Основные права и свободы человека и их классификация. Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств.
Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств.
1) В зависимости от сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности.
а) Гражданские (личные) права - совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.
б) Экономические права - правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. К ним относят право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д.
в) Политические права - возможность участия граждан в управлении государством и обществом. К ним относят право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.
г) Социальные права - отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. К ним относят право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.
д) Культурные права - влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. К ним относят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.
е) Экологические права - призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. К ним относят право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.
ж) Информационные права - от их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. К ним относят свободу мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.
2) В зависимости от соподчиненности
а) основные (участвовать в управлении обществом и государством)
б) дополнительные (избирательное право);
3) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству
а) права российских граждан,
б) иностранных граждан,
в) лиц с двойным гражданством
г) лиц без гражданства;
4) в зависимости от степени распространения
а) общие (присущие всем гражданам)
б) специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);
5) в зависимости от характера субъектов
а) индивидуальные (право на жизнь, труд и т. п.)
б) коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);
6) в зависимости от роли государства в их осуществлении
а) негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду)
б) позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);
7) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности:
а) права в сфере личной безопасности и частной жизни;
б) права в области государственной и общественно-политической жизни;
в) права в области экономической, социальной и культурной деятельности.
98. Англосаксонская правовая система: генезис и особенности.
В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла 4 главных этапа:
1) до 11 в. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;
2) 11-15 вв. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны. Появляются королевские разъездные судьи, которые решают дела с выездом на места от имени Короны – их решения брались за основу при рассмотрении др. судебными инстанциями =>общее право (прецедентное право). В решении судебных споров принимали участие присяжные - свободные граждане из числа местных жителей, которые чаще всего не знали прецедентов и актов королей, но знали свои обычаи и традиции.
3) 15-19 вв. - нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего «права справедливости» (не по прецеденту, а через обжалование по справедливости у короля через лорда-канцлера, который впоследствии стал самостоятельным судьей), исходя из принципов справедливости. Постепенно право справедливости становится правом прецедентным, различия между двумя системами становятся непринципиальными;
4)19 в.. - наши дни - в результате судебной реформы судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.
В настоящее время происходит активный законодательный процесс и унификация права, возрастает значение закона среди других источников права – сближение с Романо-германской ПС. Наблюдается постепенное сближение названных правовых систем.
Прецедентное право Англии повлияло на правовое развитие США, Индии, Австралии, Канады и др.стран.
Признаки:
1. основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
2. ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;
3. на первом месте находятся права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;
4. нет кодифицированных отраслей права;
5. отсутствует классическое деление права на частное и публичное;
6. широкое развитие статутного права, а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
7. юридические доктрины, как правило, носят прикладной характер.
Источники.
1) судебный прецедент, создаваемый только высшими суд инстанциями: палатой Лордов, Аппеляционным Судом и Высоким Судом - ему должны соответствовать др решения. Оно имеет императивный характер, т.е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом, а также созданным ею самой.Англичане предпочитают не формулировать в своих судебных решениях правила общего характера, у них существует презумпция неприменения широких правовых принципов. В основе суждений, заключений по делу лежит анализ частного случая, казуса. Судья «примеривает» конкретный случай не к уже готовой норме, а к ранее происшедшему казусу, имеющему правовое значение случаю, и устанавливает их сходство, подобие, после чего выносит заключение об относимости прецедента к рассматриваемому им делу или их несовпадении.Судебный прецедент - определенная часть судебного решения по конкретному делу. Английские юристы относят к прецедентной норме (эти два элемента составляют сущность решения):
а) юридическое заключение по делу
б) аргументацию, мотивировку решения.
2) закон (статут) -правила поведения общего характера (как и в романо-германской системе). Классификация:
а) по сфере действия
i) публичныезаконодательные акты -распространяются на неопределенный круг субъектов и действуют на всей территории Великобритании,
ii) частные - распространяются на отдельных лиц и территории.
б) делегированное законодательство - Парламент может делегировать свои полномочия по принятию НА др. субъектам (королеве. министерствам, правительству);
в) автономное законодательство - акты местных органов власти, действующие на соответствующей территории, некоторых учреждений, организаций (англиканской церкви, профсоюзов, железнодорожных, строительных, транспортных, газовых компаний, юридического общества и т.п.).
Статут имеет преимущество перед прецедентом, т.к. может его отменить, своеобразие – закон реализуется не самостоятельно, а через прецеденты, т.е. прежде чем стать действующим закон должен «обрасти» конкретизирующими его судебными решениями.
3) обычай – связан с участием присяжных, принимающих решение ориентируясь на обычаи, традиции, а не на право.
4)юридическая доктрина (наука) – некоторые литературные источники имеют повсеместное признание и используются при решении дел (руководства по общему праву). Например, "Институция" Кока, как признают сами английские юристы, цитируется в судах чаще, чем любой другой сборник прецедентов. Современные научные руководства в качестве первичных источников не выступают.
Структура англосаксонского права. В английском праве нет классического деления на публичное и частное. Вместо этого исторически сложилось его подразделение на общее право и право справедливости.Прецедентные нормы представляют собой казусы, которым присущи свои структура и особое содержание. К сфере действия права справедливости относятся споры о недвижимости, отношения доверительной собственности, дела о торговых товариществах, о банкротстве, наследовании. К предмету общего права – уголовно-правовые дела, договорное право, институты гражданско-правовой ответственности и некоторые другие. Однако жесткого раздела нет, и в настоящее время отдельные понятия, институты перекочевывают из одной сферы в другую либо являются общими для обеих
99. Романо-германская правовая система: генезис и особенности.
Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла 3 главных этапа:
1) до 12-13 в. право в Европе представляло собой сумму норм обычного права, архаические способы решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д.
2) 12-13 вв. заимствование римского права странами континентальной Европы. Основанием стали развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы не соответствовали принципам самоуправления свободных, «вольных» городов. Им потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений. Социально-культурные предпосылки заимствования - развитие образования, искусства, культуры подготовило почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, понятий, конструкций. Важную роль в этом процессе сыграли университеты, где проходили изучение оригинальных римских текстов (школа глоссаторов).
3) в 16-18 вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы. В результате становления наций и национальной государственности общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.
В настоящее время демократические традиции романо-германского права дополнились идеями создания Евросоюза, что ведет к правовой интеграции стран, сближению и унификации их правовых систем.
Особенности:
1) романо-германская норма права - общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами. Главной особенностью этой нормы выступает обобщенный, абстрактный характер. Законодатель обычно формулирует ее как социальную модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенного («от» и «до»), не прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения.
2) романо-германские нормы имеют системно-иерархический характер, образуют взаимосвязанные комплексы соподчиненных с точки зрения юридической силы и социальной значимости положений, среди которых выделяются «главные» и второстепенные, менее значимые правила. Данное обстоятельство существенно облегчает юристам романо-германской системы поиск и применение действующих законов. Негативные черты: чем более общей является норма, тем труднее ее применять на практике. Возникает серьезная проблема ее конкретизации и толкования. Для этого используется множество приемов, способов толкования, позволяющих уточнить волю законодателя;
3) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;
4) писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;
5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;
6) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);
7) деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;
8) правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
9) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;
10) особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.
Источники.
1) Закон– принимается парламентами, обладает высшей юридической силой и распространяется на всю территорию государства, на всех его граждан, выражает волю большинства, социально справедлив. Закон имеет приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, внутригосударственные договоры. При закреплении обычая или доктрины в тексте закона они становятся его частью, содержанием.Подразделяются на
а) конституционные - предметом регулирования являются наиболее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура, организация государственной власти. Во всех странах системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным. Для конституционных законов предусмотрен особый порядок их отмены, изменения, предполагающий согласие на то квалифицированного большинства депутатов.
б) обычные (текущие), среди них важное место занимают кодексы.
2) Подзаконные акты.Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Часть из них имеет делегированную природу, и их значение, роль в правовом регулировании определяются полномочиями издавших их органов. Другие решения принимаются по инициативе самих исполнительно-распорядительных органов.
3) Обычай– как самостоятельный источник права обычай выполняет второстепенную роль, выступая в качестве дополнения к закону, однако в законах закреплена возможность его использования для восполнения пробелов законодательства.
4) Судебная практика – уточняет положения закона (иногда идет с ними в разрез). Подобного рода решения вырабатываются, как правило, высшими судебными инстанциями и конституционными судами стран системы. В силу места и роли этих инстанций в судебной иерархии все нижестоящие судебные органы обязаны следовать сформированной ими практике разрешения дел конкретных категорий под угрозой отмены иных решений. Таким образом, создаются своеобразные судебные нормы - правоположения судебной практики. Эти правоположения публикуются в судебных сборниках, приобретают широкую известность и становятся частью правовой системы.
Структура.
1. Деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы - (конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, и т.д.). Частное право опосредствует между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.
2. Последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам.