Б3.Б.1 Теория государства и права
_________________________________________________________
(индекс и наименование дисциплины (модуля), в соответствии с учебным планом)
по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
_______________________________________________________________
(код и наименование направления подготовки)
Государственно-правовой
_______________________________________________________________
направленность (профиль)
бакалавр
_______________________________________________________________
Квалификация
очная, заочная
________________________________________________________________
форма(ы) обучения
Барнаул, 2016 г.
Автор(ы)–составитель(и):
Профессор, д.ю.н. Васильев А.А. ______________________________________ ______________________ _______________
(ученое звание, ученая степень, должность) (подпись) (Ф.И.О.)
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой
Теории и истории государства и права _____________________________________________________________________________
( наименование кафедры)
Протокол от «____»_________ 201___ г. № _____
Заведующий кафедрой
Теории и истории государства и права _________________ Шмидт Т.Н. (наименование кафедры) (подпись) (Ф.И.О.)
Оглавление
1. Цель и задачи дисциплины.. 4
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине. 4
3. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5
4. Объем дисциплины.. 5
5. Содержание и структура дисциплины.. 6
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 11
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 39
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 45
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 52
9.1. Основная литература. 52
9.2. Дополнительная литература. 52
9.3. Нормативные правовые документы. 53
9.4. Интернет-ресурсы, справочные системы. 53
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины.. 54
1. Цель и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины «Теория государства и права» является овладение студентами как основополагающими, так и узкоотраслевыми правовыми знаниями. Каждый юрист, независимо от того, где он работает – в суде, адвокатуре, прокуратуре либо ином государственном или общественном учреждении /предприятии/ – постоянно оперирует в своей практической деятельности данными науки теории государства и права. Знание закономерностей, выявленных этой наукой, позволяет осуществлять правотворческий и правоприменительный процессы.
Задачамиосвоения дисциплины «Теория государства и права» являются:
- обеспечить эффективное усвоение студентами системы знаний о государстве и праве, их сущности, назначении, признаках, формах, закономерностях происхождения, функционирования и развития;
- выработать умение мыслить юридическими категориями;
- правильно толковать и применять юридические нормы;
- юридически грамотно оценивать различные жизненные ситуации.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Таблица 1.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине |
ОК-3 | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | Знать: З-ОК-3.1 характерные особенности современного этапа развития теории государства и права |
Уметь: У-ОК-3.1 применять основные принципы и законы развития общества в юридической деятельности | ||
Владеть: В-ОК-3.1 навыками обобщения, восприятия информации и постановки необходимых целей в юридической деятельности | ||
ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Знать: З-ПК-2.1 значение и виды принципов права З-ПК-2.2 виды правосознания, уровни правовой культуры |
Уметь: У-ПК-2.1 осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления, правовой культуры | ||
Владеть: В-ПК-2.1 юридической терминологией, без овладения которой невозможно глубокое и последовательное изучение других отраслевых юридических дисциплин | ||
ПК-15 | способен толковать различные правовые акты | Знать: З-ПК-15.1 приемы, способы и правила применения и толкования норм права |
Уметь: У-ПК-15.1 планировать и осуществлять деятельность по квалификации отношений, толкованию и применению коллизионных норм | ||
Владеть: В-ПК-15.1 навыками применения и толкования права | ||
ПК-17 | способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне | Знать: З-ПК-17.1 мировоззренческие и методологические основы юридического мышления, место теории государства и права в системе социальных и юридических наук З-ПК-17.2 методологию теории государства и права |
Уметь: У-ПК-17.1 использовать методологию теории государства и права, методологические основы юридического мышления, в целях качественного преподавания юридических дисциплин | ||
Владеть: В-ПК-17.1 навыками применению методологии теории государства и права, методологических основ юридического мышления, в целях качественного преподавания юридических дисциплин | ||
ПК-19 | способен эффективно осуществлять правовое воспитание | Знать: З-ПК-19.1 формы и методы правового воспитания |
Уметь: У-ПК-19.1 определять эффективные формы и методы правового воспитания | ||
Владеть: В- ПК-19.1 навыками правового воспитания |
3. Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина Б3.Б.1 «Теория государства и права» относится к базовой части профессионального цикла ОП ВО направления подготовки «Юриспруденция». Данная дисциплина изучается на очной форме обучения в 1 семестре, 1 курс; на заочной форме обучения 2 курс.
Содержательно-логические связи | |
на которые опирается содержание данной дисциплины, практики | для которых содержание данной дисциплины, практики, выступает опорой |
среднее образование | Все дисциплины профессионального цикла Б4.У учебная практика – 5 семестр, 3 курс Б4.П производственная (преддипломная) практика - 8 семестр, 4 курс ГИА -8 семестр, 4 курс. |
4. Объем дисциплины
Таблица 2.
Объем дисциплины
Вид учебных занятий и самостоятельная работа | Объем дисциплины (модуля), час. | |||||||||||||||||
Всего | Семестр (триместр), курс3 | |||||||||||||||||
Очная форма обучения | ||||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | ||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | ||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | ||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | ||||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | ||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | форма | Экзамен | Э | |||||||||||||||
час. | ||||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | 288/8 | |||||||||||||||||
Заочная форма обучения | ||||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | ||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | ||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | ||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | ||||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | ||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | форма | Экзамен | Э | |||||||||||||||
час. | ||||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | 288/8 | |||||||||||||||||
Примечание: 3 – семестр – для очной, курс – для заочной формы обучения.
5. Содержание и структура дисциплины
Таблица 3.
Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование тем (модулей) | Содержание тем (разделов) | Коды компетенций | Коды ЗУН (в соответствии с табл. 1) | ||
Модуль 1. Методологические основания теории государства и права. Происхождение государства и права | Тема 1.1 Предмет и метод теории государства и права | Понятие юридической науки. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе наук, изучающих государство и право. Функции науки теории государства и права. Методология теории государства и права. Теория государства и права как фундаментальная юридическая наука и как базовая учебная дисциплина. | ОК-3 | З-ОК-3.1 У-ОК-3.1 В-ОК-3.1 | ||
Тема 1.2 Происхождение государства и права | Власть и нормы в первобытном обществе. Основные теории происхождения государства и права. Признаки, отличающие государство от организации общественной власти первобытного общества. Типичные и уникальные формы возникновения государственности у разных народов. Закономерности исторического движения и функционирования государства. | |||||
Модуль 2. Теория государства | Тема 2.1 Понятие государства | Разнообразие подходов к определению государства. Признаки государства. Социальное назначение государства. Сущность государства: основные подходы. Место и роль государства в политической системе общества. Взаимосвязь государства с правом и иными сферами жизни общества и человека. Государство и общество: характер соотношения. Общество, государство, личность: проблема приоритета. | ОК-3 | З-ОК-3.1 У-ОК-3.1 В-ОК-3.1 | ||
Тема 2.2 Типология государств | Типы государств. Формационный подход. Рабовладельческое государство. Феодальное государство. Буржуазное государство. Социалистическое государство. Цивилизационный подход. Переходная государственность. | |||||
Тема 2.3 Государственная власть | Понятие содержания государства, его соотношение со смежными категориями. Понятие власти. Виды социальной власти. Государственная власть: понятие, виды. Духовная, экономическая, социальная и правовая основы государственной власти. Методы осуществления государственной власти. Легитимность и легальность государственной власти. Политическая и государственная власть: характер соотношения. Бюрократизм и коррупция в сфере государственной власти как теоретико-правовые проблемы. | |||||
Тема 2.4 Функции государства | Функции государства: понятие, классификация. Цели, задачи, функции государства: характер соотношения. Формы и методы осуществления функций государства. Эволюция функций российского государства | |||||
Тема 2.5 Форма государства | Понятие формы государства. Соотношение формы государства с иными категориями. Форма правления: понятие, разновидности. Форма государственного устройства: понятие, разновидности. Единство и взаимосвязь элементов, составляющих форму государства. Факторы, обуславливающие выбор формы госу-дарства. Эволюция формы государства в современном мире. Государственный режим: понятие, виды. Демократическое, правовое, социальное государство: общетеоретическая характеристика. Теория и практика построения правового государства. Государственность и глобализация мира. | |||||
Тема 2.6 Механизм государства | Механизм и аппарат государства. Понятие и виды государственных органов. Компетенция государственных органов. | |||||
Тема 3.1 Понятие права | Типы правопонимания (юридический позитивизм, теория естественного права, социологическая юриспруденция, историческая школа права, психологическая теория права и др.) Объективное и субъективное право: характер соотношения. Сущность права: основные подходы. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества. Рабовладельческое право: сущность, функции, особенности. Феодальное право: сущность, функции, особенности. Буржуазное право: сущность, функции, особенности. Социалистическое право: сущность, функции, особенности. Право и государство: характер взаимодействия. Правовая система общества: структура, виды. Классификация правовых систем. Нравственный, волевой, интеллектуальный аспекты содержания права. Социальное назначение и функ-ции права. Духовно-культурная и социальная ценность права. | ПК-2 ПК-15 ПК-17 ПК-19 | З-ПК-2.1 З-ПК-2.2 У-ПК-2.1 В-ПК-2.1 З-ПК-15.1 У-ПК-15.1 В-ПК-15.1 З-ПК-17.1 У-ПК-17.1 В-ПК-17.1 З-ПК-19.1 У-ПК-19.1 В-ПК-19.1 | |||
Тема 3.2 Право в системе социального регулирования | Нормативные и ненормативные регуляторы: характер соотношения. Понятие социальных норм. Социальные и технические нормы: характер соотношения. Виды социальных норм. Право в системе социальных регуляторов. Право и корпоративные нормы. Право и обычай. Право и мораль. Право и религия. | |||||
Тема 3.3 Система права | Понятие внутренней и внешней формы права. Понятие системы права. Отрасли, подотрасли, институты, субинституты права: характер соотношения. Основания обособления отраслей права. Система права и система законодательства: характер соотношения. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Международное и внутригосударственное право. Эволюция системы российского права | |||||
Тема 3.4 Форма права | Источник и форма права: проблема соотношения. Нормативно-правовой акт: понятие, классификация. Правовые акты судебных инстанций. Нормативно-правовой договор. Правовой обычай. Правовой прецедент. Правовая доктрина. Правовые акты негосударственных организаций. Право и закон: характер соотношения. Систематизация законодательства: понятие, формы. Юридическая техника: понятие, приемы. | |||||
Тема 3.5 Механизм правового регулирования | Правовое воздействие и правовое регулирование: характер соотношения. Предмет правового регулирования. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование. Стадии правового регулирования. Типы, методы и способы правового регулирования. Механизм правового регулирования: понятие, структура. Эффективность правового регулирования: критерии и факторы обеспечения. Правовые средства: понятие, классификация. | |||||
Тема3.6 Правотворчество | Правотворчество: понятие, виды, стадии. Принципы правотворчества. Действие правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Юридический процесс и юридическая процедура: характер соотношения. | |||||
Тема 3.7 Норма права | Норма права: понятие, структура, классификация. Гипотеза, диспозиция и санкция. Норма права и статья правового акта: характер соотношения. | |||||
Тема3.8 Правоотношение | Правоотношение: понятие, состав, виды. Понятие правового статуса. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права. Юридические факты: понятие, классификация. | |||||
Тема 3.9 Реализация права | Реализация права: понятие, формы. Использование, исполнение и соблюдение права. Применение права: понятие, стадии, акты. | |||||
Тема 3.10 Толкование права | Толкование права: понятие, виды, способы. Пробелы в праве и способы их устранения и восполнения. Интерпретационные правовые акты: понятие, виды. | |||||
Тема 3.11 Правовая культура | Правовая культура: понятие, виды. Понятие, структура и виды правосознания. Правовая идеология и правовая психология: характер соотношения. Правовое воспитание: понятие, формы. Принципы права: понятие, классификация. Правовой идеализм. Правовой романтизм. Правовой нигилизм. Правовые презумпции. Правовые фикции. Правовые аксиомы. | |||||
Тема 3.12 Правовая реформа | Правовая реформа: понятие, виды, этапы. Правовая реформа в России: сущность, причины, проблемы. | |||||
Тема 3.13 Правонарушение и юридическая ответственность | Правомерное поведение: понятие, формы. Законность и правопорядок: характер соотношения. Понятие правонарушения. Классификация правонарушений. Состав правонарушения: общетеоретическая характеристика. Правонарушение и злоупотребление правом: проблема соотношения. Юридическая ответственность: понятие, виды, цели, принципы. Характер соотношения юридической ответственности с иными мерами государственного принуждения | |||||
Таблица 4.
Структура дисциплины
№ п/п | Наименование тем (модулей) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Модуль 1. | Методологические основания теории государства и права. Происхождение государства и права | |||||||
Тема 1.1. | Предмет и метод теории государства и права | ДИС,О | ||||||
Тема 1.2. | Происхождение государства и права | ДИС, О | ||||||
Модуль 2. | Теория государства | |||||||
Тема 2.1. | Понятие государства | ДИС, О | ||||||
Тема 2.2. | Типология государств | ДИС, О | ||||||
Тема 2.3. | Государственная власть | ДИС, О | ||||||
Тема 2.4. | Функции государства | Д, ДИС, О | ||||||
Тема 2.5. | Форма государства | ДИС,Д,О | ||||||
Тема 2.6. | Механизм государства | ДИ, О | ||||||
Модуль 3. | Теория права | |||||||
Тема 3.1. | Понятие права | Д, О | ||||||
Тема 3.2. | Право в системе социального регулирования | Д, РЗ | ||||||
Тема 3.3. | Система права | ДИС, РЗ | ||||||
Тема 3.4. | Форма права | ДИС, Д | ||||||
Тема 3.5. | Механизм правового регулирования | ДИС, Т, РЗ | ||||||
Тема 3.6. | Правотворчество | ДИ,О, РЗ | ||||||
Тема 3.7. | Норма права | РЗ,О | ||||||
Тема 3.8. | Правоотношение | ДИС,О | ||||||
Тема3.9. | Реализация права | РЗ | ||||||
Тема3.10. | Толкование права | РЗ,О | ||||||
Тема 3.11. | Правовая культура | ДИС, О | ||||||
Тема 3.12. | Правовая реформа | ДИС, О | ||||||
Тема 3.13. | Правонарушение и юридическая ответственность | ДИ, О | ||||||
Промежуточная аттестация | ||||||||
Всего: | Экзамен | |||||||
Заочная форма обучения | ||||||||
Модуль 1. | Методологические основания теории государства и права. Происхождение государства и права | |||||||
Тема 1.1. | Предмет и метод теории государства и права | ДИС | ||||||
Тема 1.2. | Происхождение государства и права | О | ||||||
Модуль 2. | Теория государства | |||||||
Тема 2.1. | Понятие государства | О | ||||||
Тема 2.2. | Типология государств | О | ||||||
Тема 2.3. | Государственная власть | О | ||||||
Тема 2.4. | Функции государства | О | ||||||
Тема 2.5. | Форма государства | О | ||||||
Тема 2.6. | Механизм государства | О | ||||||
Модуль 3. | Теория права | |||||||
Тема 3.1. | Понятие права | О | ||||||
Тема 3.2. | Право в системе социального регулирования | РЗ | ||||||
Тема 3.3. | Система права | РЗ | ||||||
Тема 3.4. | Форма права | Д | ||||||
Тема 3.5. | Механизм правового регулирования | Т, РЗ | ||||||
Тема 3.6. | Правотворчество | О,РЗ | ||||||
Тема 3.7. | Норма права | О,РЗ | ||||||
Тема 3.8. | Правоотношение | О | ||||||
Тема3.9. | Реализация права | О | ||||||
Тема3.10. | Толкование права | О | ||||||
Тема 3.11. | Правовая культура | О | ||||||
Тема 3.12. | Правовая реформа | О | ||||||
Тема 3.13. | Правонарушение и юридическая ответственность | О | ||||||
Промежуточная аттестация | ||||||||
Всего: | Экзамен |
Примечание: 4 – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), дискуссия (ДИС), решение задач – (РЗ), кроссворд – (КРС), тематический словарь – (ТС), круглый стол- (КС), деловая игра – ДИ, доклады – Д, сообщения – С, анализ юридической практики - АЮП и др.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
1. Дискуссия – это оценочное средство, позволяющее включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.
Вопросы к дискуссии по теме 1.1:
- различие общественных и естественных наук;
- своеобразие юридической науки;
- проблема методологии юридической науки.
Вопросы к дискуссии по теме 2.5:
- проблема эволюции формы государства в России;
- соотношение тоталитарных режимов в Германии и СССР;
- проблема демократического режима в России.
Вопросы к дискуссии по теме 3.1:
- сущность права;
- сильные и слабые стороны типов правопонимания;
- проблема соотношения права и закона.
Вопросы к дискуссии по теме 3.11:
- уровень развития правовой культуры в России;
- особенности российского правосознания;
- причины и пути преодоления правового нигилизма
2. Устный опрос – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.
Вопросы по теме 1.2:
1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
2. Теории происхождения государства.
3. Факторы и причины возникновения государства
Вопросы по теме 2.1:
1. Подходы к определению государства.
2. Государство и общество: характер соотношения.
3. Сущность государства: основные подходы.
4. Место и роль государства в политической системе общества.
Вопросы по теме 2.2:
1. Тип государства: понятие и соотношение со смежными категориями (сущностью государства, формой государства, видом государства).
2. Формационный подход к типологии государства.
3. Цивилизационный подход к типологии государства.
Вопросы по теме 2.3.:
1. Социальная власть: понятие, виды.
2. Понятие государственной власти.
3. Легитимность и легальность государственной власти.
Вопросы по теме 2.6.:
1. Механизм государства: понятие и соотношение с аппаратом государства.
2. Государственный орган: понятие, виды, компетенция.
3. Принципы формирования и деятельности государственных органов.
Вопросы по теме 3.3.:
1. Система права: понятие и соотношение с правовой системой общества.
2. Отрасли права, подотрасли права, правовые институты: критерии обособления.
3. Публичное и частное право: характер соотношения.
4. Международное и внутригосударственное право: аспекты взаимодействия.
Вопросы по теме 3.4.:
1. Источник права и форма права: характер соотношения.
2. Нормативно-правовой акт: понятие, классификация.
3. Правовой прецедент и правовой обычай.
4. Правовые акты негосударственных организаций.
5. Нормативно-правовой договор: понятие, виды.
6. Правовая доктрина.
7. Правовые акты судебных инстанций.
8. Систематизация законодательства: понятие, формы.
Вопросы по теме 3.5.:
1. Предмет правового регулирования.
2. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование.
3. Типы, методы и способы правового регулирования.
4. Механизм правового регулирования: понятие, структура.
5. Эффективность правового регулирования: понятие, критерии.
Вопросы по теме 3.8.:
1. Юридическая деятельность, юридический процесс, юридическая процедура: характер соотношения.
2. Правоотношение: понятие, виды.
3. Состав правонарушения.
4. Юридические факты: понятие, классификация.
Вопросы по теме 3.12.:
1. Правовое государство: идея и практика реализации.
2. Правовая реформа: понятие, стадии.
3. Виды правовой реформы.
3. Деловая и/или ролевая игра – это оценочное средство, при котором совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.
Деловая (ролевая) игра по теме 3.6:
Игровой правотворческий процесс.
Необходимо разработать проект федерального закона «О борьбе со шпаргалками студентов» и провести процедуру законотворческого процесса. При этом разработчики проекта должны соблюдать требования юридической техники, а также преднамеренно закладывать в проекте акта ошибки и спорные положения для дискуссии и выявления таких ошибок.
Условия деловой игры: правотворческий процесс в Государственной Думе РФ;
Роли:
Инициаторы закона (Правительство и представители Минобрнауки) - 5 представителей
Государственная Дума – 10 представителей
Представитель Президента – 1 представитель
Эксперты – 2 предствителя
Остальные студенты – консультанты.
Самостоятельная работа студентов: подготовка к ролевой игре в соответствии с полученной ролью.
Деловая (ролевая) игра по теме 3.13:
Условия деловой игры: игровой судебный процесс
Роли
Суд – 3 представителя
Истец – 1 человек
Представитель истца - 2 человека
Ответчик - 1 человек
Представитель ответчика - 1 человек
Эксперты - 2 человека
Прокурор - 1 человек
Остальные студент - консультант
Фабула дела
В суде общей юрисдикции рассматривается гражданское дело о признании П.П. Шарикова человеком. Ответчиком выступает проф. Преображенский. Можно ли признать П.П. Шарикова в качестве полноценного человека, который в ходе операции на гипофизе из собаки превратился в человека? Соответственно необходимо затронуть проблему клонирования человека, а также вопросы права и медицины.
4. Доклад студента - это оценочное средство, при котором студент представляет публичное выступление в рамках решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской задачи, обсуждения научной темы.
При подготовке к докладу необходимо изучить нормативную и специальную литературу по вопросу. Обязательное использование судебной и административной практики.
Темы докладов по теме 2.4:
1. Понятие функций, целей и задач государства.
2. Внутренние и внешние функции государства
3. Формы осуществления функций государства
Темы докладов по теме 3.1:
1. Естественно-правовая теория
2. Юридический позитивизм
3. Социологическая школа права
4. Историческая школа права
5. Психологическая концепция права
Темы докладов по теме 3.2.
1. Соотношение права и религии.
2. Соотношение права и морали
3. Соотношение права и обычая
4. Соотношения права и корпоративных норм
5. Решение правовых задач
Задачи по теме 3.7.
1. Привести примеры из законодательства России: императивных норм, диспозитивных норм, норм-принципов, дефинитивных норм, коллизионных норм, регулятивных и процессуальных норм
2. Выделить элементы нормы права в ч.1 ст. 158 УК РФ, ст. 290 УК РФ
3. Определить вид нормы ч.1ст.1 Конституции РФ
Задачи по теме 3.10.
1. Задача:
Сравните ст. 191 и 66 ТК РФ:
Статья 191. Поощрения за труд
«Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии)».
Статья 66. Трудовая книжка
«В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе».
Вопрос: как соотносятся понятия «поощрение» и «награждение»?
2. Задача:
Ст. 381 ГК РФ: «Последствия прекращения и неисполнения обязательства, обеспеченного задатком»:
1. При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.
2. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.
Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.
Задание: проанализируйте ч. 2 данной статьи на предмет непротиворечивости.
3. Задача:
Ст. 44 ЗК РФ «Основания прекращения права собственности на земельный участок»:
Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
(Т.е. в порядке ст. 235 ГК РФ «Основания прекращения права собственности»).
Вопрос: к какой части предложения относится фраза «в порядке, установленном гражданским законодательством».
4. Задача:
Ст. 161 ГК РФ «Сделки, совершаемые в простой письменной форме»:
Должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:
1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами;
2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.
Вопрос: к какому из подчеркнутых фрагментов относятся подпункты 1) и 2)?
5. Задача:
Ч. 5 ст. 178 УПК РФ «Осмотр трупа. Эксгумация» устанавливает:
«5. Расходы, связанные с эксгумацией и последующим захоронением трупа, возмещаются родственникам покойного в по<