Цель и учебные задачи дисциплины
Российская Федерация
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Орловский государственный университет
Рабочая программа
По дисциплине
ИСТОРИЯ
Учебных недель в семестре 17 недель
учебных часов: лекций 17
семинарских занятий 28
самостоятельная работа студентов 56
экзамен – 1-й семестр.
Специальность: 030101 – философия
Квалификация – бакалавр философии
Преподаватель:
Профессор,
Доктор исторических наук
Е.Е. Щекотихин
Орел 2013
Российская Федерация
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Орловский государственный университет
Рабочая программа
По дисциплине
ИСТОРИЯ
Учебных недель в семестре 17 недель
учебных часов: лекций 17
семинарских занятий 28
самостоятельная работа студентов 56
экзамен – 1-й семестр.
Специальность: 030102 – Социология
Квалификация – бакалавр социологии
Преподаватель:
Профессор,
Доктор исторических наук
Е.Е. Щекотихин
Орел 2013
Российская Федерация
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Орловский государственный университет
Рабочая программа
По дисциплине
ИСТОРИЯ
Учебных недель в семестре 17 недель
учебных часов: лекций 17
семинарских занятий 28
самостоятельная работа студентов 56
экзамен – 1-й семестр.
Специальность: 030102 – ФКС
Квалификация – тренер, преподаватель физкультуры
Преподаватель:
Профессор,
Доктор исторических наук
Е.Е. Щекотихин
Орел 2013
Российская Федерация
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Орловский государственный университет
Рабочая программа
По дисциплине
ИСТОРИЯ
Учебных недель в семестре 17 недель
учебных часов: лекций 17
семинарских занятий 28
самостоятельная работа студентов 56
экзамен – 1-й семестр.
Специальность: 030102 – ДиПО
Квалификация – документоведение и педагогическое образование
Преподаватель:
Профессор,
Доктор исторических наук
Е.Е. Щекотихин
Орел 2013
СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ИСТОРИИ
Со времени утверждения Государственного образовательного стандарта по отечественной истории прошло семь лет. Все эти годы кафедра отечественной истории Орловского государственного университета работала над совершенствованием данного курса и методики его преподавания- Накопленный опыт позволяет признать ныне действующий стандарт оптимальным и творчески использовать его при изучении курса отечественной истории. Приводим ниже содержание образовательного стандарта: «ГСЭ.Ф.ОЗ. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. .Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византипско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII– XV вв. Русь и Орда; проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого Российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становлении индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIXв. и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Нэп. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ.
НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993 -1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации»
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «История» является одной из дисциплин цикла «Гуманитарные и социально-экономическое дисциплины». В рамках нее изучается общий курс истории России с древнейших времен и до наших дней. B рамках этой дисциплины изучаются ключевые проблемы и аспекты отечественной истории в контексте с историями соседних стран, дается общее представление студентам об историческом пути России, ее взаимосвязях с другими странами и государствами, в контексте мировой истории и культуры. При изложении курса используются элементы цивилизационного подхода, знакомство с концептуально-теоретическими основами проблем истории России, заостряется внимание на спорных проблемах истории России с изложением сущности различных точек зрения.
Изучение предмета «История» осуществляется на первом курсе. Его изучение базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе школьного обучения по предметам: «История России», «Всемирная история», «Обществознание».
Краткая характеристика дисциплины, ее особенности:
Учебная программа курса «История» составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и «Положением об учебных программах в Орловском государственном университете». При ее разработке авторы руководствовались требованиями к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Суть этих документов, определяющих требования к минимуму содержания и уровню подготовки студентов, а также основные направления изучения учебного курса, полностью отражена в соответствующих темах данной учебной программы.
Учебная программа предоставляет возможность всем обучающимся в Орловском государственном университете получить необходимый минимум исторических знаний, предусмотренных государственными стандартами специалитета в вузах России. История входит в инвариативную часть базисного учебного плана высших учебных заведений Российской Федерации.
С учётом времени, отводимого на изучение истории, главное внимание в программе уделяется лишь основным историческим эпохам. Приоритетное место отводится истории нашей Родины, которая рассматривается в контексте всеобщей истории.
Настоящая учебная программа предназначена для использования на дневном, заочном и вечернем отделениях университета. Она также может быть полезной для преподавателей во время проведения занятий по истории России на «нулевом курсе» Орловского государственного университета.
Цель и учебные задачи дисциплины
Дисциплина «История» относится к «Гуманитарному, социальному и экономическому циклу»
Цель дисциплины - сформировать у студентов комплексное представление об истории России, культурно-историческом своеобразии нашей страны,ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачи курса заключаются в развитии знаний, умений и навыков личности, которые позволяют:
S сформировать понимание гражданственности и патриотизма, как преданности своему Отечеству, побуждать к стремлению своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;
S выявлять закономерности исторического процесса; места человека в историческом процессе и в политической организации общества;
S осуществлять воспитание нравственности, морали современного российского студента;
S понимать многообразие культур и цивилизаций, рассмотреть их взаимодействие и многовариантность исторического процесса;
S понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
S сформировать способность работы с разноплановыми источниками, к эффективному поиску информации и критическое отношение к источникам;
S прививать навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствоваться принципами научной объективности и историзма;
S научить логически мыслить, вести научные дискуссии;
S выработать творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.