Религиозная правовая система на примере мусульманского права

Мусульманское право возникло как часть шариата (сис­тема предписаний верующим в Аллаха), представляю­щего собой важнейший компонент исламской рели­гии.

1) История мусульманского права начинается с пророка Му­хаммеда, жившего в 570. Мухаммед от имени Алла­ха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулиро­вались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухамме­да. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и пра­ва. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульман­ской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они форму­лировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым ха­лифом.

2) В 8-10 вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи - кади. В этот период зарождаются главные ветви ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкова­ния Корана формулируется множество новых предпи­саний.

3) К концу 10 в. мусульманское право канонизирова­лось. Наступил «век традиций», пери­од действий согласно установившимся правовым нор­мам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источ­никах нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться при­нятой населением страны ветвью.

4) К 13 в. мусуль­манское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным. Подоб­но романо-германскому праву периода кодификации оно стало правом национальным.

5) Дальнейшее развитие мусульманской правовой док­трины шло по пути последовательного устранения внут­ренних противоречий, несогласованностей, существовав­ших в рамках той или иной ветви, а также создания общих положений, принципов, единых для всех мусуль­манских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, строй­ность и значительно повысили его регулятивный потен­циал.

6) В 19 в. становление законода­тельства в качестве самостоятельного источника норма­тивного регулирования привело к постепенному вытес­нению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему.

7) Со второй половины 19 в. происходит ак­тивное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в от­дельных арабских странах (например, в Турции) прак­тически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусуль­манское право сохранилось в отдельных сферах соци­альных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Паки­стан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей.

Особенности.

· главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать. Право бесспорно и абсолютно, его нельзя отменить или изменить;

· источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

· нормы не являются управомачивающими или запрещающими, в их основе лежит долг

· весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

· особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

· отсутствует деление права на частное и публичное;

· нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

· судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

Источники.

1) Коран- внешне это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тыс. корот­ких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, единым началом. Сами текс­ты представляют собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и обстоятельствам и собранные впоследствии в одно произведение. Лишь незначитель­ная их часть затрагивает вопросы правовых взаимоот­ношений мусульман, а также других верующих, боль­шинство же стихов посвящено вопросам религии и ис­ламской нравственности. Большое воздействие на этот источник религиозно-правовой мысли оказали более древние доктрины - христианство и иудаизм - главным образом через Пятикнижие (Тору), Талмуд. Коран был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права.

2) Сунна – сборник преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Как и Коран, сунна содержит мало норм юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения.

3) Иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. Факти­чески от имени общины выступают наиболее сведущие юристы, теологи, которые и выносят единогласное ре­шение

4) Кийяс – решение по аналогии, но анализируется религиозная идея, имеющая абсолютный, вневременной и неоспоримый характер. Кийяс не является продолжением, частью первоначальной нормы или казуса, а потому образует отдельный источник Права.

5) Закон (нормативно-правовой акт) – существует как вторичный источник права. В нем могут содержаться нормы, не только допол­няющие, конкретизирующие положения первичных ре­лигиозно-правовых документов, но и идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограниче­нии брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций).

6) Религиозно-правовая доктрина. В отдельные периоды истории, напри­мер в 8-10 вв., она получала официальное призна­ние, легализацию и выступала в качестве формы права, в другое время, как и сегодня, она уходила на второй план и оформлялась через иджму, кийяс, закон. Но в любом случае эта доктрина была и остается корневой системой мусульманского права.

7) Обычай- если, он не имеет религиозных оснований, то не относится к праву и не рассматривается как его источник. Однако когда отношения оказываются нерегламентированными пра­вом, не обеспечиваются юридически, обычай может выступать их регулятором.

Наши рекомендации