Геополитические альтернативы
Отступление в сферу столь популярных ныне геополитических мечтаний позволяет предположить, что последовательное осуществление мономаховской стратегии и в XIX и в XX вв. логично вело бы к упрочению положения России путем «сбрасывания» освоенных частным проникновением первопроходцев и завоевательным натиском государства территорий, обретения ими геополитической самостоятельности и установления, симбиоза этих новых россий с коренной Россией-Евразией. К довольно похожей модели декомпозиции пришла в конечном счете Британская империя. В этой связи вполне рациональной, хотя и не до конца продуманной и успешной, была столетняя, а теперь уже, увы, вечная сдача Аляски, осуществленная в рамках политики сосредоточения России. Данная политика была вполне мономаховской. Она вдохнула в Россию силы, дала импульс развитию земель, областей и краев, способствовала развитию земских начал самоуправления. К со-
жалению, этот мономаховский поворот был недолгим и непрочным, быстро сменился очередными бросками на юг.
Опыт истории подсказывает, что нелепо отказываться от выгод удачного соседства, меняя очевидную прибыль на траты по пригоражи-ванию соседских угодий. Оценивая имперскую геополитику России, приходится признать, что вдвойне нелепо было рваться вовне за счет заметного недоосвоенйя и недоразвития не только евразийской карпато-алтайской ниши, но в первую очередь корённых земель Руси изначальной. Однако самое абсурдное было в том, что все эти жертвы приносились ради участия в чужой истории, ради сомнительной чести стать незваным гостем на чужом празднике жизни. Что может быть хуже, чем во чужом пиру похмелье!? И хотя словно для этого случая придумана пословица «Ваши пьют, а у наших с. похмелья голова болит» (Даль), не пожелали заметить ее мудрости правители от Ивана Грозного и Бориса Годунова до Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, вздумавших покрасоваться в чужой истории.
Логика абсурдной экспансии, полностью заимствованная у петербургской империи кремлевским союзом, нынче снова воспроизводится очередными политиками-мифотворцами, любителями во чужом пиру похмелья: ВыбРоссами с их тоской по Западу и соколами Жириновского с их мечтой о броске на Юг. Опыт (не скажу истории — и для тех, и для других она чужда, они герои чужой истории) подсказывает,, что это фатально безнадежные, а ныне, вероятно, и вовсе катастрофические ориентиры. В какой-то степени игнорирование исторического опыта можно объяснить комплексом всечеловека, готовностью служить миру и приносить себя ему в жертву (одержимость пролетарским интернационализмом, а теперь и общечеловеческими ценностями) и традиционной ленью-нелюбопытством. Есть, однако, и более основательные, вполне материальные причины: крайняя неразвитость внутренних геополитических скреп (коммуникационной инфраструктуры) и гипертрофия внешних связей-коммуникаций. Собственный опыт свидетельствует, что по московскому телефону легче дозвониться до Ковентри, чем до Ступина.
Так что же дальше? Куда помчит теперь Русь при такой конфигурации геополитических связей и всечеловеческо-жертвеннои лености нашего сознания? Есть ли возможность новых путей?
Обретение себя
Перспективы есть, но они требуют огромного волевого напряжения. Нам нужно перестать, наконец, быть детьми или подростками и обрести себя. Это, значит, прежде всего уверенность в себе, чувство достоинства и знание своего блага (интереса). Требуется напряженная и многолетняя деятельность по переработке мешающих нам духовных комплексов в позитивный источник' творчества. Ни в коем случае не отказ ни от всечеловечества, ни от соборности, ни даже от лени и знаменитого русского «авось»: если их уничтожать или вышвыривать за дверь, они пролезут в окно, представ в еще более вульгарной мутации. Требуются их переосмысление и переработка, сохранение достоинств и обращение недостатков в достоинства.
Ключевое значение имеет разрешение духовных проблем. Однако ему должно сопутствовать и решение геополитических задач. Самая острая среди них — преобразование уродливой геополитической инфраструктуры. Для этого, однако, требуется новый взгляд на отечественную геополитику. Таким взглядом может стать концепция «острова
России» с учетом ее исторических предвосхищений, включая мономаховскую стратегию защиты и внутреннего развития Руси, филофеевскую идею самодостаточного и всеторжествующего Третьего Рима, гор-чаковскую политику сосредоточения России, неэкспансионистские версии евразийства.
Подобный поворот неизбежно вызовет обвинения в изоляционизме. Однако изоляционизм изоляционизму рознь. Одно дело непродуктивная и бесперспективная самоизоляция, совсем другое — самозащита от напора новаций, которые в данный момент не могут быть переработаны и усвоены в полной мере. Так самоизолировалась и «окуклилась» токугавская Япония, чтобы два с лишним века дозревать и накапливать силы для европейского вызова. России, вероятно, не требуется столь радикальное «окукливание». Достаточно будет отказаться от искушения облагодетельствовать человечество, от стремления преподать урок всему миру. Потребуется всего лишь обратиться к своим собственным проблемам, заняться ими основательно, всерьез и надолго. В геополитическом же отношении необходимо разработать и осуществить современную версию мономаховской стратегии, первые контуры которой представлены в образе «острова России».
Принятие идеи «острова России» предполагает прежде всего переосмысление и трезвую оценку ее внутренней, островной геополитики. Предложенная в настоящей статье предварительная схема, конечно, неполна и приблизительна. Это лишь первый эскиз, требующий уточнения, пересмотра и критической проработки. Можно надеяться, что такой нелегкий труд поможет осуществить назревающее преображение России: соединение геополитических пластов и прочтение логики их смены позволят открыть внутреннюю, собственную историю России. По сути дела, метания Руси, о которых писал Гоголь, не просто соединили пространства, но и времена. Только на первый взгляд Ось Истории кажется неподвижной. Пространство-время России-Евразии включает пору между великими переселениями народов, доказавших проходимость и связанность евразийских просторов, и включением Евразии в глобальную мир-систему, что показало доступность Сердцевины Земли воздействию ветров внешней истории. Эта полутора-тысячелетняя пора эквивалентна мировой истории и воспроизводит ее в ярком и концентрированном виде. Тем самым Ось Истории из неподвижного ока мирового вихря-коловращения становится осью-стержнем, соединяющей предысторию со стержнем современного постисторического развития26.
У Руси есть шанс дать ответы на множество заданных ею вопросов и соединить их в замечательную поэму. Для этого требуется не так уж много: переплавить нашу лень и нелюбопытство в спокойную уверенность и труд по соединению времен и пространств.
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12, ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 1995. № I
ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА
Дж. Сартори*