Все граждане имеют равные права на управление государством.
Косвенно это следствие постулирует, что в нашей аксиоматике нет места никакой другой форме правления, кроме демократической: ни монархии, ни теократии, ни меритократии, ни аристократии - никаким другим видам. Это следствие также относится к должному, а не к сущему, поскольку теоретически возможны и многократно были реализованы на практике и другие (а не только демократическая) формы правления.
Теперь нужно разобраться в том, как граждане могут на практике осуществить это своё право.
Исторически первая и наиболее очевидная форма демократии - демократия непосредственная, т.е. такая форма, при которой все граждане непосредственно участвуют в принятии решений. Многие годы это была преобладающая форма, для осуществления которой, гражданам приходилось собираться всем вместе. Сегодня это уже делать не обязательно, можно участвовать в принятии решений путём голосования бюллетенями, что делает процедуру возможной и для большой страны, хотя весьма и весьма дорогостоящей процедурой. Возможно, в будущем, с развитием коммуникативной техники, этот недостаток непосредственной демократии удастся в значительной степени преодолеть, а пока любая страна размером чуть больше Ватикана, Монако или Андорры не может из чисто экономических соображений позволить себе особенно часто прибегать к такому способу принятия решений.
У этого способа осуществления права на управление государством есть и ещё один, уже сущностный недостаток. Большое количество решений по управлению государством для их принятия требует специальных знаний, специальной подготовки, которыми подавляющее большинство граждан не обладают и, по-видимому, обладать не могут. Тем не менее, с одной стороны, принимать их надо, а с другой стороны, все граждане имеют равные права на принятие любых решений и, в том числе, даже требующих специальных знаний.
По свидетельству К.Поппера еще две с половиной тысячи лет назад Перикл уже разрешил эту проблему: "Не многие способны быть политиками, но все могут оценивать их деяния" [62, с.232]. Если еще вспомнить, что по-гречески
политика - это искусство управлять государством, становится понятным, в чем заключается способ разрешения этого противоречия.
Единственный способ разрешения этого противоречия - демократия представительная, т.е. такая, когда каждый гражданин при принятии любого решения поручает это сделать своему представителю, т.е. тому, кому он поручает действовать за него, а оценивать эти действия и, следовательно, соответствующим образом реагировать на них на следующих выборах он вполне в состоянии. Если даже у каждого гражданина будет свой персональный представитель и этот представитель, находясь в избираемом органе, будет представлять еще и себя, количество участвующих в принятии решений уже сокращается в два раза. А поскольку несколько (много) граждан могут избрать в качестве своего представителя одного и того же человека, которого они сочтут достаточно сведущим и подготовленным для того, чтобы принимать именно за них решения по управлению государством, появляется возможность значительно, резко сократить численный состав представительного органа, а также, с одной стороны, поручить принятие решений людям подготовленным, а с другой стороны, не нарушить Следствие 16 о равных для всех правах на управление государством.
При выборе оптимального решения представитель может оказаться в меньшинстве, как мог бы оказаться в меньшинстве и сам гражданин, направивший этого представителя для принятия решений. Но, если его представитель имел возможность принимать участие в принятии решения путём формулирования варианта решения, обсуждения всех выдвинутых вариантов (т.е. высказываясь сам и выслушивая других) и голосования, то значит, и сам гражданин через своего представителя имел возможность полноценно участвовать в принятии решения. С учётом того, что целый ряд решений вообще запрещён к принятию (Аксиома 20), такая представительная демократия гарантирует всем людям равные права на внешнюю свободу (Аксиома 5). Но именно такая. В полном объёме, без изъятий и нарушений, чего пока еще никогда не было.
"Старая парламентарная машина создавалась не столько для управления, сколько для обуздания правителей" [93, с.271]. Современные "парламентарные машины" по определению Г.Федотова недалеко ушли от старых и не гарантируют человеку равные с другими права на внешнюю свободу. Тем не менее, это по словам Д.С.Милля "великое открытие современности" (представительная демократия) позволяет решить главную задачу - осуществлять демократию "на долгий срок и на чрезвычайном обширном пространстве" [18, с. 103].
Прежде чем продолжить анализ, полезно результат наших рассуждений зафиксировать в
Следствии 17.