III Отечественная война 1812 года.
I. К началу XIX в. Российская империя была крупнейшей по территории державой мира. В ее состав вошли территории: Кавказ, Бесарабия, Финляндия, Царство Польское с Варшавой. Быстро росло население России. В конце XVIII в. его численность составляла 10,5 млн. чел., к началу XIX в. – 43,5 млн. чел., плотность населения была низкой и неодинаковой в разных регионах страны. Россия была многонациональной страной. Характерно конец XVIII в. - начало XIX в. последний дворцовый переворот (Павел I).
II.11 марта 1801 г.Александр I взошел на престол. В первом Манифесте обещал управлять народом «по законам и по сердцу бабки Екатерины II». 2 апреля издал важные указы:
1. амнистия осужденных (12 тыс. амнистировано);
2. восстановлена «Жалованная грамота дворянству»;
3. восстановлена «Жалованная грамота городам»;
4. разрешено крестьянам вывозить лес из казенных угодий;
5. освободили священников от телесных наказаний;
6. снят запрет на выезд за границу и ввоз книг;
но Александр I воспитан французом Ф. Ц. Лагарпом, который предлагал не торопиться с реформами, а просвещать народ путем развития школьного и университетского образования. Вокруг императора создается «Негласный комитет» из 12 чел., среди них молодые сверстники царя П. А. Строганов, В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев. Суть: обсуждение возможных проектов реформ. Заседания проходили регулярно с июня 1801 по май 1802 г. Итогом деятельности «Негласного комитета» стало дарование Сенату права определять законность издаваемых указов и законов, чтобы они не противоречили действующему законодательству.
28.05.1801 г. запретили печатать объявления о продаже крестьян без земли. 1801 г. указ о праве покупки земель не дворянами. 1803 г. указ о «вольных хлебопашцах»: помещикам разрешалось отпускать крестьян на волю за выкуп с обязательным условием наделения крестьян землей. Выкуп не больше 400 руб., за 25 лет отпустили всего 17 тыс. крестьян. С 1803 – 1813 гг. прекращают приписывать крестьян к заводам.
1802 г. –– Министерская: реформа - создано 8 Министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты во главе с директорами, департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения — на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров. В 1811 гг. Сперанским число министерств увеличивалось до 12. Появились Министерство полиции и приравненные к министерствам главные управления — духовных дел и разных исповеданий, ревизий государственных счетов, путей сообщения во главе с главноуправляющими этих трех ведомств. Упразднялось Министерство коммерции, его функции передавались Департаменту мануфактур и торговли Министерства финансов. Все министры входили в состав Сената. Закон 1811 г. четко разграничивал круг вопросов, которыми ведало каждое министерство, устанавливал единые принципы организации структуры министерств и общий порядок прохождения в них дел, отношения министерств с другими ведомствами, органами государственного управления.
Введение министерского административного управления означало единоличное руководство министром вместо коллегиального принципа. Министерства не имели в отличие от коллегий судебных функций, только административные. В итоге усилилась централизация и бюрократия.
1803 г. выходит «Положение об устройстве учебных заведений». Принципы: бессословность, бесплатность обучения на низших ступенях обучения, преемственность учебных программ. Структура учебных заведений:
1. Приходские школы
2. Уездные училища 2 класса
3. губернские гимназии 4 класса
4. Университеты. Образовано ряд новых университетов: Вильно, Дерпт, Казань, Харьков, Петербург.
1804 г. выходит Университетский устав (вводит выборность преподавательского состава) и Цензурный устав (ослабляет цензуру).
Большое влияние оказывает на Александра I стал оказывать А. А. Аракчеев. В 1805 г. «Негласный комитет» распался. 1805 – 1807 гг. позиции Аракчеева ослабевают, растет влияние М. М. Сперанского. Ему поручено составить проект нового Уложения.
В 1809 г. М. М. Сперанский Составил проект государственных реформ под названием «Введение к Уложению государственных законов». Сперанский изучил все формы правления и сделал вывод, что республика России не подходит. государство наше в эпохе самодержавия, и, имеет направление к свободе Настоящая система правления не свойственна уже более состоянию общественного духа Общий предмет преобразования состоит в том, чтоб правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на законе. Он провозгласил принцип разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная. Законодательство складывается: предложения, уважения и утверждения Предложение и утверждение закона сохранялось за Императором. Обсуждение принадлежало Государственной Думе. Вся исполнительная власть сохранялась власти державной. Судебная – как часть исполнительной власти также оставалась у власти державной. Сперанский замыкал все три ветви власти на императоре, сохраняя самодержавие, провозглашал, но не вводил правовое государство.
Система государственной власти. Порядок законодательный. На три года избираются Думы: - волостная; - окружная; - губернская. Они избирают членов Совета, суда, 20 состоятельных обывателей, распределяют местные налоги, представляют заявления в высшие органы о нуждах местности. Из депутатов губернской Думы предлагают депутатов Государственной Думы, которая избирается ежегодно, статус приравнивался Сенату и Министерствам. Дума образует законодательные комиссии. Император создает Государственный совет. Император назначает членов Совета пожизненно, министры являются членами Совета по должности. Государственный совет создает департаменты Законов, Дел военных, Дел гражданских и духовных, государственной экономии. Порядок рассмотрения закона: император вносит законопроект → Государственная Дума обсуждает→ Государственный совет обсуждает. Все решения должны подаваться Императору, после его утверждения проекты становились законом. Как показала практика, император мог утвердить как мнение большинства, так и меньшинства членов Госсовета. Таким образом, сохраняется абсолютная монархия.
Порядок исполнительный, слагается из четырех главных разделений: 1. управление государственное или министерство; 2. управление губернское; 3. окружное; 4. волостное.
Предлагалась система судов: волостной, окружной, губернский, в них 20 присяжных (отличнейших обывателей). Высший кассационный орган – Сенат. Для тяжких дел вводится Верховный уголовный суд.
Александр I в целом одобрил политическую реформу М.Сперанского, но решил проводить ее постепенно, начав с простого. В 1810 г. создан Государственный совет, который рассматривал проекты законов, разъяснял их смысл, контролировал министерства, во главе встал М.Сперанский. Делил права граждан на политические и гражданские. гражданские – права на жизнь, охрану жилища.
Проект выделял права гражданские и политические. Права гражданские общие, то есть безопасность лица и имущества. «Права гражданские особенные: 1. Быть изъятым от общей очередной службы, но не быть, однако же, свободным от особенной службы, которая на известные состояния положена законом. 2. Иметь право приобретать недвижимую собственность населенную» (т.е. с крепостными крестьянами). Т. о. сохранялся сословный строй, привилегии дворянства и крепостное право, не вводилась свобода личности, основной показатель правового государства и либерализма.
Политические права – все население страны делится: 1) дворянство, 2) средние (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) народ рабочий. К последним относятся крестьяне, и даже мастеровые и их рабочие (т. е. мануфактуристы), которые лишаются избирательных прав даже при наличии имущественного ценза. Дворянство и средние имеют избирательные права, на основе имущественного ценза.
По инициативе Сперанского были изданы указы 3 апреля и 6 августа 1809 г. «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин». Согласно первому указу находившиеся в званиях камерюнкера и камергера обязывались избрать себе определенный род службы, в противном случае их звания объявлялись лишь почетными отличиями, не дающими никакого чина. Второй указ в целях повышения профессионального уровня чиновников требовал чтобы чины коллежского асессора и статского советника (первый давал личное, а второй потомственное дворянство) присваивались только при предъявлении диплома об университетском образовании или сдаче экзамена в объеме университетского курса. Сильное недовольство дворян вызвало и введение в 1810—1811 гг. по совету Сперанского ряда налогов, в том числе и налога на дворянские имения с целью поправить расстроенные финансы и ликвидировать возраставший дефицит в государственном бюджете. Критика реформ Сперанского усиливалась. К ней присоединился в 1811 г. Н. М. Карамзин, который подает императору записку «О старой и новой России», в которой обосновывает зависимость благополучия России от самодержавия, утверждает, что дворянство и духовенство от рождения подготовлены к управлению, Александру следует помнить традиции Екатерины. Александр I, пришедший к власти в результате дворцового переворота, осознавал, что в Росси шарфов и табакерок достаточно, и принял решение об отставке Сперанского, который в марте 1812 г. был сослан в Нижний Новгород, затем переведен в Пермь.