Правовое регулирование методов проведения закупок в Республике Беларусь

Основные принципы и положения формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд закреплены в Законе «О поставках товаров для государственных нужд», принятом в 1993г., и постановлении Кабинета Министров от 13.06.1994 № 437 «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд» (в редакции постановления СМ РБ от 07.12.06 №1632).

И хотя Закон «О поставках товаров для государственных нужд» содержал требования о необходимости конкурсного размещения заказов, институт проведения массовых закупок для госнужд на конкурсной основе фактически начал формироваться значительно позже. Постепенно область применения конкурсных закупок в РБ расширилась. Хорошо зарекомендовав себя в качестве оптимальной основы для обеспечения республиканских государственных нужд, конкурсные закупки распространились и на закупки за счет местных бюджетов, а затем и для организации снабжения коммерческими структурами.

Основу действующего законодательства РБ об обеспечении государственных нужд составляют нормы Гражданского кодекса (ГК), которые определяют понятие госнужд «как определяемые в установленном порядке потребности РБ или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования». ГК появился в те годы, когда шел процесс приватизации госсобственности, а система конкурсных закупок только зарождалась. Поэтому соответствующие статьи ГК отражают принципы торгов по продаже имущества и мало учитывают специфику конкурсов по закупке товаров, работ и услуг. Однако и в таком виде они вполне применимы и для организации конкурсов.

Как уже отмечалось, процесс закупки включает ряд последовательных этапов, среди которых:

• формирование заказов на поставки, работы, услуги;

• размещение заказов и заключение контрактов;

• исполнение контрактных обязательств.

Каждый из этапов регулируется собственным законодательством. Так, формирование заказов на поставку продукции для республиканских государственных нужд регулируется Законом о поставках товаров для гос. нужд и постановлением СМ № 437. Состав гос. нужд (перечень госнужд и госзаказчиков) является составной частью прогноза социально-экономического развития РБ и проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год, составляется ежегодно и уточняется в процессе рассмотрения и утверждения республиканского бюджета на плановый период. Что касается коммерческих структур, то для них формирование заказов на поставку материально-технических ресурсов, оборудования определяется действующим экономическим механизмом и отражается в бизнес-плане.

Вопросы, связанные с заключением и исполнением контрактных обязательств, регулируются Гражданским кодексом. Договоры на госзакупки подлежат регистрации в Министерстве финансов и вносятся в реестр таких договоров.

Сегодня размещение государственных закупок, а также закупок, проводимых организациями государственной формы собственности и хозяйственными обществами, в числе акционеров (участников) которых присутствует государство, находится под пристальным вниманием органов госуправления и контролирующих органов. Основными нормативными актами, регулирующими такие закупки, являются: Указ Президента РБ от 17.11. 2008 № 618 «О государственных закупках в РБ» и постановление СМ РБ от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок». Положение разработано в соответствии с законодательством РБ, базируется на общепринятых нормах международного права и устанавливает общие правовые и экономические принципы, формы и процедуры закупок, в том числе и для республиканских государственных нужд.

От 13.07.2012 №419-3 Закон РБ «О гос. закупках товаров (работ, услуг)» Принят Палатой представителей 27 июня 2012 года, одобренен Советом Республики 29 июня 2012 года. Отправлен на доработку.

13. Закон Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”

С 1 января 2013 г. начался новый этап государственного регулирования государственных закупок в связи с принятием Закона РБ "О государственных закупках". Закон о госзакупках состоит из 9 глав и 63 статей. В нем определены основные термины, компетенция государственных органов в области государственных закупок, а также заказчиков и организаторов процедур государственных закупок, виды процедур государственных закупок и условия их применения, порядок организации и проведения всех видов процедур закупок, а также система обжалования.

Основные новации Закона:

• Объем (количество) товаров (работ, услуг), являющихся предметом одной процедуры закупки, определяется исходя из потребности в нем, предусмотренной годовым планом. Поставщики редко соглашаются заключить договор о государственной закупке, обеспечивающий годовую потребность в товаре (работе, услуге) на фиксированных заказчиком (организатором) в документации процедуры закупки ценовых условиях. В связи с этим Закон по-иному, нежели законодательство, которое применялось ранее, определяет порядок формирования предмета государственной закупки. Так, объем (количество) однородных товаров (работ, услуг), составляющих предмет государственной закупки, не может быть менее квартальной потребности в них, предусмотренной годовым планом.

• Сформирован новый подход к определению понятия однородных товаров (работ, услуг): под ними Закон понимает товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Промышленная и сельскохозяйственная продукция».

•  Закон предусматривает ведение уполномоченным государственным органом по государственным закупкам открытого информационного ресурса, которым является список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

• Законом вводится новый порядок размещения информации о государственных закупках, к которой обеспечивается открытый и свободный доступ. Нововведения касаются в первую очередь определения дополнительных информационных ресурсов для размещения данной информации. Такими ресурсами Закон определяет электронные торговые площадки, обеспечивающие проведение процедуры государственной закупки путем электронного аукциона

• Законом прописывается порядок обеспечения прав законных интересов лиц при проведении процедур государственных закупок.

Наши рекомендации