Ассигнования и дотации из Государственного и местных бюджетов.

Среди средств воздействия государства на процесс функционирования экономики важное место принадлежит государственным ассигнованиям и дотациям, поскольку ключевым моментом в построении механизма государственного регулирования является надежное обеспечение деятельности всех субъектов хозяйствования.

Государственные ассигнования — это выделение определенной суммы денежных средств на финансирование хозяйственных объектов, видов деятельности или социальных программ за счет средств государственного и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов.

Бюджетные ассигнования устанавливают обязательный объем и целевое назначение расходов бюджетных средств. Размеры ассигнований для отдельных учреждений определяются их утвержденными сметами. Денежные средства на расходы, согласно определенных объемов ассигнований, предоставляются учреждениям при открытии кредитов финансовыми органами в банковских учреждениях.

Бюджетные ассигнования на инновации перечисляются финансовыми органами банкам, которые финансируют выполнение работ.

С помощью ассигнований государственного бюджета государство осуществляет целенаправленное воздействие на хозяйственные объекты в виде прямой государственной помощи на внедрение тех или иных мероприятий. В этом случае государственный бюджет играет роль инструмента целевого перераспределения национального дохода в интересах решения народнохозяйственных проблем. Для определения механизма использования в управлении экономикой бюджетных ассигнований и дотаций проводится анализ доходной и затраченного частей консолидированного бюджета страны за направлениями косвенного финансирования в виде налоговых льгот, льготного кредитования, субвенций местным бюджетам, транспортных платежей, субсидий, дотаций.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи социальные пособия, образование, здравоохранение. В этом проявляется главная цель государственного регулирования — стабилизация, сбалансированность, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к условиям, которые постоянно меняются. Социальные расходы, направленные на смягчение дифференциации социальных групп, свойственной социальному рыночному хозяйству.

В затратах на хозяйственные нужды почти в каждой стране выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству. Ни одна страна не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении фермерства. Ведь от темпов перемещения рабочей силы из села в город зависят уровень безработицы и степень самостоятельности (или зависимости от импорта) страны в продуктах и сельскохозяйственном сырье. От покупательной способности фермеров и сельского населения зависит состояние дел в нескольких важных отраслях производства и услуг.

Размеры упомянутых расходов существенно влияют на величину спроса и инвестиций. В кризисные периоды и во время депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные нужды, как правило, возрастают, а в период «перегрева» конъюнктуры — корректируются.

Изменяя структуру расходов бюджета, можно регулировать объемы спроса и инвестиций, а также влиять на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Средства государственного бюджета могут быть направлены на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов. Таким образом, государство будет стимулировать экспорт и в долгосрочном периоде улучшит платежный баланс.

С помощью ассигнований государственного бюджета государство осуществляет целенаправленное воздействие на хозяйственные объекты в виде прямой государственной помощи на внедрение комплекса природозащитных мероприятий. В этом случае государственный бюджет играет роль инструмента целевого перераспределения национального дохода в пользу решения экономических проблем.

4. Нормы и нормативы как один из важных средств государственного регулирования используются как базовый элемент при разработке территориальных платежей, а также при обосновании вариантов развития страны в целом.

Система норм и нормативов включает социально-экономические нормы и нормативы, нормы и нормативы развития материальной базы и социальной инфраструктуры, экономико-экологической.

Социально-экономические нормы включают широкий круг нормативов. Это прожиточный минимум, минимальная заработная плата, необлагаемый минимум заработной платы, и т др. Разрабатывать эти нормативы и механизмы их действия следует исходя из цен минимальной потребительской корзины для работника и членов его семьи, находящихся на его иждивении, а также цены рабочей силы. Указанные нормативы должны учитывать особенности изменений цены рабочей силы на региональном рынке труда и региональный уровень цен на потребительские товары.

Нормативы потребления товаров и услуг должны содержать минимальные нормы потребления в среднем на душу населения основных пищевых продуктов, изделий легкой промышленности, а также минимальные нормативы обеспечения населения и средние сроки использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения.

Важным элементом системы социально-экономических нормативов, которая формируется на государственном уровне, есть нормативы обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры. Уровень и развитие во многом определяется степенью удовлетворения потребностей населения в материальных благах и услугах. Планирования в отраслях непроизводственного назначения с помощью нормативных методов должно способствовать улучшению условий жизни населения, устранить социальные различия между отдельными регионами страны, городом и селом, обеспечить разработку комплексных планов с учетом природно-климатических, социально-демографических и других особенностей территории.

Система социально-экономических нормативов включает также:

— в сфере торговли и общественном питании — торговую площадь магазинов, посадочные места на предприятиях общественного питания прочее;

— в сфере бытового обслуживания — рабочие места на предприятиях быта, места в банях, мощности предприятий химчистки и прачечных;

— в сфере связи — квартирные телефоны и предприятия связи;

— в народном образовании — детские дошкольные учреждения, школы, ПТУ, высшие учебные заведения и др.;

— в здравоохранении — больничные и амбулаторно-поликлинические учреждения, дома-интернаты и санаторно-курортные учреждения;

— в сфере физкультуры и спорта — спортивные залы, бассейны и спортивные площадки;

— в сфере культуры — клубные учреждения, массовые библиотеки, театры и кинотеатры, центры досуга;

— на рынке труда — нормативы пособия по безработице ее размер должен предусматривать уровень физиологического минимума потребления на безработного и членов семьи, находящихся на его иждивении, а также учитывать региональный уровень на потребительские товары, входящие до физиологического минимума, и региональные особенности рынка труда.

Важнейшим направлением обеспечения государственного регулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов являются экономико-экологические нормы и нормативы.

Действующая система экологических нормативов включает нормативы экологической безопасности, предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, нормативы использования природных ресурсов, нормативы платежей и тарифов за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

Выбросы и сбросы — это количество загрязняющих веществ, выбрасывается или сбрасывается в окружающую среду из отдельного источника загрязнения за единицу времени. Она устанавливается на соответствующий срок — до достижения предельно допустимого количества выбросов или сбросов. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ разрабатываются предприятиями и утверждаются центральными органами власти. Они согласовываются с местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления в части сроков выполнения мероприятий по снижению выбросов, сроков отселения людей и вынесения объектов социального назначения с санитарно-защитных зон, снижение объемов производства и выбросов вредных примесей.

5. Ценообразование.Большое значение имеет такое средство государственного вмешательства, как ценовое регулирование. Цена, как известно — это денежное выражение стоимости товаров, услуг, ресурсов. В рыночной экономике цена является наиболее распространенной экономической категорией. Она выступает общим регулятором процесса общественного воспроизводства, влияние которого на деятельность хозяйствующих субъектов дополняется другими регуляторами, которые применяет государство (налогами, процентными ставками, валютным курсом, дотациями). Стоимостная оценка объемов производства и поддержание экономического порядка в течение колебаний рыночной конъюнктуры осуществляются посредством системы рыночных цен.

Движение рыночных цен под влиянием соотношения спроса и предложения является основой, исходным моментом действия рыночного механизма регулирования общественного воспроизводства.

В рыночной экономике действуют различные виды цен, в зависимости от сферы обращения и видов реализуемой продукции или услуг. Так, в отношениях между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями, а также между предприятиями-производителями и оптово-бытовыми организациями используются цены оптового оборота. Это, прежде всего, оптовые цены, по которым реализуется промышленная продукция. Продукцию сельского хозяйства государство скупает по закупочным ценам. В строительстве для расчетов за построенные объекты применяется цена, которая определяется на основе сметной стоимости строительства. Товары народного потребления для населения реализуются по розничным ценам. Расчеты за услуги транспорта, коммунально-бытового хозяйства осуществляются по особым ценам — тарифам.

Различные виды цен составляют единую систему, в которой они тесно взаимосвязаны. Так, оптовые цены промышленности, закупочные цены в сельском хозяйстве является базой для образования розничных цен.

Розничные цены подразделяются на цены наличные, которые предполагают срочную выплату денег за товар, и кредитные, то есть цены товара, проданного в кредит. Одним из разновидностей цен является прейскурантная цена.

Значение цены для процесса воспроизводства в рыночной экономике определяется и основными функциями, измерительно-информационной, распределительной, стимулирующей, ориентационной, уравновешивающей.

Влияя на процесс ценообразования, государство может корректировать функционирование экономики в направлении достижения равновесия цен на более широкий круг товаров и услуг, что является признаком здоровой экономики. Это требует разработки конкретных мер, которые могут обеспечить переход к цене равновесия.

Классическая экономическая теория рассматривает свободное рыночное ценообразование как главный элемент поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако идеальной, всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не существовало. Проблема заключается в определении степени и форм ограничения свободного ценообразования.

Несмотря на кризисное состояние экономики страны, ценовое регулирование должно осуществляться по нескольким направлениям. Одним из существенных является государственное регулирование цен только за естественными монополиями (энергетика, транспорт, жилищно-коммунальные услуги) и рядом искусственных, которые диктуют ценовые требования, используя свое исключительное положение на рынке страны. Следовательно, речь идет о необходимости существенного ограничения сферы ценового регулирования со стороны государства. В случае нарушений предприятия, которые занимают монопольное положение на рынке, следует применять нормы антимонопольного законодательства, переводить эти предприятия на режим прямого установления цен.

Новой проблемой является обеспечение государственного контроля за ценообразованием в части соотношения внутренних и мировых цен. Это связано с объективной необходимостью адаптации рынка к условиям внешней среды. В стране сложилась ситуация, когда цены на ряд видов промышленной и сельскохозяйственной продукции превышают мировые, тогда как средняя заработная плата намного ниже, сырье и материалы по ценам также уступают уровню цен внешнего рынка. К тому же продолжает наблюдаться негативная тенденция падения объемов производства с одновременным ростом производственных расходов, особенно непроизводительных. Это требует контроля со стороны государственных органов ценообразования за ростом издержек производства (в случае изменения цен) и динамикой соотношения с ценами мирового рынка. Особое значение имеет систематический контроль за уровнем цен на продукцию базовых отраслей (горнорудная, металлургическая, химическая).

В отдельных случаях возможно временное государственное вмешательство на отдельных рынках товаров и услуг для установления контроля за ценами и заработной платой. Для предотвращения неконтролируемого роста цен их государственное регулирование должно осуществляться преимущественно через экономические рычаги, налоговую, финансово-бюджетную, кредитную, валютную и таможенную политику, а также с применением механизма установления цен на продукцию предприятий монополистов.

Важным направлением действий государства в области ценообразования должно быть дальнейшее расширение сферы свободного ценообразования, что требует демонополизации экономики и создания реальных условий для развития конкуренции. Причем демонополизация должна охватить не только производителей, но и сферу обращения товаров, чтобы подорвать экономические условия для перепродажи товаров посредниками, а следовательно — предотвратить рост цен и укрепить экономику.

Не теряет своего значения также направление усилий государства на обеспечение финансовой стабилизации, недопущения инфляционных всплесков.

Политика ценового регулирования может осуществляться путем установления соответствующей системы ценообразования. Решая этот вопрос, следует учитывать динамику инфляции, уровень конкуренции и монополизации производства, социальную политику.

Механизм государственного регулирования ценообразования в стране пока находится в стадии становления, и решение этого вопроса требует значительных усилий.

6. Ставки налогов и льготы по налогообложению.Основным рычагом, важнейшим средством государственного воздействия на социально-экономическое развитие страны и на инновационные процессы являются налоги и налоговые льготы. Именно налоги, как свидетельствует экономическая история, всегда использовались государством как самое действенное средство регулирования экономических процессов. Налоги являются составляющей фискальной политики государства решения тех или иных экономических проблем через государственный бюджет благодаря определенной системе налогообложения и правительственных расходов.

На инновационную деятельность, которая определяет исходный момент предпринимательства, влияют все налоги и платежи, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью. Определяют такие функции налогов фискальную, стимулирующую, регулирующую и контрольную.

Налоговые поступления в бюджет обеспечивают государство финансовыми ресурсами, необходимыми для деятельности. В этом состоит фискальная функция налогов.

Стимулирующая функция заключается в том, что налоговые мероприятия государства (в большинстве случаев — налоговые льготы) могут стимулировать производство наиболее необходимых видов продукции, внедрения достижений научно-технического прогресса, поддерживать режим энерго - и материалоэкономии в производстве. Предоставлением дополнительных налоговых льгот для новых инвестиций государство может поощрять обновление основного капитала.

Регулирующая функция заключается в том, что через налоги и налоговые льготы государство влияет на производство, распределение, обмен и потребление. С одной стороны, налоги сокращают финансовые возможности предпринимателя в качестве покупателя средств производства и особого товара — рабочей силы. Налогообложения прибыли потенциально уменьшает производственное потребление. Налоги на заработную плату сокращают потенциальные возможности личного потребления и выравнивают доходы. 3 другой стороны, применяя гибкую и всеобъемлющую систему налогов, государство может влиять на реализацию общественного продукта, темпы накопления капитала и технического обновления производственного аппарата, а также регулировать темпы экономического роста, формирование пропорций и структуры общественного производства. Часть валового внутреннего продукта, что становятся государственной собственностью с помощью налогов, является финансовой основой государственного регулирования рыночных отношений.

Налоги меняют структуру спроса и потребления, относительно сокращают, но выравнивают производственный и личный спрос и потребление. Однако именно за счет налогов государство образует фонд денежных средств, с помощью которого расширяет государственный спрос и потребление. Так происходит трансформация структуры спроса и потребления.

Государство может использовать налоги для достижения пропорциональности в экономической структуре производства и обмена. Особенно важно путем соответствующей налоговой политики стимулировать рост накопления, то есть способствовать капитализации части прибавочной стоимости. С помощью налоговой системы можно регулировать также территориальное размещение производственных сил, предоставляя налоговые льготы предприятиям и отраслям, которые осваивают удаленные или отсталые регионы.

Классическим примером налога с дохода является подоходный налог с граждан.

К налогам на продукты относятся те, что входят в состав цены отдельных товаров и оплачиваются потребителем, концентрируются у владельца товаров или услуг, а затем передаются государству.

Налоги на производство имеют форму платы за производственные ресурсы (за землю, воду, использование недр при добыче полезных ископаемых и т др )

Налоговые льготы на подоходный налог с граждан главным образом заложено в системе прогрессивного налогообложения, что включает механизм выравнивания доходов. Налоговые льготы по доходам граждан должны быть дополнены системой скидок для семей, имеющие иждивенцев (детей, инвалидов)

Налоговые льготы для предприятий (корпораций) должны быть четко определены по направлениям и действовать не менее 5 лет с момента принятия закона. Регулирующее воздействие налогов на продукты связан с их действием на масштабы спроса и предложения различных товаров. Введение более высокого налога на тот или иной товар сокращает спрос на него из-за повышения цены и в то же время снижает его предложение. Эти налоги оказывают тем большее влияние на рыночную ситуацию, чем выше эластичность спроса по ценам.

Высокие темпы инфляции, с одной стороны, обусловливают высокий уровень налогообложения продуктов при максимально возможном сдерживании спроса, а с другой — грозят дополнительной дестабилизацией из-за чрезмерного роста, обусловленное повышенными инфляционными ожиданиями субъектов хозяйствования, связанные с увеличением налогообложения. Чем выше темпы инфляции, на основе которых происходит увеличение налогов на продукты, тем больше вероятность того, что эти налоги лишь стимулировать инфляцию, а не сдерживать ее.

Поэтому, налоги на продукты, включая налог на добавленную стоимость, могут выступать эффективным стабилизатором преимущественно в условиях невысоких темпов роста инфляции, но дефляционная эффективность этой группы налоговых мероприятий снижается, хотя, наряду с регулированием спроса, налоги на продукты способствуют стабилизации доходной части бюджета. Поступления этих налогов в бюджет автоматически возрастает в соответствии с динамикой цен реализованной продукции.

Одним из крайне необходимых направлений совершенствования налогового регулирования являются охвата теневой экономики, то есть налогообложения нелегальных доходов. Это связано с тем, что ни одна, даже очень льготная налоговая система неспособна повлиять на существенную легализацию теневых доходов. Для этого необходим действенный контроль не только за получением доходов, но и за их применением как на территории страны, так и за ее пределами. В отличие от прямого субсидирования, налоговые льготы предоставляют право воспользоваться субсидиями в косвенной форме всем производителям без заранее определенных объемов финансирования. Такая форма экономического воздействия позволяет избежать непосредственного государственного вмешательства в дела субсидируемых компаний.

Государственное регулирование в сфере налогообложения должно преследовать иную цель. Она вполне естественна для государства, которая, кроме внеэкономических задач защиты от внешней угрозы и охраны порядка, берет на себя часть ответственности за экономическое процветание общества, обеспечения нетрудоспособных, другие социальные программы, обычные для развитой цивилизованной страны. Но поскольку само государство не производит никаких материальных благ, она может рассчитывать лишь на определенную долю результатов труда налогоплательщиков, свободных в своей экономической деятельности от любых обязанностей, кроме налоговых. Эта цель полностью соответствует принципу гармонии интересов каждого индивида и общества в целом.

7. Проценты за кредит и государственные гарантии.Важнейшей сферой государственного воздействия являются денежно-кредитные отношения, поскольку они являются стержнем всей экономической системы, независимо от степени развития частного сектора. Государство даже в условиях рыночной экономики придает большое значение контроля за формированием и использованием национальных кредитных ресурсов. Последние образуются в процессе общественного воспроизводства — формирование распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. По своей сущности кредитные отношения являются денежным выражением, денежной формой производственных отношений, важным следствием функционирования экономики и необходимым, источником ее развития. Государственное регулирование должно обеспечить решение проблем, возникших вследствие инфляционных процессов. В числе этих проблем — неразвитость системы финансового планирования, противоречивость механизмов ценообразования, кредитования, налогообложения, что никак не стимулируют эффективное хозяйствование, не налаженность формирования и использования кредитных ресурсов. Необходимо создать предпосылки для органического сочетания финансовых отношений с другими экономическими отношениями, превратить кредитный механизм на мощный и эффективный государственный регулятор функционирования экономики.

Хозяйственная практика стран с экономикой различных типов свидетельствует, что кредит, который реализует заемный фонд, обеспечивает экономию и повышение производительности труда, ускоряет процесс воспроизводства. Попытки в недалеком прошлом внедрить в нашу практику хозрасчет обнаружили, что пока кредитные ресурсы обходятся предприятиям дешевле собственных средств, поскольку банковский ссудный процент ниже от платы в бюджет за собственные средства, до тех пор трудно надеяться на эффективное использование кредита. Теоретически предприятия любых форм собственности должны быть поставлены в такие хозяйственные условия, при которых они будут пытаться, прежде всего, использовать собственные средства, в дальнейшем — банковский кредит и, наконец, — ассигнования из государственного бюджета. Банковский процент должен играть двойную роль стимулирующую и предупреждающую, что связано с процессом авансирования заемных средств и распределением стоимости, созданной с их помощью. Денежно-кредитный механизм должен обеспечить согласованность между материально-вещественным и стоимостным составом ссудного фонда в процессе расширенного воспроизводства между ссудным фондом и общественными потребностями в кредите на базе определенной нормы эффективности затрат, которые кредитуются. Длительное время эта норма была явно недостаточной. Инструментами денежно-кредитной политики также являются:

1) резервная норма (резервные требования) Национального банка (НБ) страны — часть банковских депозитов (вкладов от населения и других пассивов, которые должны воздерживаться коммерческим банком в форме наличных денег или в форме депозитов) в НБ;

2) ставка рефинансирования НБ — процент по ссудам, предоставленным коммерческим банком;

3) эмиссия — дополнительный выпуск денег, не обеспеченная товарами и услугами.

4) чистые официальные международные резервы НБ — величина резерва в текущем периоде.

8. Государственные заказы и закупки.Эффективными регуляторами прямого действия на производство являются государственный заказ и государственные закупки, поскольку экономическая роль государства заключается в обеспечении общегосударственных потребностей и защиты интересов социально незащищенных групп населения, государственным заказом как инструментом государственного регулирования формируются задания на изготовление, поставку промышленной, специальной и сельскохозяйственной продукции, продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, выполнения работ и оказания услуг по номенклатуре и в объемах, обеспечивающих реализацию государственных и межгосударственных целевых программ, выполнение межправительственных соглашений и создания государственных резервов.

Государственным заказом как средством государственного регулирования могут охватываться предприятия различных форм собственности. Они могут подавать в органы государственной власти, формирующих государственный заказ, предложения о включении их продукции в государственный заказ.

Действенность механизма государственного заказа в значительной степени определяет обеспеченность последнего материально-техническими ресурсами. Несмотря на ограниченные возможности современной экономики, установлен порядок, согласно которому государственная поддержка предоставляется только исполнителям государственных заказов, которые имеют стратегическое значение для страны. В случае необходимости государство гарантирует таким исполнителям продажа предприятиями-производителями материальных ресурсов, необходимых для выполнения государственного заказа.

Экономическая роль государства в процессе формирования, доведения и контроля за выполнением государственного заказа в различных отраслях и сферах народнохозяйственного комплекса Страны имеет свою специфику. Так, заказ на поставку сельскохозяйственной продукции как средство государственного регулирования на время перехода до устойчивых рыночных отношений должно обеспечивать первоочередные потребности Страны (межправительственные соглашения, резерв, бюджетные учреждения). Государственные заказы на продукцию пищевой промышленности является средством обеспечения потребностей потребителей, финансируемых за счет государственного бюджета, и пополнение государственного резерва. При этом государство гарантирует оплату продукции.

В современных экономических условиях государственный заказ определенной степени стимулирует развитие приоритетных отраслей, выполнение межгосударственных соглашений, экспортно-импортных операций, внедрение новых технологий.

Государственный заказ на проведение важнейших разработок, направленных на создание новейших технологий и продукции, является эффективным средством осуществления государственной научно-технической политики, стимулирование развития приоритетных направлений НТП, реализации государственных научно-технических программ, способствующих обеспечению высокой конкурентоспособности продукции, уменьшению зависимости от импорта, ресурсо - и энергосбережению, радикальному повышению производительности труда.

При принятии решений относительно конкурсного отбора исполнителей, которые получили адресное приоритетное финансирование, учитывается их рейтинг, который определен при аттестации научно-исследовательских учреждений, проектных и конструкторских организаций. Финансирование новейших разработок осуществляется по статье финансирования государственного заказа. Источниками финансирования новейших разработок являются средства государственного бюджета и государственного инновационного фонда, а также специальных внебюджетных фондов и заинтересованных юридических и физических лиц.

Государственный заказ на научно-техническую продукцию по приоритетам развития науки и техники реализуется через государственные закупки.

Исходя из задач развития национальной экономики на ближайший период и оценки ее реального состояния, государственное влияние в форме заказа целесообразно распространять на объекты государственного регулирования, которые являются решающими или без поддержки которых государство не в состоянии обеспечить нормальное функционирование общества.

Важное значение для общества имеет применение механизма государственного заказа для решения природоохранных проблем. Государственное влияние в этой сфере является залогом внедрения запланированных мер по ликвидации критических последствий нарушения экологического равновесия и обеспечения выполнения первоочередных мероприятий в рамках разработанных государственных программ экологического оздоровления регионов за счет Государственного бюджета.

Для наиболее эффективного использования средств Государственного бюджета заказ на поставку продукции для государственных нужд, особенно сельскохозяйственной продукции и продовольствия, будут размещаться путем проведения аукционов, конкурсов, открытых и закрытых торгов, в т ч тендерных торгов общегосударственного, регионального и муниципального уровней.

Госконтракт как регулятор инновационной активности в отдельных отраслях отличается от приведенных форм прямого государственного регулирования его можно применить к предприятиям с негосударственной формой собственности, продукция которых является необходимым для государственного потребления.

9. Пошлина и таможенные налоги.Большое значение для восстановления экономики страны на современном этапе имеет соблюдение методов государственного регулирования, открытости экономики и ее экономической безопасности. При решении этой проблемы государственный механизм опирается на такие средства регулирования, как таможенная пошлина и таможенные налоги.

Пошлина — это налоги, которые устанавливаются на импортные, а в отдельных случаях — и на экспортные товары. Государство использует пошлина для одновременного решения двух основных задач опираясь на фискальную пошлину, государство вводит его, до тех товаров, которые не производятся предприятиями страны. Целью такой пошлины является обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Функция защиты украинских производителей от конкуренции других государств выполняется протекционистской пошлиной, которое уменьшает преимущество иностранного производителя на украинском рынке над отечественным производителем.

Защита национального рынка — главная цель таможенных тарифов. Вместе с тем их использование приводит к последствиям, которые необходимо учитывать при выработке и реализации внешнеэкономической политики, а именно:

— производственный эффект. Растет производство товара, который защищается таможенными тарифами, потому что импортные товары становятся дороже и не могут удовлетворить существующий спрос. Учета производственного эффекта очень важно для формирования экономической политики в небольших странах, масштабы внутреннего рынка которых может обеспечить эффективную деятельность ограниченного количества предприятий;

— потребительский эффект. При прочих равных условиях, потребление товара, который облагается пошлиной, снижается;

— бюджетный эффект. Таможенные тарифы – источник бюджетных поступлений. Особенно возрастает значение таможенных тарифов для стран, которые развиваются. В промышленно развитых странах этот источник пополнения бюджета не является существенным объема бюджетных поступлений, что обратно пропорционально размера таможенного тарифа — чем больше размер тарифа, тем меньше объем импорта, и, соответственно, меньшие бюджетные поступления;

— эффект распределения доходов. Он заключается в том, что национальные производители при отсутствии конкуренции со стороны иностранных фирм (из-за применения таможенных тарифов) имеют возможность повышать цену на свой товар и получать более высокие доходы в форме ренты. Защита национальных производителей с помощью таможенных тарифов приводит к росту стоимости дефицитных товаров и снижение цены;

— конкурентный эффект. Играет значительную роль в небольших странах, рынок которых может обеспечить эффективную деятельность лишь ограниченного количества национальных производств. Однако отсутствие конкуренции со стороны иностранных производителей может привести к потере национальными производителями стимулов к повышению эффективности производства и снижению цен;

— влияние на платежный баланс. Применение таможенных тарифов приводит к сокращению потребления импортных товаров (из-за высоких цен на них), соответственно уменьшаются расходы на закупку импортных товаров. Такой процесс, при прочих равных условиях, способствует улучшению платежного баланса;

— влияние на условия торговли. Применение таможенных тарифов заставляет иностранные фирмы снижать цену товаров, которые ввозятся в данную страну. А это, в свою очередь, предполагает изменения в соотношении экспортных и импортных цен.

В большинстве случаев таможенный тариф применяется на национальном уровне. Но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группу и создает таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран - участников торговых отношений с третьими странами.

Ставки таможенных тарифов изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике отдельных стран и мирового хозяйства.

Снижение пошлины осуществляется (в большинстве случаев) после дву - или многосторонних переговоров, в ходе которых стороны заключают соглашения об обмене таможенно-тарифными нормативами.

Существенным средством регулирования иностранной предпринимательской деятельности на национальном рынке является система налогообложения импорта. Вообще налогообложение импорта в странах с рыночной экономикой строится на одинаковых принципах, но отличается размерами таможенных тарифов и некоторых видов таможенных налогов.

К таможенных налогов относятся таможенный сбор, которым облагаются товары при пересечении границы ряда стран, различные сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой качества, портового, статистического и другого пошлины.

Особой разновидностью таможенного налога являются «плавающие» таможенные пошлины (импортные), которые широко применяются в странах ЕС как инструмент аграрного протекционизма. По характеру своего действия «плавающие» импортные сборы близки к пошлине, но, в отличие от него, зависят от соотношения внутре<

Наши рекомендации