Понятие и признаки федерации.
С научной позиции федерация означает (federatio лат. – объединение, союз) союз государств, скрепленный договором или конституцией, из этого вытекает, что федерация может возникнуть только там, где синдицируются самостоятельные государства.
Федеративное государственное устройство разнохарактерно. Поэтому в отличных друг от друга странах ему свойственны свои уникальные особенности. Они предопределены исторически сложившимися событиями и обстоятельствами создания конкретной федерации, а так же большое значение имеет, этнический состав населения данного государства, самобытность культуры, устройство жизни и быта народов, составляющих союзное государство.
Как следствие, можно сделать акцент на наиболее общих чертах, которые свойственны большинству федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из отдельных субъектов:
а) Штатов (США – 50)
б) Кантонов (Швейцария – 23)
в) Земель (ФРГ – 16)
г) Провинции (Канада -10)
д) Области (Белоруссия – 6)
е) Край (Грузия – 9)
2. В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть относится к государственным органам.
3. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией.
4. Субъекты федерации имеют своё отличительное право принятия собственной конституции, а так же возможность иметь свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
5. Значительная часть федераций существует как единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
6. Законодательный орган федерации ортодоксально состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты (В 1787 году на Конвенте в Филадельфии вырабатывалась и принималась конституция первой в мире федерации – США, в тот период времени рождаются разногласия о порядке представительства штатов в Конгрессе. В качестве компромиссного решения создается две палаты. Палату представителей, число конгрессменов обуславливается населением штатов и Сенат, где каждый штат автономно от величины его территории и численности населения представлен двумя сенаторами. Федеральное собрание (парламент) Российской Федерации так же состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Всякий субъект федерации в Совете Федерации имеет по два представителя).
7. Союзные федеральные органы не только демонстрируют интересы федерации в межгосударственных отношениях, а так же осуществляют основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность.
8. Внешние отношения осуществляет федеральное правительство[4]
Федеративные государства создаются двумя путями:
а) По принципу децентрализации, то есть путем разрастания унитарных государств и частичной передачи компетенций из центра на места (Россия, ФРГ) – «сверху»
б) По принципу трансформации от конфедерации к федеративному государству посредством добровольных соединений суверенных частей (США, Швейцария) – «снизу»
1.2 Основные принципы образования федеральных государств
На сегодняшний день,по данным ООН, устанавливается, что существует около 201 государства на планете Земля, десятую часть от этого числа, образовывают федерации. Стоит отметить, что на территории данных государств проживает треть населения нашей планеты. Сии государства размещены на совершенно разных континентах – в Европе (Австрия, Бельгия, Германия и другие), в Азии (Индия, Малайзия и другие), в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла и другие), в Африке (Нигерия, Эфиопия и другие), в Океании (Австралия и другие).
Федерация замысловата и многолика, поэтому в большинстве определенных случаев владеет исключительными характерными признаками. В современном мире федерация представляет собой довольно распространенную форму административно-территориального устройства, наперекор часто встречающемуся унитаризму…
Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью[5]. Всё, что является частью федеративного государства и государственным образованием - представляют собой субъекты федерации (штаты, земли, провинции, кантоны, государства), который располагают возможность производить свое собственное административно-территориальное деление.
Демократической сущностью предопределен некий ряд принципов, на которых зиждется федеративное устройство государства. Предопределяющими началами территориального устройства не только самой федерации, но и ее субъектов – предстают эти самые принципы. Среди которых можно выделить такие:
1. Государственная целостность. Из-за того, что для достижения совместных целей, установок и задач возникла необходимость разработать государственно-территориальные и национально-государственные образования, и которых собственно и состоит федерация, то эта структура предполагает тяготение субъектов федерации к политическому, социально-экономическому и государственному единению, которой находит выражение в целостности государства. (В Российской федерации государственная целостность гарантируется единством и неприкосновенностью ее территорий.)
2. Единство системы государственной власти – в связи с тем, что за счет существования и наличия высшего органа или системы таких органов, представляющих собой комплексность высшей государственной власти – происходит определение гарантии государственного единения. Совокупность органов, которые заключают в себе обязательные для претворения в действие функций государства полномочия – являют собой юридически характерные черты единства системы государственной власти. Стоит отметить, что иные образования, которые так же входят в данную систему – не имеют возможности давать распоряжения единовременно одним и тем же субъектам при одних и тех же условиях - несовместимые правила поведения.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами, государственной власти субъектов федерации. Так как, при осуществление принципа разделения властей не исключительно по горизонтали – среди законодательной, исполнительной и судебной властями, а так же по вертикали – происходит распределение предметов ведения и компетенций диаметральных видов органов федерации и ее субъектов. То при исполнении второго определяются в достаточно обширном масштабе полномочия на независимость субъектов Федерации, а значит можно сделать вывод, что организованна такая система, в которой каждый орган реализует государственные компетенции по строго сформированному кругу вопросов. Но чтобы реализовать государственную власть всеохватывающе – необходимо задействовать всю систему целиком. Стоит заметить, что дифференциация прав и обязанностей среди органов власти федерации и ее субъектов заждется на добровольном признании субъектами федерации преимущество ее целей и задач, а значит, на ограничение субъектов в их правах.
4. Равноправие и самоопределение народов. В соответствии с Декларацией о принципах международного права, которые затрагивают дружественные взаимоотношения и пособничество между государствами, согласно Уставу ООН, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 года, такими форами являются:
а) создание суверенного государства;
б) свободное присоединение к независимому государству и объединение с ним;
в) установление любого другого политического статуса.
Равноправие народов – означает равновеликость их прав во всех аспектах государственного строительства. Любому государству необходимо воздержаться от каких-либо идей или мыслей, действие которых будет направленно на частичное или полное нарушение национального единения и территориальной общности любого другого государства.
5. Равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Этот принцип устанавливает, что все субъекты федерации владеют идентичными правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, хотя это не означает, что все субъекты федерации имеют равнозначные права.
Виды и типы федерации
Федерация - государственно-правовое соединение, получившее закрепление в виде единого государства. Субъекты, входящие в ее состав не имеют за собой права нарушить территориальное единство федерации, а значит в одностороннем порядке выйти из нее.
Федерации далеко не идентичны и имеют те или иные отличительные особенности по пути своего возникновения, по своей универсальной структуре, по характеру взаимоотношений между федерацией в целом и ее субъектами. Всевозможность таких своеобразных черт, добровольных для всех федераций, но общих для их определенных групп, позволяет классифицировать их.
1. По территории организации:
а) Административно-территориальные федерации.
Примерами таких федераций могут послужить – Бразилия, США, Мексика, для них характерно то, что субъекты федерации не являются самостоятельными государствами; не имеют прямого представительства субъектов федерации в международных организациях; им запрещается выход из состава федерации; вооруженными силами руководит правительство[6]. Стоит сказать, что такой вид федерации является наиболее устойчивой формой федерации, так как позволяет избежать этнических конфликтов и препятствует региональному сепаратизму.
б) Национально-территориальные федерации.
Примером такого государства станет – Российская Федерация, для которой характерно: добровольное объединение субъектов в федерацию, субъекты федерации являются национальными государствами или государствоподобными образованиями; федерация обеспечивает суверенитет входящих в нее наций, высшие органы власти формируются из представителей ее субъектов; конституционно закрепляется право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства[7].
Объективно будет отметить, что некоторые исследователи основывают свое мнение на том, что «В государстве, где этнообъединительные процессы не завершены, различные национальности могут выступать в качестве специфических субъектов государственного права, но в целях сглаживания межэтнической напряженности они, по всей видимости, не должны рассматриваться как национально-территориальные и тем более государственные образования. Придание той или иной этнической общности черт политико-правового союза увеличивает риск возникновения сепаратистских настроений, особенно в случае экономической значимости данной территории для всей страны»[8] .
2. По способу возникновения:
а) Договорные
Примером таких объединений станут – ОАЭ и Швейцария, которые на основе договора делегировали ряд своих прав и полномочий общему для всех центральному правительству, притом, что каждый член сохраняет за собой суверенитет в принадлежащей ему юрисдикции. Следовательно, центральное правительство не может внести каких-либо изменений конституционный договор, а каждый член (при желании) может расторгнуть данный договор.
б) Конституционные
Мексика - пример конституционной федерации, в данном случае, не предусмотрено право каких-либо субъектов выйти из союза. Различие между этими способами образования федерации, можно свести к тому, что в первом случае союзное государство возникает «снизу» - то есть его образуют самостоятельные общности, наделяющие центр только теми правомочиями, которые не могут осуществлять сами. Конституционная федерация – создается по решению высшего органа власти страны.
3. По структуре:
а) Симметричные федерации
Примерами таких федераций стали – Австрия и ФРГ, все субъекты которых обладают равным статусом
б) Асимметричные федерации
Россия, США – в данных государствах существуют административные образования, которые не являются субъектами федерации, или сами субъекты обладают разным статусом.
Как «идеальный тип» федерация должна состоять из одних и тех же равноправовых территориальных единиц, имеющих единый статус. Но такая идеальная схема – это теоретическая абстракция, которая в реальной жизни всегда проявляется в виде той или иной модификации, включающей более или менее серьезные отклонения от «идеального типа». В мире нет абсолютно симметричных федераций; и даже те немногие из них, которые могут рассматриваться как относительно симметричные, включают в какой-то мере элементы асимметрии. [9]
Что касается асимметрии федеративного государства в правом отношении, то она может выражаться данным образом: разный объем предметов ведения и полномочий субъектов федерации, разный объем участия субъектов федерации в осуществлении общефедеральной власти и разная степень участия общефедеральной власти в осуществлении государственной власти субъектов; наличие территориальных образований, обладающих особым статусом в составе федерации.
4. По степени централизации:
а) Интеграционные
Для таких государств характерна высокая степень централизации управления при сохранении национальных и культурных особенностей субъектов федерации, примером такой федерации станет Индия
Централизация индийской федерации основана на праве верховной власти назначать губернаторов, вводить президентское правлении. Губернатор обладает широким спектром полномочий и не подотчетен местным представительным органам, что в свою очередь, позволяет центру эффективно руководить штатами, одновременно допуская развитое местное самоуправление и многообразие культур.
б) Деволюционные
Пример – Бельгия – являющаяся относительно децентрализованной, субъекты которой обладают различными правовыми положениями. [10]
Бельгийский федерализм характеризуется следующими чертами: носит центробежный характер, что является результатом движения от унитарного государства к федеративному; двойной федерализм, отсутствие асимметрии вследствие того, что лингвистические общности частично совпадают с территориальным делением; биполярность как результат конфликта на этнической и социально-экономической почве между франкофонами и голландцами [11].