Модельный (типовой) закон ЮНСИТРАЛ

По мере развития общества и особенно рыночных отношений постепенно формировались принципы, методы закупок, создавалась нормативно-правовая база. Наибольший вклад в процесс регламентации и унификации тендерной деятельности на международном уровне внесли ведущие международные организации, которые разработали принципы и правила осуществления закупок. Среди них ВТО, Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Всемирный банк (ВБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная федерация инженеров-консультантов (ФИДИК). Все перечисленные организации базировались на схожих принципах: обеспечение открытости и справедливости процедур закупок; привлечение максимального количества участников; обеспечение максимальной эффективности и экономичности закупок.

В силу различий сфер регулирования, лишь «Соглашение о правительственных закупках» ВТО и Типовой (модельный) закон о закупках товаров (работ) и услуг, принятый ЮНСИТРАЛ, регламентируют проведение закупок «закупающими организациями», под которыми понимаются госзаказчики или уполномоченные ими юр. лица (МБРР и ЕБРР осуществляют закупки по своим проектам). Именно положения Типового закона ЮНСИТРАЛ (1994г.) использовались при разработке национальных законодательств в области госзакупок.

Типовой закон о закупках – это не закон прямого действия, он носит рамочный характер и может служить лишь образцом для государств. Закон определил цели, общие правовые и экономические принципы размещения заказов, область его применения, виды и понятие конкурсных процедур, рекомендуемых к применению, порядок их проведения и др. В результате появились четкие и последовательные процедуры, которыми сегодня пользуется большинство стран. Применение единых стандартных правил и процедур позволяет всем участникам при осуществлении конкретных проектов четко представлять свои действия, действия партнеров, а освоив их единожды, применять в любом другом конкурсе.

Типовой закон и сегодня продолжает оставаться образцом и возможным базисом для нац. законодательств. Вместе с тем Типовой закон до сих пор дополняется и совершенствуется. Так, в настоящее время Комиссия ЮНСИТРАЛ приняла решение о внесении изменений в Типовой закон о закупках товаров (работ, услуг) по вопросу использования электронных средств в процессе закупок.

Участники госзакупок

Участником признается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель:

представившее предложение, - в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (за исключением процедуры запроса ценовых предложений на государственную закупку, сведения о которой составляют государственные секреты);

получившее индивидуальное приглашение к участию в процедуре государственной закупки, - в случае проведения закрытого конкурса, а также процедуры запроса ценовых предложений на государственную закупку, сведения о которой составляют государственные секреты; получившее приглашение к заключению договора, - в случае проведения процедуры закупки из одного источника.

Участие юридических или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в процедурах государственных закупок может быть ограничено только в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 5, статьями 16 и 31 настоящего Закона, пунктами 11 и 12 приложения к настоящему Закону.

Участником не может быть:

- организатор в проводимой им процедуре государственной закупки;

- эксперт в процедуре государственной закупки, к организации или проведению которой он привлекается для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

- юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали заказчику (организатору) услуги по организации проводимой процедуры государственной закупки, а также физическое лицо, которое оказывало заказчику (организатору) такие услуги;

юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), и индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности;

юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, признанные в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;

- поставщик (подрядчик, исполнитель), договор с которым расторгнут по соглашению сторон, - в процедуре государственной закупки товара (работы, услуги), являвшейся предметом расторгнутого договора;

структурное подразделение заказчика (организатора).

Наши рекомендации