Социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в республике
Необходимо отметить, что хотя и не было военных действий на территории Казахстана, последствия войны были тяжелыми. Сократилось производство многих видов продукции, особенно предметов широкого потребления. Обострилась проблема трудовых ресурсов. Была подорвана материально-техническая база сельского хозяйства. Программа послевоенного развития страны была утверждена в четвертом пятилетнем плане развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Капитальные вложения в народное хозяйство Казахстана на пятилетку предусматривалось в объеме 8,8 млрд. рублей.
В ходе осуществления пятилетнего плана республика достигла значительных успехов в развитии промышленности. Нужно обратить внимание на строительство новых предприятий, реконструкцию старых. Только в 1950 г. здесь вошли в строй свыше 130 новых предприятий.
Несмотря на тяжелое положение и сельское хозяйство к концу пятилетки превзошло довоенный уровень.
Возвращение к мирной жизни требовало перестройки всей экономики, настроенной на производство в основном военной продукции, на мирный лад. Кроме того, в годы войны произошла некоторая либерализация местных рынков, повысилась доходность сельского хозяйства, был ослаблен идеологический диктат марксизма в пользу национализма и патриотизма. Однако власти после победы над Германией вернулись к довоенным формам экономики и политической жизни.
Победа Советского Союза в войне привела к росту в его элите державных, имперских настроений. Стала настойчиво подчеркиваться основная роль русского народа в победе, стала пересматриваться его роль в истории других народов, в т.ч. и казахов, как народа-просветителя и покровителя. В связи с этим появился тезис о «буржуазном национализме» среди национальной интеллигенции.
Говоря об общественно-политическом положении необходимо отметить продолжение репрессий в стране, представить себе тяжелую и бесправную жизнь спец. поселенцев, ситуацию в Карлаге, куда отправляли солдат и офицеров, бывших в плену.
Возобновился жесткий контроль над интеллигенцией. О чем свидетельствует принятие таких постановлений ЦК ВКП(б), как «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров», «Об опере В. Мурадели «Великая дружба», «О кинофильме Большая жизнь».
В свою очередь ЦК КП Казахстана также принял постановление от 21 января 1947 г. «Грубые политические ошибки в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР», согласно которому практически все произведения устной и письменной литературы, изданные в послевоенные годы объявлялись реакционными. Крупнейшие поэты Омар Карашев, Султанмахмут Торайгыров были объявлены буржуазными националистами.
Было сфабриковано дело историка Е.Бекмаханова. Он был обвинен в буржуазном национализме за свою книгу «Казахстан в 20-40-ые гды XIX века», где он дал объективную оценку нациоально-освободительному движению под предводительством Кенесары Касымулы». Объектом жесточайшей критики со стороны властей стала «История Казахстана», изданная в 1943 г. Началось навязывание идеологических стандартов, подавление национального самосознания, господство шовинизма в культуре и науке. В общественное сознание внедрялась концепция об особой мессианской роли России в истории нерусских народов, о благотворном характере российского колониализма, история казахов отрывалась от истории других тюркских и мусульманских народов и искусственно привязывалась к истории России.
Национально-освободительное движение казахского народа в период царской России в целом стало трактоваться как реакционное, а часть освободительных восстаний казахов в ущерб истине стали объявляться классовыми, антифеодальными. Те представители национальной интеллигенции, которые не хотели смириться с новыми идеологическими установками, жестоко за это поплатились. В конце 40-х годов подверглись преследованиям М.Ауэзов, К.Сатпаев, Е.Исмаилов, X.Жумалиев, А.Жубанов и многие другие. В 1951 г. критике из центра подвергся национальный эпос, в том числе такие сокровищницы народной культуры, как «Кобланды», «Ер Сайын», «Шора батыр», «Ер Едиге» и др., объявленные феодальными, воспевающими ханов и «эксплуататоров». Только смерть Сталина в 1953 г. остановила новую волну репрессий.
Вторая половина 40-х - начало 50-х гг. стала апогеем системы лагерей. Только Степной лагерь, располагавшийся в Ишимских степях, насчитывал с 1949 г. 200 тыс. заключенных. Крупными были Карагандинский и Жезказганский лагеря. Очень большой контингент составили бывшие солдаты и офицеры, попавшие в лагеря за пребывание в фашистском плену, а также участники антисоветских восстаний в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии и на Кавказе. В 1948 г. были созданы «лагеря специального режима» для лиц, осужденных за «контрреволюционную» и «антисоветскую» деятельность. Именно в этих лагерях в конце 40-х - начале 50- х гг. вспыхнули восстания. В 1952 г. восстание подняли заключенные Кенгирского лагеря недалеко от Жезказгана. В этом же году восстание вспыхнуло в Экибастузе. Оба стихийных выступления были жестоко подавлены силами МВД, МГБ и регулярной армией.
Кроме заключенных лагерей, в Казахстане находилось огромное количество спецпоселенцев-практически бесправных представителей репрессированных народов. К концу 1952 года их численность достигла почти 990 тыс. человек, из которых более 488 тыс. составляли немцы, около 340 тыс. – представители народов Северного Кавказа.