, юридических, медицинских.

Сохранялась особая военная юстиция, в ведение которой в 1878 г. также было передано большое число дел о государственных преступлениях. Такие как сопротивление властям, нападение на полицию и войска. Еще раньше, в 1863 г., в связи с польским восстанием генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении, в связи с чем, многие дела переходили в ведение военных судов.

Реформа образования.

До Петра Великого заботы о народном образовании всецело лежали на церкви и духовенстве. В эпоху Петра правительство впервые начинает заботиться об устройстве школ, но развитие их шло весьма медленно. В царствование Екатерины II, особенно со времени образования в 1782 г. «Комиссии об учреждении народных училищ», многие города были обеспечены школами. В губернских городах были созданы так называемые главные четырехклассные народные училища, и в уездных – малые двухклассные. В селениях же только в первой половине XIX столетия стараниями министерства государственных имуществ начали устраивать народные школы, и, прежде всего, в селениях государственных крестьян.

Начальные или народные школы имели своей задачей сообщение основных первоначальных знаний, необходимых каждому, как человеку и члену общежития. «Народными» такие школы называются потому, что они имеют в виду удовлетворение потребностей всего народа.

Знаменательную эпоху в развитии начальной школы составляет царствование Александра II. Важнейшая из реформ его царствования – упразднение крепостного права в 1861 г. – дала особенно сильный толчок развитию начального образования, потребность в котором стала все более и более отчетливо осознаваться и самим крестьянским населением, и образованными классами общества. Удовлетворению этой потребности в весьма значительной степени содействовали земские учреждения, созданные в 1864 г., и городские управления после реформы их в 1870 г. В царствование Александра II была создана совершенно новая организация всего дела начального народного образования, в основу которой легло «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. (существенные черты его сохранены и в позднее изданном Положении 1874 г.).

О росте начальных школ в эпоху Александра II дают понятие следующие цифры. В 1856 г. начальных народных училищ во всей Империи было 8.227 с 450.000 учащимися. В конце же царствования Александра II, a именно в 1880 г., сельских начальных училищ всех ведомств и наименований в 60 губерниях Европейской России стало 22.770 с 1.140.915 учащимися.

Следует заметить, что главное заведывание начальным образованием сосредотачивалось, с одной стороны, в министерстве народного просвещения, в ведение которого постепенно были переданы от других ведомств начальные школы, и с другой – в ведомстве Святейшего Синода с его органами, которым принадлежало заведывание церковно-приходскими школами и школами грамоты.

Местными органами министерства народного просвещения по заведыванию начальными школами являлись попечители учебных округов, директора и инспектора народных училищ. Губернаторам также принадлежало общее наблюдение за ходом и направлением первоначального обучения в губернии, при чем они имели право сообщать министерству народного просвещения свои замечания и соображения.

Отметим, что в соответствии с «Положением о начальных народных училищах» 1874 г. начальные народные училища учреждаются земствами, городскими управлениями, сельскими обществами или частными лицами. Кроме директоров и инспекторов народных училищ, учебной и административной частью в них по Положению заведуют губернские и уездные Училищные советы. В состав уездного училищного совета, находящегося под председательством уездного предводителя дворянства, входят: инспекторы народных училищ – по одному представителю от министерств народного просвещения и внутренних дел и от епархиального ведомства, два члена от уездного земского собрания и один член от городского общества (если город дает средства на школы). Кроме того, в уездном училищном совете могут участвовать местные земские начальники при рассмотрении дел, касающихся их участков, a также земские врачи по санитарно-гигиеническим вопросам.

Губернский училищный совет находился под председательством губернского предводителя дворянства и состоял из директора народных училищ, по одному представителю от министерств народного просвещения и внутренних дел и от епархиального ведомства и двух членов от губернского земского собрания. Для учреждения нового училища необходимо было предварительное разрешение инспектора и согласие председателя уездного училищного совета. Учредителям училищ предоставляется право избирать для заведывания ими особых попечителей, утверждаемых губернским училищным советом. Подбор кандидатов на места учителей, которыми могут быть и духовные, и светские лица, принадлежит учредителям или содержателям училищ, a утверждение в должности – уездным училищным советам. Последним принадлежало, соответственно, право увольнения учителей от должности и закрытия училищ. Временное же устранение учителей и временное закрытие училища, в случае обнаружения каких-либо непорядков, могло последовать по соглашению инспектора народных училищ с председателем училищного совета.

Предметами учебного курса в начальных народных училищах являлись: Закон Божий (краткий катехизис[8] и священная история), Чтение (по книгам гражданской и церковной печати), Письмо, Арифметика (первые четыре действия), Церковное пение. Кроме этих обязательных предметов, в училищах могли быть преподаваемы ремесла и рукоделия.

Отметим, что в губерниях Царства Польского надзор за начальными народными училищами принадлежал начальникам учебных дирекций и инспектору училищ Варшавы. Хозяйственною частью заведуют гминные и сельские сходы. В Прибалтийских губерниях заведывание начальными народными училищами находится под общим наблюдением директоров народных училищ в руках высших и уездных комитетов и местных правлений школ. На Кавказе и в других местностях преобладает единоличный порядок управления начальными народными училищами – директорами и инспекторами.

Значительное число начальных народных училищ находилось в ведении Святейшего Синода. Как отмечалось выше, это были церковно-приходские школы и школы грамоты.

Церковно-приходские школы (училища) начали устраиваться на Руси с XI в., но особенное внимание на их развитие было обращено в 80-х годах. Так, в 1884 г. было издано «Положение о церковно-приходских школах», по которому закрепилось их название, они устраиваются приходскими священниками или другими членами прихода на средства прихода, с пособием от сельских обществ, казны или частных лиц. Школы эти имеют целью «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания». Они могут быть одноклассными с двухлетним курсом и двухклассные с четырехлетним. В них преподаются – Закон Божий, Церковное пение, Чтение церковной и гражданской печати, Письмо, Начальные арифметические сведения, a в двухклассных, кроме того, Начальные сведения из истории церкви и отечества. В 1886 г. при Святейшем Синоде учреждается совет для надзора за этими школами, a в 1888 г. были изданы правила об уездных отделениях епархиальных училищных советов для церковно-приходских школ.

В устройстве церковно-приходских школ в конце XIX в. произошла значительная перемена, получившая законодательное выражение в новом «Положении о церковных школах ведомства православного исповедания», изданном в 1902 году.

Школы грамоты, имели своей задачей сообщение первоначальных сведений. В них преподавались, в меньшем объеме, чем в церковно-приходских школах, Закон Божий, Чтение церковно-славянское и русское, Письмо, Начальное счисление и Церковное пение с голоса. Обучают в школах грамоты члены причтов[9] и светские учителя православного исповедания, назначаемые по соглашению учредителей школы с приходским священником. Окончание курса в школе грамоты дает льготу по воинской повинности, но только при условии прохождения особого испытания в экзаменационной комиссии духовного ведомства наравне с учениками церковно-приходских школ.

Отметим, что при первоначальном развитии церковных школ их сторонники указывали, что «желательность и целесообразность их устройства опираются на ряд особенностей и преимуществ, ими представляемых». Указывалось, что церковные школы дешевле светских, так как они пользуются «даровым» трудом духовенства и членов церковного причта; они не преследуют тех сложных задач, которыми задаются начальные светские школы, ограничиваются самым необходимым запасом сведений, отчего курс в них короче и они опять-таки стоят дешевле. Они дешевле и потому еще, что при несложном курсе и при надзоре со стороны местного священника они могут довольствоваться учителями с меньшею подготовкою и с меньшим жалованьем. Вместе с тем, так как церковные школы находятся в ведении местного духовенства, то не требуется сложной и дорогой организации для надзора за ними. Отметим также, что они больше подходили к требованиям сельского населения.

Между тем все эти соображения сторонников церковной школы вскоре были опровергнуты требованиями действительности. Прежде всего выяснилась потребность особой организации надзора за церковными школами – учреждены были платные должности епархиальных и уездных наблюдателей. Выяснилась также необходимость поднятия низких норм вознаграждения учителей, а также увеличения продолжительности курса. Вначале даже двухлетний курс считался слишком продолжительным, и усиленные работы были направлены на развитие школ грамоты. Последние, однако, оказались малополезными. Их число стало медленнее уменьшаться, и большее внимании стало уделяться устройству церковно-приходских школ, при чем в них двухлетний курс был заменен трехлетним. А по новому Положению рекомендовалось устройство этих школ с четырехлетним и даже пятилетним курсом. Эти меры естественно вызывали и необходимость увеличения требований образовательного ценза учителей. Таким образом, по своей постановке церковные школы все более приближаются к школам светским.

К начальным школам относятся также и так называемые городские и уездные училища. Организация этих училищ регулируется изданным в 1872 г. особым положением. Училища представляют собою низшие школы с несколько более широкой программой преподавания, чем обыкновенные начальные и церковно-приходские школы. В них преподаются: Закон Божий, Чтение и Письмо, Церковно-славянский язык, Арифметика, Начальные основания геометрии, География и История (главным образом, русская), Сведения из естественной истории, Физика, Черчение и Рисование, Пение и Гимнастика. Училища бывают 2-х, 3-х, 4-х и даже 6-ти классные. Городские и уездные училища содержатся преимущественно на счет казны и управляются непосредственно органами министерства народного просвещения. Земства и города, дающие средства на их содержание, имеют своих представителей в школьных советах этих училищ.

Особую группу начальных школ составляли иноверческие конфессиональные училища и инородческие школы. Эти школы распространены в тех местностях, где преобладает иноверческое население. Как то в Прибалтийских губерниях и поволжских колониях с лютеранским населением, в южных, восточных и юго-восточных губерниях, на Кавказе и в Туркестане с магометанским населением, в губерниях еврейской оседлости.

Наконец, к начальным школам относились воскресные и вечерние школы. Впервые воскресные школы возникли в конце 50-х годов и получили довольно широкое развитие, особенно в больших городах. Затем в 70-х гг. их развитие приостановилось, и лишь с 80-х годов снова начали устраиваться такие школы. Воскресные и вечерние школы были мужские, женские и очень редко смешанные. Они устраиваются преимущественно частными лицами с разрешения или инспектора народных училищ, или епархиального начальства, смотря по тому, в чьем ведомстве они состоят. Обучение в этих школах всегда бесплатно. Состав учащихся в них крайне разнообразен, начиная с малолетних и кончая взрослыми и пожилыми. В некоторых воскресных школах число учащихся весьма значительно. Особенною известностью пользуется Харьковская женская воскресная школа, насчитывающая в год до 750 учениц, при 70–80 учительницах. Такие школы существуют даже в селах и деревнях. Исключительную местность по количеству воскресных школ представляла Кубанская область – в ее станицах насчитывалось до 100 таких школ.

О тогдашней постановке начального образования в России интересные и поучительные данные сообщены в третьем выпуске 1899 г. «Статистических сведений по начальному образованию в Российской Империи». По этим данным, общее число начальных училищ общеобразовательного характера по всей Империи составляло к 1 января 1899 г. 78.699 при 4.203.246 учащихся. Училища эти состояли в ведении девяти министерств и главных управлений. Наибольшее число училищ сосредоточивалось лишь в двух ведомствах – народного просвещения и духовном. Эти два ведомства имели вместе 77.074 училища или 98% общего их числа, при 4.126.182 учащихся, что составляло 98,1% всего числа учившихся в начальных училищах. Все остальные ведомства имели вместе 1.625 училищ или 2% общего их числа и 77.064 учившихся, что составляет 1,9% общего их количества. Министерство народного просвещения заведовало 37.046 училищами или 47,1% всего числа училищ, в которых было 2.650.058 учащихся или 63% общего их числа. Духовное ведомство имело 40.028 училищ или 50,9% общего числа и 1.476.124 учащихся или 35,1% всего их числа. Таким образом, министерство народного просвещения имело на 4% меньше училищ, чем духовное ведомство, но в этих училищах воспитывалось большее на 28% число учащихся.

Приведенное выше общее число училищ охватывает все начальные училища в Империи, как для детского возраста, так и для взрослых. Так назначенных для детского возраста начальных училищ к 1 января 1899 г. было 76.914 или 97,7% общего числа заведений для начального образования. В указанном числе училищ 94% принадлежат к группе начальных училищ в тесном смысле, то есть таких, которые, по выражению цитированного издания, «не задаваясь целью сообщения реальных знаний, дают только одну грамотность, более или менее осмысленную»; остальные 2.987 училища, или 6%, составляют группу училищ высшего типа, «которые, сверх осмысленной грамотности, сообщают еще и известную сумму реальных знаний, свойственных первой ступени общего образования». Наибольшее число начальных училищ, a именно 90% действовали в селениях; 10% – в городах.

Названное статистическое издание дает интересный материал для выяснения, какой степени достигло современное состояние дела народного образования. С этой точки зрения важны цифры, показывающие отношение числа училищ к пространству и населению. Оказывается, что по всей Империи, в среднем, 1 училище приходилось на 243 кв. версты и на 1.676 душ населения. Особенно характерным представляется отношение числа училищ к числу населения. Если принять во внимание общее число населения и в составе его число детей школьного возраста, a также господствующий тогда тип начальной школы, то для того, чтобы все детское население могло быть принято в школы, нужно, чтобы одна школа приходилась по меньшей мере на 700 душ. А их было более чем в два раза меньше, чем нужно для удовлетворения этой потребности. По отдельным же местностям указанное отношение представлялось особенно неблагоприятным. Даже в Московской губернии – одно училище приходится на 1.538 душ, в Киевской – на 1.778; в Сибири же были области, где (Якутская) 1 училище приходится на 3.537 душ, a в областях Средней Азии указанное отношение колеблется между 3.596 (Тургайская) и 97.526 (Ферганская).

Другим также очень характерным показателем состояния начального образования является отношение учившихся и неучившихся детей школьного возраста. Применительно к данным переписи 1897 г. число детей школьного возраста в 1898 г. может быть определено в 11.600.668. Числилось учившихся детей 4.114.201 и следовательно 7.486.467 детей оставались без обучения. Учившиеся дети составляли 35,5%, a неучившиеся 64,5% общего числа детей школьного возраста.

Число учившихся к общему числу всего населения относилось как 1/31 или, другими словами, учившиеся составляли в общем 3,2% общего населения Империи.

Этот показатель служит весьма наглядным выражением слабого развития народного образования в России, особенно при сравнении его с показателем образования в других странах. В половине 90-х годов показатель образования составлял: в Соединенных Штатах Америки – 22,36%; в Швейцарии – 19,0%; в Германии – 18,8%; в Англии – 16,6%; во Франции – 14,7%; в Швеции – 14,43%; в Норвегии – 14.07%; в Австрии – 13,10%; в Испании – 8,44%; в Японии – 7,57%; в Италии – 7,01%; в Болгарии – 5.45%.

Показатели образования были неодинаковы для мужского и женского населения: 1 учившийся приходился на 20 душ общего мужского населения, 1 учившаяся приходилась на 63 души общего женского населения.

При сравнении показателей образования для городского и сельского населения обнаруживается, что в 68 губерниях и областях баланс склонялся на сторону городских (максимальная разность в пользу городов выразилась цифрою 48% в Вятской губ.), a в 19 губерниях сельские обыватели учились больше, чем горожане (любопытно, что к числу этих губерний относятся Московская, где разность в пользу сельчан выразилась 21%, и Петербургская с разностью в пользу сельских училищ в 50,1%).

В названном сборнике находим, далее, сведения о средствах на содержание школ. Из них видно, что на содержание начальных училищ Империи в 1898 г. было израсходовано 40.612.872 руб. Расход по содержанию училищ в среднем по Империи – в размере 32,1 коп. на 1 душу общего населения.

В 67 губерниях и областях обнаружился несомненный прирост образовательных средств, хотя и в далеко не равномерной степени.

О степени успехов в области развития начального образования можно также судит по количеству грамотных в среде призываемых к отбыванию воинской повинности. Так по всей Империи в составе новобранцев грамотных было в 1885 г. 27%, a в 1898 г. – 45%. По некоторым губерниям возрастание процента грамотных новобранцев представляется весьма значительным:

Губернии Процент грамотных новобранцев
  1 8 8 5 г. 1 8 9 8 г.
Киевская
Харьковская
Могилевская
Полтавская
Смоленская
Нижегородская

Весьма важным условием успешного развития народного образования являлось обеспечение достаточного контингента хорошо подготовленных учителей. Для этой цели существовали специальные учебные заведения: учительские институты, которых имеется в различных учебных округах 11 с 619 учащимися, и учительские семинарии и школы, число которых 61 с более 4.500 учащихся. Большинство этих заведений основано в 70-х годах.

Учительские институты имели целью готовить учителей городских училищ, а учительские семинарии – учителей начальных народных училищ. И в тех и в других заведениях курс обучения – трехлетний. В учительских институтах преподаются: Закон Божий, Педагогика, Русский язык и Церковно-славянское чтение, Арифметика, Начальная алгебра, Геометрия, История русская и всеобщая, География русская и всеобщая, Естественная история и Физика, Черчение и Рисование, Чистописание, Пение и Гимнастика. Программа учительских семинарий несколько уже. В тех и других заведениях преподаются также различные ремесла. Для практических занятий с целью подготовки воспитанников к будущей их деятельности при учительских институтах существуют городские училища, при учительских семинариях – начальные народные училища. Эти заведения содержатся за казенный счет. На содержание некоторых семинарий отпускаются пособия от земства или из других местных источников.

В ходе реформ неоднократно, причем не только либеральными, но и консервативными кругами, выдвигалась идея так называемого «представительства». Генерал-губернатор С.Петербурга, а позже министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов[10] выдвинул в конце 70-х годов идею привлечения «наиболее благонадежных элементов» из земской цензовой общественности к участию в обсуждении ряда государственных дел. Им же была выдвинута идея и разработан проект переустройства системы государственного управления (т.н. «Конституция Лорис-Меликова). Император Александр II одобрил идею, но не успел подписать «первую русскую Конституцию». Он был убит 1 марта 1881 г.

На Российский престол вступил новый Император – Александр III.

14 августа 1881 г. принимается «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведения определенных местностей империи в состояние усиленной охраны». Репрессивным органам фактически предоставлялись неограниченные полномочия, чем расширялось толкование политического преступления.

В 1882 г. принимается специальный закон «О полицейском надзоре», значительно усиливающий систему этих мероприятий.

Либеральный период в развитии российской государственности заканчивался, начиналась эпоха контрреформ.

Наши рекомендации