Ресурсы избирательной кампании
Основная задача ресурсного анализа - изыскание новых возможностей, которые можно использовать в проведении кампании, выявление потенциальных опасностей и ограничений эффективности тех или иных направлений. При этом главная задача аналитика - найти новые ресурсы для кампании.
Часто ресурсный анализ проводится по следующей схеме: экспертным путем определяется оптимальное для победы соотношение основных видов ресурсов избирательной кампании, затем рассматриваются и анализируются три-четыре возможных варианта распределения ресурсов, базирующихся на различных идеях и подходах к ведению избирательной борьбы, делается попытка оценить по той же схеме личные ресурсы и ресурсы соперников. Такое сравнение удобно производить по нижеприведенной форме {табл. 11).
Таблица 11
Сравнение оптимальной и реальной структуры ресурсов избирательной кампании
№ | Вид избирательных ресурсов | Соотношение ресурсов (в %) | |||
оптимально | свой кандидат | соперник | соперник | ||
1. | Личность кандидата | ||||
2. | Имидж кандидата | ||||
3. | Программа | ||||
4. | Идеологическая платформа | ||||
5. | Влияние на печатные СМИ | ||||
6. | Влияние на электронные СМИ | ||||
7. | Организационные ресурсы (районные, городские, сельские организации) | ||||
8. | Финансовые ресурсы | ||||
9. | Административные ресурсы | _ | |||
10. | Команды и активисты и т. д. | ||||
ИТОГО: |
________________________________ Соотношение ресурсов (в %)__
Вид избирательных I z I I
J№ опти- свои соперник соперник
Ресурсов Г Г
Мально кандидат 1 2
1. Личность кандидата 5 10 3 2
2. Имидж кандидата 5 1 10 5
3. Программа 15 20 5 8
4. Идеологическая
платформа 3 1 2 20
5. Влияние на печатные
СМИ 20 8 3 13
6. Влияние на электронные
СМИ 10 5 2 8
7. Организационные ресурсы (районные, городские,
сельские организации) 10 7 - 15
8. Финансовые ресурсы 12 15 70 4
9. Административные
ресурсы 10 25 - 5
10. Команды и активисты
и т. д. 10 8 5 20
ИТОГО: 100 100 100 100
Предложенная форма анализа позволяет определить те направления, где кандидат проигрывает соперникам и где, с точки зрения его команды, нужно сосредоточить усилия в данный период избирательной кампании. Например, если соперник обладает большим личностным ресурсом, то такой анализ позволяет выявить и наметить пути компенсации отставания кандидата за счет других ресурсов, тем более, что таблица показывает достаточно невысокую значимость этого фактора для выборной кампании.
Ниже приведен пример анализа электоральных ресурсов с использованием данного метода, взятый из реальной кампании (табл. 12).
Таблица 12 Сравнение избирательных ресурсов основных кандидатов
Вид избирательных ресурсов | Иванов (космонавт) | Петров (директор) | Сидоров (глава района) | Свой кандидат |
Известность личная | ||||
Известность как политика | ||||
Текущий имидж: • положительный • отрицательный | 3 8 | 5 7 | 5 1 | |
Близость (потенциальная) к идеальному кандидату | ||||
Влияние на СМИ региона | ||||
Административные ресурсы | ||||
Идеологические ресурсы | ||||
Финансовые ресурсы | ||||
Команда | ||||
Поддержка в элитах (кроме администрации) | ||||
Программа кандидата | ||||
Потенциал внешности, личности |
R ВИД I Иванов I Петров I С"Д0Р0В I Свой
Избирательных , , ч (глава
Космонавт) (директор) „ ч кандидат
ресурсов v > \ г г> района)ла"*"*а
1 2 3 4 5
Известность личная 10 3 6 1
Известность как
политика 7 15 1
Текущий имидж:
• положительный 3 3 5 5
• отрицательный 8 6 7 1
Близость (потенциальная) к идеальномукандидату 4 5 6 6
Влияние на СМИ
региона ' 7 5 8 4
Административные
ресурсы 3 3 6 3
Идеологические
ресурсы 7 4 8 4
Финансовые ресурсы 5 7 8 5
Команда 5 4 6 3
Поддержка в элитах(кроме администра-ции) _________ 3 4 5 3
Программа кандидата 3 5 5________ 10
Потенциал
внешности, личности 6 5 5 9
Вкачестве дополнительной формы можно предложить и несколько другую схему анализа, приведенную в табл. 13.
Заполнение форм осуществляется экспертами коллективно, что, кроме всего прочего, позволяет команде говорить в дальнейшем друг с другом на «одном языке». Информация, заносимая в эти таблицы, постоянно обновляется и уточняется в соответствии с
вновь поступающими данными. Первый анализ должен быть сделан задолго до формального начала выборной кампании. Предложенная форма позволяет отслеживать слабые и сильные стороны кампаний соперников и искать пути ослабления позиций соперников и усиления своих собственных.
Как показывает опыт, подобная схема работы позволяет значительно упростить разработку стратегии и тактики ведения избирательной кампании на различных ее этапах, улучшить взаимопонимание между членами команды, предотвратить непредвиденное развитие ситуации. И, конечно же, главное здесь - не форма таблицы, а опыт и профессионализм аналитиков команды кандидата.
Таблица 13