Роль актов МО и актов международных конференций в межденурадно-правовом регулировании

Источники - это внешняя форма выражения норм МП. В МП нет единого документа, в котором бы перечислялись все источники МП.

Традиционные: международный договор, международный обычай.
П.1 ст.38 Статута международного суда: международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Международный обычай всегда содержит одну норму, нет чётких словесных формулировок.
Ст.2 Венской конвенции 1969 г.: международный договор – это международное соглашение, заключаемое государствами в письменной форме и регулируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от наименования.
Международный договор может заключаться в устной форме, но положения Венской конвенции 1969 г. регламентируют порядок создания, действия, действительности только письменных договоров. Международный договор может заключаться не только государствами, но и другими субъектами МП. Договор может называться конвенцией, соглашением, пактом, хартией, уставом.
Международный договор – основной источник МП. Его форма позволяет чётко сформулировать права и обязанности сторон; договором урегулированы все области международных отношений; международный договор обеспечивает эффективное взаимодействие и согласование норм МП и внутригосударственного права.
Международный договор и международный обычай равны по юридической силе.
Акты международных организаций – акты, принимаемые органами международных межправительственных организаций. Распространенное наименование – резолюция, декларация, план, программа. Это акты, принимаемые в рамках созываемых международных конференций. Такие конференции могут создаваться:
- Для разработки МД (дипломатические конференции) – акт, в котором фиксируется принятие МД. Носит разовый характер, источником МП будет договор.
- Для обсуждения выполнения ранее принятого МД. По результатам принимается заключительный акт.
- Для обсуждения новых проблем, которые ещё не урегулированы нормами МП.
Акты международных конференций – декларация, план, программа, заключительный акт.
1 т.з.: Сторонники признания за данными актами качества источников МП
1. те, которые содержат новые нормы МП
2. если за принятие этого акта проголосовало большинство присутствующих государств.
Например, Всеобщая Декларация прав человека (акт Генеральной Ассамблеи ООН) 1948 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г.
2 т.з.: В таких актах содержится авторитетное мнение, позиция государств в это время. Содержащиеся в актах положения могут впоследствии стать нормами МП в результате практики государств.

Международной договор (МД) и международный обычай(МО)-источники международного права.

Международный договоропределяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах)

Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или только между другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.

Международный обычай

Характеристика этого источника международного права дана в упомянутой выше ст. 38 Статута Международного Суда ООН: международный обычай— «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение. Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, — это традиционное основание признания обычая как источника права (таково, например, становление в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств). Однако возможно рождение обычая в качестве источника права в короткий промежуток времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами свободы использования космического пространства, позднее получившей договорное закрепление).

Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулировками правил, однако это ни в коей мере не свидетельствует о «призрачности» обычая. Он фиксируется во внешнеполитических документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке, обретая зримые очертания, хотя и не столь формализованные, как в договоре, ввиду чего уяснение его содержания является более сложным и противоречивым.

Международное право не дает оснований для предположения о различной юридической силе обычая и договора в пользу договора. Договор и обычай в равной мере обязательны для тех государств (субъектов вообще), на которые они распространяются.

Поскольку при переходе от обычая к договору новый источник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств, типичны ситуации, когда по одному и тому же вопросу применяются одновременно оба источника — и международный договор, и международный обычай, но каждый применительно к «своей» группе государств. Например, правила, регламентирующие дипломатические иммунитеты, проистекают из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.

При этом во многих договорах формулируется положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах. Так, в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях подтверждается, что «нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции».

При сопоставлении договора и обычая как источников международного права следует иметь в виду, что договор концентрирует определенную совокупность тематически однородных норм, а обычай — это почти всегда одна норма, вследствие чего понятия обычая как нормы и обычая как источника права переплетаются.

(http://www.aup.ru/books/m232/3_2.htm ) -ДОП. ИНФОРМАЦИЯ, ДЛЯ ОСОБО ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ!

Наши рекомендации