Основы конституционного строя статья 1
1. Человек, его безопасность, права и свободы являются высшей ценностью. Обеспечение максимальной и равной безопасности граждан -возможности каждому самостоятельно и беспрепятственно осуществлять все его права и свободы - единственная цель существования государства, обязанность всех его органов и должностных лиц.
Для каждого гражданина разрешено всё, что не запрещено законом. Для органов власти и должностных лиц запрещено всё, что им не предписано или не разрешено законом.
Никакие обязанности и соответствующие им права государственных органов не могут противоречить провозглашенному в настоящей статье.
Мы действительно считаем, что каждый человек является наивысшей ценностью. Именно поэтому с провозглашения этого факта мы и начинаем нашу Конституцию.
Согласно преамбуле, стремление обеспечить безопасность каждого человека послужило одной из причин учреждения государства. Безопасность максимальную и равную для всех граждан. И здесь же, в пункте 1 статьи 1 мы вменяем государству в качестве цели его существования обеспечение такой безопасности. Причем, в полном соответствии с Аксиомой 14 в качестве его единственной цели. Это означает, что никакие, даже самые "благие" побуждения не могут оправдать никаких действий государства, выходящих за пределы обозначенной цели.
Следовательно, вменяемые государству в остальных частях Конституции конкретные обязанности и предоставляемые для исполнения этих обязанностей конкретные права должны полностью вписываться в провозглашенные здесь рамки. А чтобы избавить государство от искушения позаниматься чем-то иным, мы здесь же формулируем для него, что такое та безопасность, которую оно, государство, должно нам обеспечивать. Но говорим не только для него, а и для себя тоже. Мы говорим друг другу: "Осуществлять свои права и свободы мы будем самостоятельно. Мы не будем требовать от государства, чтобы оно делало это за нас. Его задача -убирать препятствия с пути осуществления нами самими наших прав и свобод".
Кроме того, первая статья ясно и недвусмысленно заявляет: кто - государство или человек - первичен, прямо фиксируя в своем тексте наше Следствие 10 и демонстрируя, к кому относится общеразрешительный, а к кому общезапретительный принцип правового регулирования. Как мы помним, этот тезис берет свое начало еще в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
У государства, как у инструмента (Определение 23), состоящего из органов и должностных лиц (Аксиома 15), есть собственные интересы (как минимум, это их -органов и должностных лиц - сохранение и расширение), которые оно во все времена успешно отстаивало (Следствие 11). Первая статья говорит о том, что если при строительстве правовой системы возникает конфликт интересов человека и государства, приоритет всегда должен отдаваться интересам человека, и государство не сможет, не нарушив первой статьи, предоставить себе каких-либо излишних прав.
В пункте 3 первой статьи мы фиксируем нашу Аксиому 17 о единстве прав и обязанностей государственных органов. Все бюрократы должны понимать, что у них нет прав отдельных от их обязанностей, что они не могут сами решать воспользоваться им своим правом или нет. Их права - это одновременно и их обязанности.
Статья 2
Российская Федерация - республика, в которой единственным источником политической власти является населяющий ее народ, т.е. каждому гражданину гарантируется равное с другими гражданами право на управление государством.
Составляющие народ граждане Российской Федерации осуществляют свою власть непосредственно, через своих представителей в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также путем опротестовывания в суде любых антиконституционных либо незаконных действий (бездействия) и решений любых органов власти и должностных лиц.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и периодические свободные выборы на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании. Возможность направления совместно с установленным числом сторонников общего представителя в формируемый путем выборов орган власти, выдвижения альтернативного кандидата на выборах, а также альтернативной формулировки на референдуме гарантируется федеральным законом.